Для неспециализированных потоков
Введение (2 часа)
Обеспечение личностно ориентированного, развивающего обучения — основное требование современной школы. Организационное переустройство учебного процесса с учётом психофизиологических особенностей детей, совершенствование методических принципов, связанных с введением вариативного содержания обучения, рационализация процессуальных основ обучения и воспитания. Необходимость разработки и внедрения новых педагогических технологий. Важность переподготовки учителя к работе в новых социальных условиях, повышения общего уровня педагогической культуры.
Тема 1. «Педагогические технологии: понятие и типология» (4 часа)
Выращивание понятия «профессиональная деятельность». Необходимость технологизации учебного и воспитательного процессов. Сущность и особенности педагогической технологии. Причины возникновения и практического использования новых психолого-педагогических технологий. Классификация педагогических технологий. Препятствия на пути воплощения инновационных авторских проектов и условия их преодоления.
Тема 2. Объяснительно-иллюстративные технологии обучения (4 часа)
Наследие «информационного общества» и тоталитаризма: отсутствие экологии информации, место, роль, и значение информации, не подкреплённой практическим действием. Сущностные черты тоталитарного государства. Необходимость формирования. личности с заданными свойствами. Основные способы формирования управляемого исполнителя в образовательных структурах.
Практическое занятие: построение «портрета» выпускника массовой школы, выделение типологических особенностей школьников, обучающихся с принудительном режиме объяснительно-иллюстративных технологий обучения.
Тема 3. Существенные черты и особенности объяснительно-иллюстративного способа обучения (8 часов)
Внешний механизм функционирования объяснительно-иллюстративных технологий: просвещение обучающихся, доминирование обучения над учением, единообразие и закостенелость в формах и содержании, регламентированное исполнительство учителя и ученика, направленность на решение узко дидактических задач, превознесение внешних показателей результата работы, надзор за внешними проявлениями вместо управления психологическими процессами.
Внутренние психологические последствия использования традиционных технологий. Принуждение в процессе обучения, репрессивная среда в школе. Влияние принуждения на психологическое состояние учителей и учащихся. Подмена внутренней мотивации стимулированием. Отсутствие в объяснительно-иллюстративных технологиях обучения организованных процедур развития, саморазвития, воспитания личности, невозможность реализации в этой системе обучения триединых дидактических задач.
Последствия подмены воспитания просвещением. Неадекватность профессиональных затрат педагогов общему уровню обученности и воспитанности выпускников школы.
Практические занятия. Просмотр в видеозаписи и анализ урока в объяснительно — иллюстративном режиме обучения. Сильные и слабые стороны традиционного урока. Позиция учителя и ученика в массовой школе. Необходимость изменения процессуальной стороны и режима урочной системы. Удачные находки из педагогической практики учителей Тверской области в решении этой проблемы.
Тема 4. Изменение оценочной деятельности учителя и учащихся — необходимое условие перехода к более совершенным технологиям обучения (8 часов)
Основное условие при переходе к более совершенным технологиям обучения — замена внешнего стимулирования внутренней мотивацией учения школьников. Традиции в оценочной деятельности учителя массовой школы, доставшиеся ему по наследству, и неизбежно необходимые при использовании объяснительно-иллюстративных технологий.
Сущность общепринятой (социальной) и индивидуальной нормативной ориентации учителя. Содержание оценочного акта в массовой и инновационной технологиях обучения. Применение в работе индивидуальных эталонов оценивания — основная задача учителя при переходе к более совершенным технологиям работы. Сочетание в работе индивидуальных и общепринятых эталонов.
Самооценка как основа саморегуляции и внутренней мотивации учения. Основные условия и способы обеспечения самооценки учебной деятельности школьниками на разных типах уроков. Уровни сформированности действий самооценки. Виды тестов, использование их на разных этапах обучения.
Практические занятия. Просмотр видеофрагментов уроков с разными подходами к оцениванию учащихся.
Анализ последствий внешнего стимулирования учащихся и внутренней мотивации учения на развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся.
Просмотр видеозаписи и анализ интервью учащихся разных возрастных групп и родителей по поводу школьного балла и его роли в социальной жизни школьника.
Тема 5. Воспитание в процессе учения (8 часов)
Совместная деятельность — стабильное и мощное воспитательное средство. Механизм её организации. Совместная деятельность и общение — активная форма проявления отношений. Сущность процесса воспитания. Отношения — центральное звено изучения и формирования личности. Виды и свойства отношений. Базовые (производственные) отношения и межличностные, их рассогласованность в традиционной школе. Педагогическая процедура формирования и корректировки нравственных качеств личности. Роль характера воспитательных отношений в педагогической практике. Процедуры, обеспечивающие субъектную позицию воспитанникам. «Нетрадиционные» формы уроков, их специфика и роль в организации воспитательных отношений. Технологии, обеспечивающие воспитание в процессе учения.
Практические занятия. Просмотр в видеозаписи, анализ уроков и внеклассных занятий с целью определения содержания воспитательных отношений и прогнозируемых последствий в плане формирования характера воспитанников. Анализ видеофрагментов с целью определения согласования или рассогласованности базовых отношений в учебном процессе и межличностных. Способы выражения отношений.
Тема б. Адаптивная система обучения (12 часов)
Необходимость перехода к более совершенным технологиям обучения. Основные пути реформирования традиционной системы обучения: новое в содержании образования, организационные изменения в
учебном процессе, процессуальные преобразования в учебной деятельности.
Применение личностно — ориентированных технологий обучения. Основные идеи получивших признание прогрессивных личностно -ориентированных технологий обучения: технологии «полного усвоения знаний», «разноуровневого обучения», «коллективного взаимообучения», «модульного обучения».
Изменения в типовой структуре урока. Учебное занятие в адаптивной школе: особенности организации. Варианты использования типовой схемы учебного занятия в классах с разными способностями детей.
Первоочередные вопросы методики адаптивной школы.
Практические занятия. Проектирование учебного занятия по типовой схеме. Просмотр в видеозаписи и анализ учебных занятий в адаптивной школе.
Тема 7. Основы развивающего обучения (20 часов)
Переход к развивающему обучению — условие действенной перестройки общеобразовательной школы. Сущность развивающего обучения. Основные научные школы и их направленность.
Л.С. Выготский и его последователи о роли обучения в развитии личности. Новый взгляд на проблемы психического развития детей а процессе обучения.
Продуктивные и малопродуктивные типы мышления. Развитие теоретического сознания и мышления — главная цель концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
Основные идеи дидактической системы Л.В. Занкова.
Основные положения теории развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В. Давыдова. Теория учебной деятельности: строение, содержание и принципы организации. Формы взаимодействия и характер общения учителя и ученика в процессе учебной деятельности. Метод проблемных учебных задач, виды и механизм их составления.
Учебный цикл как основная структурная единица учебного процесса. Типовая структура учебного цикла. Функции учителя в режиме развивающего обучения.
Практические занятия. Просмотр ввидеозаписи вариантов проведения первого акта учебного цикла — постановки проблемной учебной задачи при изучении разных учебных предметов; второго акта — решения учебной задачи; целого учебного цикла — методического кольца от постановки проблемы, самостоятельной деятельности школьников по добыванию новых знаний до анализа контрольных заданий.
Посещение и анализ отдельных занятий в системе развивающего обучения вшколах — лабораториях.
Конференция по обмену опытом работы: «Поиски и находки в процессе перехода на новые технологии обучения».Семинар: «Пути ускорения реализации новых технологий обучения в школах Тверской области». Обзор литературы по проблеме.Обсуждение учебного плана и программы специализации «Возрастная психология и проблемы развивающего обучения» (для специализированных потоков).
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — Минск, 1990.
2. АнисимовО.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. — М., 1991.
3. Беспалько В.Г. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.
4. БросалинаГ.Н. Построение групповой дифференцированной работы учащихся на основе сотрудничества и взаимопомощи // Нравственное формирование личности школьника в коллективе. — Л., 1975.
5. Бурменская Г.В. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте //Хрестоматия по психологии. — М., 1987.
6. Цукерман Г.А., Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. — Томск, 1996.
7. Винокурова Н.К. Магия интеллекта, или Книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых. - М., 1994.
8. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). — М., 1966.
9. Воронцов А. Б. К вопросу о домашних заданиях, их значении и содержании на разных этапах обучения в системе развивающего обучения // Феникс. — 1997 — №6.
Ю.Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. - М, 1998.
11. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. — М., 1962.
12. Вторая Международная олимпиада школ развивающего обучения: Содержательный анализ и комментарии. — М., 1997.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1996.
Н.Гантая И. С. Формирование основ самообразования при обучении младших школьников чтению. — Кишинев, 1983.
15.Гребенюк Т.Г. Дидактика и педагогическая психология. - Калининград, 1996.
16. Громов М.К. Развитие мышления младшего школьника // Психология младшего школьника. - М., 1960.
17.Гуружапов В.А. Психология формирования личности и проблемы обучения. - М., 1980.
18.Гуружапов В.А. Вопросы экспертизы учебного процесса развивающего обучения // Психологическая наука и образование. - 1996 - № 1.
19.Давыдов В.В. Виды общения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). — М., 1972.
20.Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление. — М., 1989.
21.Давыдов В.В. Особенности реализации содержательного обобщения в обучении // Хрестоматия по психологии. — М., 1987.
22.ДавыдовВ.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования. — М., 1986.
23.Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. - Томск, 1992.
24.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М., 1996.
25.Давыдов В.В. Основные проблемы развития мышления в процессе обучения // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М., 1981.
2б.Давыдов В.В. Принципы обучения в школе будущего // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981.
27.Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М.,
1981.
28.Давыдов В.В., Верданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. — Ереван, 1981.
29.Давыдов В.В., Репкин В.В. Организация развивающего обучения в 5—9 классах средней школы // Феникс. - 1996 - № 5.
30.Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Маркова А.К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. — М., 1978.
31.Доналдсон М. Мыслительная деятельность ребёнка. - М., 1985.
32.Драгунова Т.В. Общение с товарищами как особая сфера жизни подростков. - М., 1967.
33.Дусовицкий А.К. Дважды два равно икс. — М.,
1982.
34.Дусовицкий А.К. Загадки птицы Феникс. — М., 1986.
35.Дусовицкий А.К. Развивающее обучение: основные принципы. — Харьков, 1996.
36.Дусовицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. — М., 1996.
37.Жеден П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах. — Томск, 1992.
38.3акА.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. — М., 1984.
39.3ак А.К. Развитие умственных способностей младших школьников. - М., 1995.
40.3ак А.К. Диагностика видов мышления младшего школьника. - М., 1995.
41.3анков Л.В. О начальном обучении. — М., 1963.
42-Занков Л.В. Дидактика и жизнь. — М., 1968.
43.3анков Л.В. Беседы с учителями. — М., 1970.
44.Занков Л.В. О начальном обучении. — М., 1963. 45.3анков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. — М., 1960.
46. Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников. — М., 1976.
47.Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. - М., 1993.
48. Изучение развития учащихся учителем. — М., 1984.
49. Кабанова-Малер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. — М., 1981.
50. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М., 1981.
51. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. — М., 1980.
52.Клинберг Л. Проблемы теории обучения. — М., 1984.
53. Конаржевский Ю.А. Проект единого педагогического пространства школы развивающего обучения. — Калининград, 1996.
54.Костюк Г.С. Актуальные вопросы обучения и развития младшего школьника // Обучение и развитие младших школьников. — Киев, 1970.
55. Кравцов Г.Г. Некоторые психологические особенности учебной деятельности младших школьников // Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. — М., 1976 — Вып. 2.
56.Кудина Г-Н., Новлянская З.Н., Цукерман З.А. Психологические основы построения школьного курса литературы // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. - М.. 1983.
57.Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться. - М., 1983.
58.Кухарев Н.В. Педагогическая теория и школьная практика: Экспериментально-дидактические исследования на материале обучения учителей мастерству формирования умственной самостоятельности учащихся. - Минск, 1978.
59ЛеонтьевА.Н. Проблемы развития психики. — М., 1981.
60.Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. — М., 1980.
61.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М., 1981.
62.Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. — М., 1985.
63.Лысенкова С.Н. Главы будущей книги. — М., 1993.
64.Лысенкова С.Н. Жизнь моя — школа. — М., 1995.
65. Маркова А.К. Психология обучения подростков. — М., 1975.
66. Маркова А.К., Абрамова Г.С. Учебная деятельность как предмет психологического исследования // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии - М., 1981.
67. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М., 1983.
68. МарковаА.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. — М., 1990.
69. Марев И.С. Методологические основы дидактики. - М., 1987.
70. Матис Т.А. Психологические особенности организации совместной учебной деятельности школьников // Психологические проблемы учебной деятельности школьников. — М., 1977.
71.Мечинская НА Проблемы учения и развития // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. - М., 1975.
72. Обучаемость по системе Л.В. Занкова: 1-й год обучения // Книга для учителя. — М., 1991.
73. Обучение и развитие: экспериментально-педагогическое исследование. — М., 1975.
74. Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся (IV-V кл.). - М., 1985.
75. Петрова Г.И. Гносеологический анализ теорий обучения. — Томск, 1977.
76. Полуянов Ю.А. Развитие взаимопонимания между детьми в учебной деятельности // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. — М., 1983.
77. Пономарев Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. — М., 1967.
78. Поспелов Н.Н., Поспелов И.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. — М., 1989.
79. Психологические проблемы учебной деятельности школьника. — М., 1977.
80. Психологические проблемы обучения и воспитания. - Душанбе, 1974. - Ч. 1.
81. Психология обучения и воспитания (вопросы организации формирующего эксперимента): Обзорная информация. — М., 1978. — Вып. 5.
82. Психология формирования личности и проблемы обучения. — М., 1980.
83. Психологическое развитие школьников в процессе учебной деятельности. — М., 1983.
84. Психология учебной деятельности школьников:
Тезисы докладов 2-й Всесоюзной конференции по педагогической психологии в г. Туле. — М., 1982.
85.Пунский В.О. Азбука учебного труда. — М., 1988.
86.Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? — Томск,1993.
87.РепкинВ.В. О понятии учебной деятельности. Структура учебной деятельности // Вестник Харьковского университета. — 1976. - № 132.
88.Репкин В.В., Дусавицкий А.К. О потребностной основе учебной деятельности // Проблемы формирования социогенных потребностей. — Тбилиси, 1974.
89.Репкин В.В. Формирование учебной деятельности как психологическая проблема. // Вестник Харьковского университета. — 1977. — № 155.
90.Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте. // Вестник Харьковского университета. - 1978. - № 171.
91.РепкинВ.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте. - М., 1993.
92.Репкин В.В. Развивающее обучение и учебная деятельность. — Рига, 1992.
93.Репкин В.В. Развивающее обучение языку и проблема орфографической грамотности // Вестник МАРО. - 1996 - № 1.
94.Репкин В.В. Психолого-педагогический мониторинг // Вопросы психологии. — 1995 — № 1.
95. Романовская М.П. и др. Оценка знаний и умений учащихся в системе развивающего обучения: 2-3 класс. - М., 1995.
96.Сикорский И.А. Об умственном и нравственном развитии и воспитании детей. - СПб., 1992.
97. Содружество учёного и учителя: Работаем по системе Л.В. Занкова // Книга для учителя. — М., 1991.
98.Солодова Г.Г. Развитие и воспитание личности. — Кемерово, 1996.
99. Составление учебных задач: Методическая разработка. - М., 1990.
100.Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. —М., 1975.
101.Танцоров С. Групповая работа в развивающем образовании. — Рига, 1997.
102.Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. - Воронеж, 1996.
103.Формирование учебной деятельности школьников. - М., 1982.
104.Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. - М., 1977.
105-Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М., 1991.
10б.Хамблин Д. Формирование учебных навыков. — М., 1986.
107.Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М., 1981.
108.Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. — Томск, 1993.
109.Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? — М., 1985.
110.Цукерман Г.А. Кооперация со сверстниками как необходимое условие развивающего обучения // Новые исследования в психологии: Сообщение 2. Обоснование гипотезы. — М., 1984.
111. Цукерман Г.А. Формы учебной кооперации в работе младших школьников // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. — М.,
1983.
112.Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М., 1996.
11З.Чуприкова Н. Система обучения Л.В. Занков и современная психология // Педагогика. - 1993. - № 2.
114.Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения // Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). — М., 1966.
115.Эльконин Д.Б. Психологические основы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М., 1981.
116.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего
школьника. — М., 1974.
117.Эльконин Д.Б. Избр. педагогические труды. —
М.,1991.
118.Юмашева Р.Н., Дусавицкий А.К., Неструева З.Н. Особенности нейропсихологического развития школьников при обучении, направленном на формирование интеллектуальных способностей. // Материалы 1-й Международной конференции педиатров европейских стран «Здоровый ребёнок». - М., 1979.
119.Якиманская И.С. Развивающее обучение. —
М., 1979.
120.Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. - М., 1985.
СТАТЬИ
121.Амонашвили Ш.А. Психолого-дидактические особенности оценки как компонента учебной деятельности // Вопросы психологии. — 1975. — № 4.
122. Андриевская В.В. и др. Психологические предпосылки эффективности совместной учебной ра^ боты младших школьников // Вопросы психологии. — 1985. - № 4.
123. Анкудинова Н.Е. Об особенностях оценки и самооценки учащихся 4-х классов // Вопросы психологии. - 1968. - № 3.
124. Зак А.З. Экспериментальное изучение рефлексии у младших школьников // Вопросы психологии. — 1978. - № 2.
125. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. — 1995. — № 1.
126. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. - 1990. - № 1.
127. ДавыдовВ.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. — 1991. - № 6.
128. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование : Теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней //. Вопросы психологии. — 1997. — № 1.
129. Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. — 1981. - № 6.
130. Давыдов В.В.. Пушкин В.Н., Пушкина А.Г. Зависимость развития мышления младших школьников. от характера обучения // Вопросы психологии. — 1973. — №2.
131. Дусавицкий А.К., Репкин В.В. Исследование развития познавательных интересов младших школьников // Вестник Харьковского университета. — 1976. — Вып. 9. - № 132.
132. Дусавицкий А.К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников // Вопросы психологии — 1982. — № 3.
133. Железнова Г.А. Подготовка учителей по дидактической системе Л.В. Занкова // Начальная школа. —
1993. -№ 10.
134. Исаев Е.И. Психологическая характеристика способов планирования у младших школьников // Вопросы психологи. — 1983. — № 2.
135. Ксензова Г.Ю. Использование активных методов обучения в переподготовке руководителя народного образования // Пути и методы активизации учебной деятельности студентов. - Тверь, 1990.
136. Ксензова Г.Ю. О функциях педагога авторитарной и гуманистической школ // Методические и психолого-педагогические аспекты образования. —
Тверь, 1992.
137. Ксензова Г.Ю. О некоторых аспектах новых
технологий обучения // Опыт обучения как предпосылка перехода к многоуровневой системе образования. — Тверь, 1993.
138. Коростылёв А.Ю. Психологические особенности организации совместного учебного действия школьников // Вопросы психологии. — 1980. — № 4.
139. Лебедева В.П., Орлов В.А., Панов В.И. Прак-тико-ориентированные подходы к развивающему образованию. // Педагогика, 1996. — № 5-
140. МагкаевВ.Х. Экспериментальное изучение планирующей функции мышления в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. — 1974. — № 5.
141. Маркова А.К. Психологические критерии эффективности учебного процесса // Вопросы психологии. - 1977. - № 4.
142. Нечаева Н.И., Занков Л.В. О методической
системе начального обучения // Начальная школа. —
1995. - № 11.
143. Носатов В.Г. Психологические особенности анализа как основы теоретического обобщения // Вопросы психологии. — 1978. — № 4.
144. Об авторских программах, параллельных курсах и учебно-методических комплектах для начальной школы // Вестник образования. — 1994. — № 5/6.
145. Полуянов Ю.А. Методы изучения изобразительного творчества детей. // Новые исследования в психологии. - 1980. - № 2; 1981. - № 1, 2.
146. Понамарёв Я.А. Исследование внутреннего плана действий // Вопросы психологии. - 1964. — №6.
147. Репкина Н.В. Память и особенности целеполагания в учебной деятельности младших школьников //Вопросы психологии. — 1983. — № 1.
148. Романеева М.П., Цукерман Г.А., Фокина Н.Э. Роль кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников // Вопросы психологии. — 1980. - № 6.
149. Рубцов В.В. Роль кооперации в развитии интеллекта детей // Вопросы психологии. — 1980. — № 4.
150. Рубцов В.В., Гузман Р.Я. Психологические особенности способов организации совместной деятельности в процессе решения учебной задачи // Вопросы психологии. - 1983. — № 5.
151. Цветкова Т.К. Исследования учебного сотрудничества в педагогической психологии США // Вопросы психологии. 1989. — № 2.
152. Цукерман Г.А. Обыкновенный гуманизм // Вопросы психологии. — 1990. — № 6.
153. Эльконин Д.Б. Опыт психологического исследования в экспериментальном классе // Вопросы психологии. - 1960. - № 5.
2. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ
154. Актуальные проблемы дифференцированного обучения. — Минск, 1992.
155. Амонашвили Ш.А. Возможности обучения без отметок в начальных классах // Эксперименталь-
ное исследование по проблемам перестройки системы начального обучения: Материалы 1-го Межреспубликанского симпозиума. — Тбилиси, 1969.
156. Амонашвили Ш.А.Как живете дети? Книга для учителей. — М., 1991.
157. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — Минск, 1990.
158. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. - М., 1980.
159. Бардин К.В. Ваш ребёнок не хочет учиться. -М., 1980.
160. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики: Курс лекций. — Воронеж, 1996. - Ч. 1.
161. Бондаренко С.Н. Почему детям трудно учиться? - М., 1975.
162. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. — М., 1989.
163. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. — М., 1981.
164. Глассер У. Школы без неудачников. — М., 1991.
165. Готовность к обучению в школе: развивающие программы. — М., 1995.
166. Границкая А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе. — М., 1991.
167. Дифференциация как система. — М., 1992. — Ч. 1,2.
168. Дреер А.М. Преподавание в средней школе США : Проблемы начинающих учителей. — М., 1983.
169. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. — М., 1997.
170. Зеньковский В.В. Принцип индивидуальности в психологии и педагогике // Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. — М., 1996.
171. Ильясов И.И. Структура процесса учения. — М., 1988.
172. Индивидуальный подход к школьникам в процессе обучения. — Горький, 1972.
173. Калмыкова З.И. Педагогика гуманизма. — М.. 1990.
174. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. — Казань, 1982.
175. Коротяев Б.И. Учение — процесс творческий. - М., 1989.
176. Кротов В.Г. Государство чувств: Ориентирование во внутреннем мире. — М., 1997.
177. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя в режиме перехода к развивающему обучению. — Тверь, 1998.
178. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — Воронеж, 1997.
179. Мендлина С.Л. Показатели трудоёмкости домашней учебной работы школьников // Новые исследования в педагогических науках. — М., 1977. — Вып. 1 (29).
180. Мерлин В. Психология индивидуальности:
Избранные психологические труды. — Воронеж, 1996.
181. Рабунский B.C. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. - М., 1975.
182. Результаты психологических исследований — в практику обучения и воспитания. — М., 1985.
183. Ротенбер B.C., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. - М., 1989.
184. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М., 1990.
185. Хьелл Л., Зипер Д Основные положения, исследования и применение теории личности: Учебное пособие. - СПб., 1997.
186. Чередов И.М. Сочетание фронтальной, общеклассной, групповой и индивидуальной форм учебной работы на уроке. — Омск, 1982.
187. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. — М., 1997.
188. Шаталов В.Н. Куда и как исчезли тройки. -М., 1979.
189. Школа и психическое здоровье. — М., 1988.
190. Якиманская И.С. Личностно-ориентиро-вочное обучение в современной школе. — М., 1996.
СТАТЬИ
191. Андронова М.В. и др. Индивидуально-дифференцированное обучение в гимназии // Педагогика. - 1996. - № 5.
192. Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка // Вопросы психологии. —1997. — № 4.
193. Макарчева А.П. Развитие и обучение в условиях многопрофильной школы с адаптивной системой образования // Начальная школа. - 1994. - № 2.
194. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного обучения в школе // Советская педагогика. - 1991. - № 4.
195. Ярулов А. Через самостоятельность и самоконтроль: опыт внедрения индивидуально-ориентированной системы обучения // Директор школы. — 1997. - № 1.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.
1. Педагогические технологии: понятие и типология
2. Объяснительно-иллюстративные технологии обучения ...................................................................................6
2.1. Наследие «информационного общества» и тоталитаризма................................................................... 13
2.2. Существенные черты и особенности объяснительно-иллюстративного способа обучения ..........17
• Просвещение обучающихся
• Доминирование обучения над учением
• Единообразие и закостенелость в содержании и формах
• Регламентированное исполнительство
• Формирование личности с заданными свойствами
• Превознесение внешних показателей
• Надзор вместо управления
2.3. Негативные последствия использования объяснительно-иллюстративных технологий ...................29
• Репрессивная среда в школе
• Социально-психологические последствия принуждения
• Психологическое состояние учителя в режиме принуждения
• Психологическое состояние ученика в режиме принуждения
• Подмена внутренней мотивации стимулированием
• Отсутствие внимания к личности ребёнка
• Отсутствие реального воспитания личности
• Последствия подмены воспитания просвещением
• Чрезмерная «затратность» педагогического процесса
2.4. Урок в объяснительно-иллюстративном режиме обучения ....................................................................59
3. Адаптивная система обучения ..................................62
3.1. Необходимость перехода к новым технологиям обучения.............................................................62
3.2. Основные пути реформирования традиционной системы обучения .....................................................65
• Новое в содержании образования
• Организационные изменения в учебном процессе
• Процессуальные преобразования в учебной деятельности
3.3. Применение личностно-ориентированных технологий обучения......................................................70
• Технология полного усвоения знаний
• Технология разноуровневого обучения
• Технология коллективного взаимообучения
• Технология модульного обучения
3.4. Учебное занятие в адаптивной школе .............79
3.5. Типовая схема учебного занятия в адаптивной школе .........................................................................83
3.6. Варианты использования типовой схемы учебного занятия в классах с разными способностями детей ..........................................................................96
• Обучение детей со слабыми способностями
• Обучение детей со средними способностями
• Работа с хорошо успевающими и одарёнными учащимися
• Первоочередное в методике адаптивной школы
Рекомендации по преподаванию в адаптивной школе
4. Основы развивающего обучения............................. 112
4.1. Введение в теорию развивающего обучения .112
• Новый взгляд на проблемы психического развития детей в процессе обучения
• Продуктивные и малопродуктивные типы мышления
• Основные идеи дидактической системы / Л. В. Занкова
• Общие положения теории развивающего обучения Эльконина — В. В. Давыдова
4.2. Теория учебной деятельности .133
• Строение учебной деятельности
• Содержание и принципы организации учебной деятельности
• Формы взаимодействия и характер общения учителя и ученика в процессе учебной деятельности
4.3. Метод проблемных учебных задач.................. 145
• Виды и механизм составления учебных задач
4.4. Функции учителя в режиме развивающего обучения .......................................................................153
4.5. Учебный цикл — основная структурная единица учебного процесса................................................... 159
Типовая структура учебного цикла
Въгвоаы.........................................................
Заключение ................................................
Приложения ................................................
• Терминология
• Рекомендации по организации дискуссии на уроке, направленной беседы с учащимися начальной школы
• Типы задаваемых вопросов и реакция на ответы
• Вырабатываете ли Вы в себе положительное отношение к детям в процессе беседы?
• Формирование у учащихся заинтересованности в беседе и стимулирование их понимания обсуждаемого материала
• Материалы по организации функционирования начальной школы
• Уровни сформированности компонентов учебной деятельности
• Программа учебного курса «Педагогика развивающего обучения»
Использованная и рекомендуемая литература ......
КСЕНЗОВА Галина Юрьевна Перспективные школьные технологии
Ответственный за выпуск Кисарова Т.С. Корректор Денисьева Т.И. Компьютерная верстка Кузнецов Г.А. Дизайн обложки Герасимова Д.
Педагогическое обществоРоссииЛР № 030840 от 22.07.98г. ISBN 5-93134-051-3
Подписано в печать 1.10.99 г. Формат 84х108 /зд Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура ТаймсЕТ. Объем усл. печ. л. - 14,0. Тираж 3000 экз Заказ 2681.
Налоговая льгота — Общероссийскийклассификаторпродукции ОК-005-93-953000
Текст отпечатан с готовых диапозитивов в Загорской типографии Московской области