Эмоционально-волевая сфера субъективной жизни человека.

Общее понятие об эмоциях, их значение в жизни человека. Основные функции эмоций: коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная. Деление эмоциональной сферы человека: эмоции, чувства, аффекты, настроения, страсти, стрессы и т.д. Классификации эмоций и чувств. Психологические теории эмоций. Эмоции и личность. Связь эмоций и потребностей человека. Индивидуальное своеобразие эмоций и чувств. Развитие эмоциональной сферы. Воля, её функции. Основные признаки волевого поведения. Этапы простого и сложного волевого действия. Волевые качества личности: основные, вторичные, третичные. Экстернальный и интернальный локусы контроля, индивидуальные различия между людьми. Пути формирования волевых качеств у человека. Основные особенности и условия воспитания воли у детей.

Познавательная сфера человека: ощущения и восприятие, внимание и память.

Понятие об ощущениях, их происхождение, значение в жизни человека. Физиологические основы ощущений. Основные свойства и особенности ощущений: пространственная локализация, качество, длительность, интенсивность; адаптация, синестезия, сенсибилизация, компенсация; пороги ощущений. Виды ощущений, индивидуальные особенности. Восприятие: отличительные особенности, связь с ощущениями, значение в жизни человека. Основные свойства восприятия: предметность, константность, целостность и т.д. Виды восприятий. Иллюзии нашего восприятия. Индивидуальные различия восприятия. Особенности внимания и как психического процесса, и как особого состояния. Роль внимания в психической жизни человека. Свойства внимания: устойчивость, объём, распределение и т.д. Виды внимания. Психологические теории внимания. Развитие внимания, его индивидуальные особенности. Память: отличительные особенности, значение в жизни и деятельности. Структурные процессы памяти и особенности их работы: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Классификации видов памяти и особенности их функционирования. Взаимосвязь разных видов памяти. Теории памяти, законы её работы. Индивидуальные различия памяти у людей. Развитие, тренировка памяти. Взаимосвязь всех познавательных процессов.

Мышление и воображение как сложные познавательные процессы.

Понятие о мышлении, его отличие от других познавательных процессов, связь с ними. Виды мышления. Одинаковая ценность и сочетание разных видов мышления в жизнедеятельности человека. Структура мышления: логические операции (анализ, синтез, сравнение и др.), формы (понятие, суждение, умозаключение). Качества мышления: глубина, широта, критичность, логичность и т.д. Индивидуальные особенности мышления. Особенности творческого мышления. Интеллект, его трёхмерная модель по Дж. Гилфорду. Развитие мышления. Воображение: отличительные особенности, тесная связь с мышлением и другими познавательными процессами. Функции воображения. Связь воображения с органическими процессами, эмоциями. Активные и пассивные виды воображения. Воображение и творчество. Приёмы работы творческого воображения. Индивидуальные особенности воображения. Развитие воображения.

Человек как личность.

Личность как сложный феномен и одна из центральных категорий психологии. Разнообразие подходов к трактовке и пониманию личности. Взаимосвязь понятий: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». История исследований личности, многообразие теорий. Устойчивость и изменчивость личности. Социализация личности, общественно значимые качества. Социальный опыт. Социальные роли. «Я-концепция», самооценка, уровень притязаний. Структурные компоненты личности. Формирование и развитие личности, разнообразие подходов (З. Фрейд, А. Маслоу, Э. Эриксон и др.).

ЧАСТЬ 2. ПЕДАГОГИКА

Педагогика как наука.

Предмет педагогики, её основные цели и задачи на современном этапе развития человеческого общества. История развития педагогического знания: от бытового, житейского воспитания детей – до становления научного педагогического знания. Вклад выдающихся философов, просветителей, педагогов в создание педагогической теории и практики (Сократ, Платон, Аристотель; Э. Роттердамский, М. Монтень, Ф. Рабле; Я. Коменский, И. Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистерверг; М. Ломоносов, Н. Новиков, К. Ушинский; А. Макаренко, В. Сухомлинский, В. Шаталов, И. Иванов, Ш. Амонашвили и др.). Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование, развитие и их взаимосвязь.

Воспитание.

Понимание воспитания в широком и узком смысле слова. Компоненты воспитания: цели, закономерности, основные виды (физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое), смысл, результат. Основные принципы и требования к воспитанию. Методы, средства, приёмы, формы организации воспитания. Самовоспитание. Воспитание личности в коллективе. Семейное воспитание. Стили воспитания. Взаимосвязь семейного и общественного воспитания.

Обучение.

Обучение: его понимание, значение, основные цели и задачи, основополагающие принципы. Обучение как процесс, его построение. Движущие силы процесса обучения. Дидактика как раздел педагогики, занимающийся теорией обучения. Методы, средства, формы организации процесса обучения и современные изменения в них. Диагностика обучения. Педагог современной школы: педагогические способности, профессиональные качества, личностные качества; профессиональный потенциал, профессионализм, педагогическое мастерство.

Образование.

Образование как система, процесс и результат. Роль образования, его основные цели и задачи. Национально-своеобразная организация образования в разных странах. Особенности высшего образования. Содержание образования: система научных знаний, умений, навыков, практического опыта, ценностных ориентаций. Носители содержания образования: учебный предмет, учебный план, учебные программы. Факторы и принципы отбора содержания образования. Новые образовательные технологии.

Педагогический процесс.

Педагогический процесс как система, его компоненты, закономерности, этапы. Педагогический процесс как трудовой процесс. Целостность педагогического процесса.

Педагогические инновации.

Что такое педагогические инновации, их направления, уровни. Компоненты педагогической системы. Продуктивность педагогической системы. Интенсивный и экстенсивный пути развития педагогической системы. Основные формы и методы инновационной деятельности.

Наши рекомендации