Тематическая программа курса

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………………………
1. Выбор домашнего задания …….…………………………………………….
2. Тематическая программа курса ……………………………………………..
3. Варианты контрольных заданий .……………………………………………
Вариант I ………………………………………………………………………
Вариант II ………………………………………………………………..........
Вариант III …………………………………………………………………….
Вариант IV …………………………………………………………………….
Вариант V .…………………………………………………………………….
Вариант VI …………………………………………………………….............
Вариант VII ……………………………………………………………………
Вариант VIII …………………………………………………………………...
Вариант IX …………………………………………………………….............
Вариант X ……………………………………………………………………..
4. Примерные вопросы к зачёту …………………………………………….......
Литература ………………………………………………………………………...

ВВЕДЕНИЕ

Психология (в переводе с греческого – душа) – наука о закономерностях развития, формирования и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но неотделимых от них психических особенностей. В течение многих столетий явления, изучаемые психологией, обозначались термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии. В XVII веке психология получила статус самостоятельной научной дисциплины.

В системе наук о человеке психологии отведено совершенно особое место.

Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика – это особое «свойство высокоорганизованной живой материи». Если же иметь в виду психику человека, то можно сказать, что она является самым высокоорганизованным образованием, качественно отличным от существования животных.

Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания: свою мысль человек направляет и на внешний мир, и на самого себя.

В-третьих, особенность психологии заключается в её уникальных практических следствиях. Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями – очень грандиозная задача. При этом надо подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять.

Психология уже сейчас накопила много фактов, показывающих, как новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, состояния, переживания и многое другое. Таким образом, можно сказать, что психология – это наука не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

Психология тесно связана с другой очень древней наукой – педагогикой. Своё название педагогика получила от греческих слов «пейда» – дитя и «гогос» – вести, т.е. дословно – детоводство, детоведение. А буквальный перевод слова «педагог» – детоводитель. Современная педагогика – это наука о воспитании человека.

Её главными задачами являются накопление, осмысление, систематизация научных знаний о воспитании человека и их использование на практике.

Функция педагогики – познать законы воспитания, обучения, образования людей и указать лучшие пути и способы достижения педагогических целей.

Знакомство с педагогикой преследует несколько основных целей.

Первая из них – ознакомление с современной теорией и практикой педагогической деятельности.

Вторая – рассмотрение основного инструментария современной педагогики.

Третья – освоение методов, средств, форм организации воспитательной, образовательной работы с людьми разных возрастов, а также новых педагогических направлений, связанных с развитием человека.

Данное учебно-методическое пособие включает в себя тематический план курса, в котором отражены основные понятия по психологии и педагогике; контрольные задания и вопросы для проверки элементарных знаний, которыми должны владеть студенты в процессе изучения психологии и педагогики; вопросы к зачёту, рекомендации по выбору своего варианта, список литературы.

В ходе изучения психологии и педагогики студенты должны приобрести навыки и умения самостоятельной работы со специальной литературой, научиться разбираться в обилии разнообразной информации, анализировать её, находить правильные решения, высказывать свою позицию и формулировать выводы.

Процесс выполнения контрольной работы направлен на формирование у обучающихся компетенций в соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом по их направлениям подготовки:

- компетенции в области использования знаний основ психологии и педагогики в своей профессиональной деятельности;

- компетенции в области способностей к восприятию психолого-педагогической информации, культуре мышления, обобщению и анализу, к овладению навыками самостоятельной работы;

- компетенции в области умения оценивать свои достоинства и недостатки, стремиться к саморазвитию, самообразованию.

ВЫБОР ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Вариант контрольного задания следует выбирать по последней цифре номера зачётной книжки студента. В каждом варианте содержатся тестовые задания, проблемные задания по всем темам курса. Такое выполнение заданий позволит получить более глубокие теоретические знания, проявить самостоятельность в изучении психолого-педагогической литературы, своё творчество. Работа может быть оформлена как в рукописном, так и в печатном виде. На обложке или титульном листе необходимо указать свою фамилию и инициалы, вариант задания, номер зачётной книжки, факультет и номер группы, фамилию и инициалы преподавателя. Контрольная работа должна быть зарегистрирована в деканате факультета, а также на кафедре истории и философии. Контрольная работа должна быть представлена за три недели до начала сессии. Студент будет допущен к зачёту, если он вовремя сдаст работу и если она будет зачтена.

Критерии оценки домашней контрольной работы:

- оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, если он понял зачётные задания своего варианта, продемонстрировал знание теоретического материала, правильно использовал научные понятия, специальные термины; продемонстрировал умение анализировать, сравнивать, интерпретировать научные факты, устанавливать логические связи и отношения, делать самостоятельные выводы; сумел последовательно изложить содержание контрольных заданий, сопоставил теорию с практикой, передал своё отношение к изученному материалу;

- оценка «не зачтено» выставляется обучающемуся если его ответ не соответствует вышеназванным требованиям.

ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЯ

Способности.

Общее представление о способностях. Способности и деятельность. Разница между способностями и знаниями, умениями, навыками, а также их взаимосвязь. Классификация способностей. Ступени развития способностей: одарённость, талант, гениальность. Происхождение человеческих способностей. Способности, задатки и индивидуальные различия людей. Развитие способностей. Начальные этапы становления способностей, процесс их формирования и дальнейшего развития. Разноплановость деятельности, широта и разнообразие сфер общения как важные условия развития способностей. Требования к деятельности, формирующей и развивающей способности.

Человек как личность.

Личность как сложный феномен и одна из центральных категорий психологии. Разнообразие подходов к трактовке и пониманию личности. Взаимосвязь понятий: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». История исследований личности, многообразие теорий. Устойчивость и изменчивость личности. Социализация личности, общественно значимые качества. Социальный опыт. Социальные роли. «Я-концепция», самооценка, уровень притязаний. Структурные компоненты личности. Формирование и развитие личности, разнообразие подходов (З. Фрейд, А. Маслоу, Э. Эриксон и др.).

ЧАСТЬ 2. ПЕДАГОГИКА

Педагогика как наука.

Предмет педагогики, её основные цели и задачи на современном этапе развития человеческого общества. История развития педагогического знания: от бытового, житейского воспитания детей – до становления научного педагогического знания. Вклад выдающихся философов, просветителей, педагогов в создание педагогической теории и практики (Сократ, Платон, Аристотель; Э. Роттердамский, М. Монтень, Ф. Рабле; Я. Коменский, И. Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистерверг; М. Ломоносов, Н. Новиков, К. Ушинский; А. Макаренко, В. Сухомлинский, В. Шаталов, И. Иванов, Ш. Амонашвили и др.). Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование, развитие и их взаимосвязь.

Воспитание.

Понимание воспитания в широком и узком смысле слова. Компоненты воспитания: цели, закономерности, основные виды (физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое), смысл, результат. Основные принципы и требования к воспитанию. Методы, средства, приёмы, формы организации воспитания. Самовоспитание. Воспитание личности в коллективе. Семейное воспитание. Стили воспитания. Взаимосвязь семейного и общественного воспитания.

Обучение.

Обучение: его понимание, значение, основные цели и задачи, основополагающие принципы. Обучение как процесс, его построение. Движущие силы процесса обучения. Дидактика как раздел педагогики, занимающийся теорией обучения. Методы, средства, формы организации процесса обучения и современные изменения в них. Диагностика обучения. Педагог современной школы: педагогические способности, профессиональные качества, личностные качества; профессиональный потенциал, профессионализм, педагогическое мастерство.

Образование.

Образование как система, процесс и результат. Роль образования, его основные цели и задачи. Национально-своеобразная организация образования в разных странах. Особенности высшего образования. Содержание образования: система научных знаний, умений, навыков, практического опыта, ценностных ориентаций. Носители содержания образования: учебный предмет, учебный план, учебные программы. Факторы и принципы отбора содержания образования. Новые образовательные технологии.

Педагогический процесс.

Педагогический процесс как система, его компоненты, закономерности, этапы. Педагогический процесс как трудовой процесс. Целостность педагогического процесса.

Педагогические инновации.

Что такое педагогические инновации, их направления, уровни. Компоненты педагогической системы. Продуктивность педагогической системы. Интенсивный и экстенсивный пути развития педагогической системы. Основные формы и методы инновационной деятельности.

Развитие.

Развитие человека как непрерывный процесс количественных и качественных изменений в нём. Влияние разнообразных факторов на процесс индивидуального развития: наследственность, среда, воспитание, обучение и т.д. Влияние деятельности на развитие личности. Многообразие подходов к пониманию развития человека. Возрастные периодизации. Сензитивные периоды развития, неравномерность развития.

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

Вариант I

Задание 1.

1. Прокомментировать следующие суждения о психологии. Выбрать наиболее правильные и полные.

а) Психология – наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний, которые устанавливаются интроспективно.

б) Психология изучает процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики.

в) Психология – наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных.

2. Что из приведённого списка относится к психическим свойствам личности, а что не относится? Ответ пояснить.

Религиозность, трудолюбие, чувства, поведение, мышление, любовь к чтению, направленность, память, воля, темперамент, досада, внимание, идеалы, воображение, характер, некоммуникабельность, сон, способности, рефлексии, бедность, многодетность, восприятие.

Задание 2.

1. Вставьте пропущенное название темперамента. Пояснить.

… долго раскачивается, приступая к деятельности, но выполняет её качественно, ответственно.

2. Выбрать правильные ответы из предложенных вариантов. Выбор пояснить.

По параметру общей активности человек может быть:

а) инертным;

б) пассивным;

в) стремительным;

г) умным;

д) добрым;

е) вспыльчивым;

ж) все ответы верны;

з) все ответы не верны.

Задание 3.

1. Выбрать из приведённого ниже списка слова, с помощью которых можно описать характер. Выбор пояснить.

Медлительность, впечатлительность, общительность, сила эмоциональной реакции, быстрая адаптация, благородство, трудолюбие, скупость, развязность, агрессивность, вспыльчивость, оптимизм, тревожность, неряшливость, воля, жизнерадостность, быстрота движений, наблюдательность, инертность, гибкость ума, самоуверенность, скупость, пластичность, реактивность.

2. Чем, на Ваш взгляд, можно объяснить, что в трудные, необычные или критические моменты жизни характер человека проявляется наиболее ярко, полно?

Задание 4.

1. Продолжить следующие высказывания и пояснить их.

а) Способности можно сравнить с зерном, которому только ещё предстоит развиться в колос при ….

б) Чтобы способности реализовались, необходимо ….

2. Какие из признаков хороших способностей можно выделить в следующем примере.

Софья Ковалевская, не зная ещё первых четырёх правил арифметики, решала задачи различными оригинальными способами. В возрасте 10 лет она освоила курс арифметики, преподававшийся в Парижском университете. Затем быстро овладела курсом алгебры и приступила к высшей математике. Интерес к алгебре был так велик, что она даже ночью вставала и изучала материал. Встретив в курсе физики тригонометрические понятия, Софья Ковалевская самостоятельно разобралась в них, в возрасте 14 лет повторив путь открытия тригонометрии (по И.Г. Ковалёв, В.Н. Мясищев).

Задание 5.

1. Из приведённых ниже понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим. Пояснить принцип построения.

а) Психика, пища, потребность, отражение.

б) Мотив, отражение, потребность, психика, цель, действие.

2. Прокомментировать приведённые ниже высказывания, указать наиболее верные. Пояснить своё мнение.

а) Источником активности личности являются её потребности.

б) Терминами «мотив» и «мотивация» мы пытаемся не объяснить, а описать поведение человека.

в) Испытываемая человеком нужда в чём-то определяет его связь с окружающим миром и его зависимость от него.

Задание 6

1. Вставить пропущенные слова в следующие высказывания. Пояснить.

а) Понятие … выражает неделимость, целостность, генотипические особенности человека как представителя рода.

б) Личность – это … и … общественных отношений.

в) Индивидуальность каждой личности проявляется в специфических особенностях …

2. З. Фрейд в структуре личности выделил три составных взаимосвязанных компонента: «Я» (Эго), «ОНО» (Ид), «СВЕРХ-Я» (Супер-Эго). Пояснить, почему «ОНО» и «СВЕРХ-Я » конфликтуют между собой? Какова роль «Я» в этом конфликте?

Задание 7

1. Определить правильность или неправильность следующих утверждений. Ответ пояснить.

а) Чувства непередаваемы языком слов и движений.

б) Одни и те же физиологические сдвиги могут сопровождать несколько разных эмоций.

в) Реакция на боль является врождённой.

2. Попробуйте объяснить и проиллюстрировать примерами следующие выражения.

«Голые эмоции», «образованное сердце», «страсти-мордасти», «накал страстей», «душевное смятение», «образованное сердце», «терять голову», «глубокие чувства», «паралич чувств», «животное удовлетворение», «анатомия любви».

Задание 8

1. Пояснить взаимосвязь и взаимозависимость познавательных психических процессов: ощущений, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления.

2. Из перечисленных ниже понятий построить логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим. Пояснить принцип построения.

Ощущения, психика, осязание, познание, чувственный образ, отражение.

Задание 9

1. Объяснить с точки зрения психологии воли, почему люди совершают действия, угрожающие инстинкту самосохранения. Являются ли такие действия высшим проявлением воли?

а) Во время землетрясений спасатели проникают в опасные завалы, если сохраняются шансы найти оставшихся в живых людей.

б) Люди бросаются в горящее здание, чтобы спасти из огня ребёнка, животного, семейные реликвии.

в) Во время войны на лётчиков наводили страх японские камикадзе, бросавшие свой самолёт в гущу врагов.

2. Из приведённых ниже понятий построить логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим. Пояснить принцип построения.

Мужество, сознание, воля, отражение, смелость, психика.

Задание 10

1. Рассказать, как формировалось педагогическое знание, предмет научной педагогики. Оцените вклад чешского педагога Я.-А. Коменского в создание педагогической науки.

2. Какие методы воспитания педагогика относит к главным и почему?

Вариант II

Задание 1.

1. Прокомментировать следующие суждения. С какими из них можно согласиться, а с какими – нет и почему?

а) Единственный источник познания психических процессов есть самонаблюдение.

б) Чужая душа – потёмки.

в) У души нет тайн, которых не выдало бы поведение.

2. Выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. Выбор пояснить.

Высшие психические функции характеризуются:

а) осознанностью;

б) непроизвольностью;

в) зависимостью от биологических условий;

г) общностью для животных и человека;

д) все ответы верны;

е) все ответы не верны.

Задание 2.

1. Прокомментировать приведённые ниже ситуации. Ответить на вопросы: передаётся ли темперамент по наследству? Как можно корректировать детско-родительские отношения?

а) Школьник любит, чтобы во время подготовки домашнего задания к завтрашним урокам ему помогал папа, т.к. мама медленно вникает в возникшие трудности, занудно начинает объяснять всё по порядку, издалека, а папа быстро «схватывает» проблему и без лишней медлительности советует, как исправить ошибки.

б) Дошкольник не любит гулять, играть с сестрой, т.к. она в основном садится на скамейку и читает, занимается спокойными делами, а вот с братом они активны: бегают, прыгают, борются, залезают на деревья и т.п.

2. Вставить пропущенное название темперамента. Пояснить.

… темперамент связан с глубоким обдумыванием своих слов, действий, поступков.

Задание 3

1. Пояснить следующее высказывание.

Черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны.

2. Выбрать правильные ответы из предложенных вариантов. Выбор пояснить.

Характер формируется:

а) до рождения;

б) в течение жизни;

в) под полным влиянием темперамента;

г) под влиянием воспитания;

д) все ответы верны;

е) все ответы не верны.

В характере личность раскрывается:

а) со стороны динамических проявлений;

б) со стороны её содержания;

в) со стороны познавательных особенностей;

г) все ответы верны;

д) все ответы не верны.

Характер считается патологическим, если он:

а) относительно стабилен во времени;

б) имеет тотальное проявление;

в) социально дезадаптирован;

г) все ответы верны;

д) все ответы не верны.

Задание 4

1. С точки зрения психологии способностей ответьте на следующие вопросы.

а) Бывают ли ни к чему не способные люди?

б) Что делать, если ребёнок – вундеркинд?

2. Выбрать правильные ответы из предложенных вариантов. Выбор пояснить.

Способности определяются как:

а) индивидуально-психологические особенности человека;

б) индивидуальные особенности, имеющие отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности;

в) особенности, не сводимые к знаниям, умениям, навыкам;

г) функциональные органы человека;

д) все ответы верны;

е) все ответы не верны.

Задание 5

1. Пояснить следующее утверждение С.Л. Рубинштейна: «История развития человеческой личности связана с историей развития её потребностей».

2. Вставить пропущенные слова в следующие утверждения. Пояснить.

а) Потребность всегда связана с … того, что требуется организму, индивиду, личности.

б) … – это внутренняя, устойчивая психологическая … поведения, поступка человека.

Задание 6

1. Из указанных в скобках слов выбрать такое, которое находится к заданному слову в том же отношении, что и слова в образце. Выбор пояснить.

Образец. Человек: неповторимость.

Личность: … (темперамент, уникальность, активность, способность, направленность, индивидуальность).

2. Проанализировать приведённые ниже высказывания. С какими из них Вы согласны (или не согласны) и почему?

а) Те личностные особенности, которые сформировались в дошкольном возрасте, в дальнейшем сохраняют своё постоянство.

б) Многие характеристики личности ситуативно устойчивы.

в) Вопрос об устойчивости личности неоднозначен.

Задание 7

1. Прокомментировать следующие положения. С какими из них можно, а с какими нельзя согласиться и почему?

а) Эмоции – двухуровневый процесс, включающий субъективное переживание и внешнее выражение.

б) Структура эмоциональных процессов аналогична структуре познавательных процессов.

в) Эмоции обладают свойством изменять восприятие человеком причинных связей, что обычно называют «логикой чувств».

г) Чувства как эмоциональное отношение человека к окружающему миру в конечном итоге детерминируются этим миром.

2. Попытайтесь продолжить по смыслу следующие изречения и поясните их с точки зрения психологии эмоций.

а) Ничто великое в мире не совершилось без … (Гегель).

б) Самая свирепая гордыня рождается из чувства … (Валери).

в) Что началось гневом, кончается … (Франклин).

г) Ложная скромность – это до крайности утончённое … (Лабрюйер).

д) Зло не в страстях вообще, а … (Белинский).

Задание 8

1. Рассказать о видах памяти. Какова их связь и взаимодействие?

2. Обобщить приведённые ниже рекомендации, дать им обоснование с точки зрения психологии воображения и мышления.

Лучший способ изучить что-либо – открыть самому. Для того чтобы изучение было более эффективным, учащийся должен самостоятельно открыть настолько большую часть изучаемого материала, насколько это в данных обстоятельствах возможно.

То, что Вы были принуждены открыть сами, оставляет в Вашем уме дорожку, которой Вы можете снова воспользоваться, когда в том возникнет необходимость (Д. Пойа).

Задание 9

1. Разным возрастам свойственна разная степень сформированности волевой регуляции, волевых качеств. Определить, что из приведённого ниже списка свойственно детям младшего школьного возраста, подросткам, старшеклассникам.

Смелость, организованность, гибкость волевой регуляции, исполнительность, целенаправленность, использование физических действий в волевой регуляции (зажмуривание глаз, сжимание кулаков и т.п.), настойчивость, введение ограничений в распорядок собственной жизни, включение в волевую регуляцию познавательных мотивов, самоконтроль, самостоятельность в постановке целей, умение ставить определённые цели и задачи, умение рассчитывать только на себя, стремление к воспитанию у себя определённых качеств, выдержка, решительность, инициативность.

2. Вставить пропущенные слова в приведённые ниже утверждения. Пояснить.

а) Воля – … регулирования человеком своего поведения и деятельности, связанные с преодолением … и … … .

б) Воля – … человека управлять по своему … решению … процессами и состояниями, различными параметрами … .

в) … обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций: … («не хочу, но надо») и … («хочется, но нельзя»).

Задание 10

1. Показать взаимосвязь таких важнейших категорий педагогики, как воспитание, обучение, образование, развитие.

2. В чём заключается процесс развития личности? Какие факторы оказывают на него существенное влияние и почему?

Вариант III

Задание 1

1. С именами каких древних мыслителей, философов Нового времени и с какими их достижениями связана история развития психологических знаний?

2. Что из приведённого списка относится к познавательным психическим процессам, что – к общим психическим состояниям, а что – ни к тем, ни к другим? Ответ пояснить.

Мышление, эмоциональное переживание, память, поведение, вера, колики в желудке, бессонница, творчество, воля, ощущение, бесстрашие, темперамент, досада, восприятие, сон, способности, воображение, направленность, внимание, речь, бедность, характер, воинственность, счастье.

Задание 2

1. Представьте, что Вы являетесь руководителем организации. Людей каких типов темперамента Вы хотели бы видеть на следующих должностях и почему?

Начальник отдела кадров, продавец, водитель транспорта, охранник, экономист.

2. Вставьте пропущенное название темперамента. Пояснить.

Нетерпелив, резок, легко переходит от гнева к веселью и обратно – это…

Задание 3

1. Пояснить, верны или нет следующие высказывания.

а) Характер – это такое совокупное психическое свойство человека, которое и наследуется, и формируется в процессе его жизнедеятельности.

б) Единство мотивов и воли есть то, что образует характер человека.

2. Из указанных в скобках слов выбрать такое, которое находится к заданному слову в том же отношении, что и в приведённом образце. Выбор пояснить.

а) Образец. Темперамент: тип высшей нервной деятельности.

Характер: …(наследственность, воспитание, отражение, акцентуация, темперамент).

б) Образец. Личность: направленность.

Характер: …(познание, поступок, разум, психическое, акцентуация, воля).

Задание 4

1. Продолжить следующие высказывания и пояснить их.

а) Человек никогда бы не проявил своих способностей, если бы…

б) Нельзя говорить о наличии или отсутствии способностей к рисованию, если человека…

2. Примите участие в споре двух мыслителей. Чья точка зрения Вам ближе и почему?

К. Гельвеций: «Все люди с обыкновенной организацией обладают одинаковыми умственными способностями».

Д. Дидро: «Господин Гельвеций, ответьте на маленький вопрос. Вот пятьсот только что родившихся детей, их готовы отдать Вам на воспитание по Вашей системе; скажите мне, сколько из них сделаете гениальными людьми? Почему не все пятьсот? … Гении падают с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо».

Задание 5

1. Выбрать правильные ответы из предложенных вариантов. Выбор пояснить.

Установки:

а) создают готовность к определённой деятельности;

б) формируются только в детстве;

в) определяются только нашими мнениями и убеждениями;

г) не меняются после 20 лет;

д) осознаются человеком;

е) все ответы верны;

ж) все ответы не верны.

Идеал:

а) образ, который служит образцом;

б) то, чем человек является на самом деле;

в) лучшие тенденции, стимулирующие развитие человека;

г) формируются под влиянием социальной среды;

д) в течение жизни мало изменчивы;

е) все ответы верны;

ж) все ответы не верны.

2. Многочисленные теории мотивации по-разному объясняют источники активности личности. Какой из следующих теорий соответствуют приведённые ниже основные положения: психоанализ (З. Фрейд), неофрейдизм, теория органических потребностей животных, гуманистическая, теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, когнитивная теория.

а) Источник активности человека – инстинктивные побуждения, данные ему от рождения.

б) Мотивы, как и другие психические особенности, имеют свои источники в практической деятельности.

в) Решающую роль играют не инстинкты, а социальная среда.

г) Мотивационное влияние на человека в важных жизненных ситуациях оказывает когнитивный диссонанс.

д) Поведение человека объясняется по аналогии с поведением животных.

е) У человека с момента рождения последовательно появляются семь классов потребностей, которые и сопровождают личностное взросление.

С какими из этих теорий Вы больше согласны и почему?

Задание 6

1. Из перечисленных ниже понятий построить логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим. Пояснить принцип построения.

Самосознание, «Я-концепция», личность, «Я-идеальное», человек, сознание.

2. Ниже приведены разные способы осмысления «Я». Какая из формулировок отражает Ваше собственное восприятие своего «Я» и почему?

а) Каждый человек есть вселенная, которая с ним родилась и с ним умирает; под каждым надгробным камнем погребена целая всемирная история (Г. Гейне).

б) Все мы жертвы… Наши судьбы предопределены космическим жребием, ветрами звёзд и непостоянными вихрями, что дуют с мельниц богов (Г. Л. Дитрих).

в) Я так бессмысленно чудесен, что Смысл склонился предо мной! (И. Северянин).

г) Человек – это существо, нуждающееся в тайне (т.е. с жалом бесконечности в душе) и знающее себя смертным (М. Мамардашвили).

д) Человек не есть то, что он есть; человек есть то, что он не есть (М.-П. Сартр).

е) Бог есть неограниченное всё, Человек есть только ограниченное проявление Бога… Истинно существует только Бог. Человек есть проявление его в веществе, времени и пространстве. Чем больше проявление Бога в Человеке (жизнь) соединяется с проявлениями (жизнями) других существ, тем больше он существует. Соединение этой своей жизни с жизнями других существ совершается любовью… (Л.Н. Толстой).

Задание 7

1. Определить правильность или неправильность следующих утверждений. Ответ пояснить.

а) Человеку грустно, потому что он плачет.

б) Без эмоций невозможны познание и деятельность.

в) У людей эмоциональная чувствительность уменьшается с возрастом.

2. Определить, кто из перечисленных исследователей является автором указанных ниже теорий эмоций: П.В. Симонов, Ч. Дарвин, Джемс и Ланге, В. Вундт, П.К. Анохин. С какой теорией Вы больше согласны и почему?

а) Выразительные движения – это внешний спутник переживаний, результат внутриорганических изменений в организме.

б) В ряде случаев возникновение эмоций связано с информированностью личности.

в) Чувства человека имеют животное происхождение.

г) Эмоциональные реакции – это целостные физиологические приспособительные акты.

д) Возникновение эмоций обусловлено изменениями в двигательной сфере.

Задание 8

1. Выбрать правильные ответы из предложенных вариантов. Выбор пояснить.

Понятийное мышление проявляется в:

а) оперировании единичными случаями;

б) несогласованности объёма и содержания;

в) отсутствии представлений о сохранении количества;

г) все ответы верны;

д) все ответы не верны.

Наглядно-образное мышление связано с:

а) оперированием понятиями;

б) рефлексией;

в) оперированием суждениями;

г) оперированием представлениями;

д) все ответы верны;

е) все ответы не верны.

2. Прокомментировать приведённые ниже высказывания с точки зрения психологии внимания. Согласны ли Вы с ними и почему?

а) Гений – это прежде всего внимание (Ж. Кювье).

б) Все науки есть не что иное, как неимоверно разросшийся рефлекс «что такое» (И.П. Павлов).

в) Кто неспособен управлять своими мускулами, неспособен и ко вниманию (Маудели).

Задание 9

1. Чем можно объяснить возникновение противоречий в приведённых ниже примерах? О каких ошибках в воспитании воли это говорит?

а) Часто мы сталкиваемся с тем, что человек, приняв решение, начинает вновь сомневаться в его правильности и не выполняет принятого решения.

б) Бывает, что человек откладывает исполнение намеченного, не может побудить себя действовать в избранном направлении, пытается убедить себя, что с принятием решения можно подождать.

2. Выбрать из приведённых ниже высказываний верные и неверные. Пояснить.

а) Единственный критерий проявления воли в поведении – волевые качества личности.

б) Главным признаком волевого поведения является недостаток побуждения к действию.

в) Волевым называют действие, принятое на основе внушающего воздействия.

г) Волевое действие предполагает переход от саморегуляции к принятию решения и его осуществлению.

Задание 10

1. Рассказать о методах, средствах воспитания, формах организации воспитательного процесса. Почему существует их большое разнообразие в педагогической деятельности?

2. Что такое принципы обучения? Какую роль они играют в практической жизни обучающихся?

Вариант IV

Задание 1

1. Прокомментировать следующее мнение. Привести доводы «за» и «против».

Психология – это не наука, а самая что ни на есть житейская практика! Посмотрите на таксистов, официантов, гадалок, нищих – чем не психологи! Войти в доверие, вовремя сориентироваться на ваши слова и состояние, заставить разоткровенничаться, довериться, угадать ваше настроение, особенности характера, а потом воспользоваться этим, – да тут и «настоящим» психологам есть чему поучиться!

2. Из указанных в скобках слов выбрать такое, которое находится к заданному слову в том же отношении, что и в приведённом образце. Выбор пояснить.

Образец. Сознание: субъективное.

Нервный процесс: … (рефлекс, отражение, объективное, материальное, психическое).

Задание 2

1. Какие из приведённых ниже качеств относятся к экстравертированным, а какие – к интровертированным особенностям? Ответ пояснить.

Инициативность, необщительность, склонность к самоанализу, импульсивность, беззаботность, мечтательность, безрассудство, социальная адаптивности, вдумчивость, открытость, подвижность, застенчивость, сметливость, бесцеремонность.

2. Вставить пропущенное название темперамента. Пояснить.

… избегает ответственности и кропотливого труда, но обладает организаторскими способностями.

Задание 3

1. Вставить пропущенные слова в следующие предложения. Пояснить.

а) В отечественной пс

Наши рекомендации