Благодарность - любовь - долг

"Чувство благодарности - это основная добродетель ребенка от рождения до возраста смены зубов. Если ребенок с каждым, с кем он так или иначе общается, состоит в таких отношениях, что видит, как человек рядом с ним с благодарностью идет навстречу внешнему миру, если ребенок видит во всем, что он воспринимает из внешнего мира и чему он хочет подражать, подобные проявления благодарности, это означает для воспитания нравственного облика человека делается очень многое. Благодарность - это то, что присуще первым семи годам жизни.

Если в первые семь лет жизни ребенка удалось развить у него чувство благодарности, легко воспитать то, что должно руководить всеми действиями ребенка в возрасте от семи до четырнадцати лет: любовь. Это добродетель второго периода жизни. И только после полового созревания из того, что человек познает в любви в период между сменой зубов и половым созреванием, развивается самый сокровенный из человеческих импульсов - чувство долга. И позже путеводной нитью всей жизни станет то, что так прекрасно выразил однажды Гёте в своем вопросе: "Что есть долг? Это когда любят то, что сами себе приказывают!" Однако к этому нас должны подвести. Достигнуть же этого можно лишь при наличии такой последовательности этапов: благодарность - любовь - долг"*./*23 июля 1924 г. в "Der pädagogische Wert der Menschenerkenntnis und der kul turwert der Pädagogik", Dornach, 1929./

РАСКРЫТИЕ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА - ОСНОВА ПЕДАГОГИКИ

"То, что легло в основу нашей педагогики, связано с поиском методики обучения, предлагающей заглянуть в природу человека с тем, чтобы определить подходящие условия воспитания, а также с тем, чтобы постепенно распознать сущность человека и использовать открывшиеся знания в своих учебных планах и планах урока, в преподавании и воспитании"*./*23 11 апреля 1924 г. в "Die Methodik des Lehrens und die Lebensbedingungen des Erziehens", Stuttgart, 1961. (Taschenbuchausgabe)./

ПЛАНИРОВКА И ОБОРУДОВАНИЕ ДЕТСКОГО САДА

При планировании и устройстве детского сада следует иметь в виду, что маленький ребенок зависит от окружающей его обстановки в гораздо большей степени, чем человек в любом ином возрасте. Несмотря на то, что самые сильные впечатления ребенок получает от людей, его окружающих, - взрослых, других детей - на его развитие влияют и остальные условия окружающей обстановки, причем их влияние сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Это обстоятельство требует особенного внимания к оборудованию детских садов. Конечно, в зависимости от имеющихся условий, они могут быть оборудованы по-разному, например, в городе или в сельской местности или при различии материальных средств, однако и с самыми скромными средствами можно достигнуть многого, благодаря художественному чутью.

Везде, где это возможно, детский сад должен располагать соответствующими закрытыми помещениями, а также площадкой для игр на открытом воздухе. Помещения должны создавать радостное настроение, должны быть солнечными. Полезно наряду с основными помещениями иметь еще и комнату поменьше, в которой несколько детей могли бы заняться чем-то отдельно от остальной группы и никто бы их при этом не тревожил. Для облегчения присмотра за детьми, рекомендуется, чтобы из основного помещения был прямой вход в умывальную и туалетную комнаты. Подобранные обои и в тон им крашенные двери и рамы во многом помогут придать помещению нужное настроение. Обои нежных пастельных тонов, без утомительного рисунка, потолок белый или нежного оттенка. Не стоит жалеть сил на то, чтобы с помощью цветовой гармонии и качества краски достигнуть приятного впечатления. Например, розовые обои могут производить неприятно слащавое впечатление или даже выглядеть слишком блекло, но могут и придавать комнате вид, сравнимый с цветущей яблоней. К нежным оттенкам красок подходит мебель естественного цвета светлого дерева.

При оборудовании территории на открытом воздухе следует учесть два обстоятельства: наличие игровой площадки в непосредственной близости от дома - грунт не должен быть слишком мягким, чтобы легче было убирать снег и можно было играть после дождя, - и остального сада, который при хорошей погоде служит продолжением поля деятельности. При выборе места для игровой площадки, на которой будет расположена и песочница, следует обратить внимание на то, чтобы участок был солнечным и защищенным от ветра. Очень важно заметить те особенности, которые предлагает сама природа, и с фантазией использовать их. Клумбы, разбитые вокруг дома, и площадки для игр, могут превратить всю территорию в приятный детский сад в полном смысле этого слова. Уже сам участок для игры с его особенностями может побудить детей к игре лучше иной игрушки, например, дорожки, шириной не больше метра, ведущие в разных направлениях и к разным объектам: к холму, скамейке или домику для игры. Если дорожка разделяется надвое, а потом сходится опять, это уже может послужить поводом для разнообразных игр. Наблюдая за тем, с каким удовольствием дети бегают по таким дорожкам или возят по ним какие-нибудь тележки, как их заносит на поворотах, можно наглядно убедиться в тех разнообразных возможностях для веселых игр и упражнений в ловкости, которые раскрываются в этом случае. Если на территории нет никаких возвышений, можно создать искусственный холм. Даже горка высотой не больше метра, где дети могут просто постоять или побегать вверх и

благодарность - любовь - долг - student2.ru

вниз, дает больше возможностей для полезных физических упражнений и стимулов к игре, чем различные дорогостоящие тренажеры. Если такая горка будет с одной стороны более крутой, а с другой - более покатой, это позволит еще более разнообразить занятия детей, к которым зимой прибавится еще и катание на санках. Еще одно предложение по благоустройству территории детского сада: посадить несколько кустов близко друг от друга, чтобы дети могли забираться в их середину, как в домик. Сколько новых игр может появиться тогда! Для этого подойдут низкорослые кусты. В разных местах можно предусмотреть небольшие садики для отдельных детей, чтобы они могли проследить, как весной из семян всходят растения или цветы. В другом месте специально ничего не сажают, чтобы дети могли покопать. Без ущерба для разнообразия планировки следует стремиться к тому, чтобы площадка была обозримой, чтобы можно было наблюдать за детьми. В качестве примера планировки участка на рис. 2 приведен план территории вальдорфской школы в Гарден-Сити недалеко от Нью-Йорка.

Что касается выбора оборудования для детского сада, предпочтительнее мебель, которую можно без труда передвигать и использовать для различных целей. Это легкие столы и стулья, которые можно сдвинуть в один большой стол на время какого-нибудь общего занятия, например, лепки, а в другое время отодвинуть в сторону, если нужно освободить место для занятий эвритмией или для подвижных игр. Очень хорошо, если есть проточная вода. Можно завести большой таз и поставить его довольно низко, чтобы детям было легко дотянуться до него, когда они хотят окунуть в него свои листочки бумаги или помыть свои чашечки для рисования, или чтобы они пускали кораблики, ореховые скорлупки, например, со свечами в праздник крещения. Кроме того, полезно иметь большой шкаф для хранения различных материалов: красок, кистей, бумаги для рисования, цветной бумаги, а также шерсти, ножниц, клея и т. д. Легкие деревянные стеллажи, покрытые цветными платками, для строительства игрушечных домиков особенно нравятся детям.

Что касается игрушек, они служат тем средством, с помощью которого впечатления, полученные ребенком из его окружения, еще раз оживают, но уже по-новому. Игрушки можно упростить до первобытного уровня. Чем менее фиксированы игрушки, чем больший простор для фантазии они оставляют, тем разнообразнее их можно использовать в игре. В игре они каждый раз вызывают новое творческое возбуждение у ребенка и радуют они его дольше. Например, у куклы, выражение лица которой прорисовано до мельчайших подробностей, ребенок видит всегда определенный взгляд, определенный нос, одну и ту же постоянную улыбку. В игре кукла должна в какой-то момент заплакать, а на ее лице остается все та же стереотипная улыбка. И все усилия сделать кукол с изменяющимся выражением лица, например, кукол с закрывающимися глазами, ни к чему не приводят. Они отстают от постоянно меняющихся требований игры. Удовлетворить же этим требованиям можно лишь, с самого начала предоставив фантазии ребенка самой дополнить выражение лица куклы, а для этого куклу изготовляют из материала самым простым способом. Часто можно видеть, как через некоторое время после первого восхищения дети оставляют в шкафу для игрушек новую красивую куклу и снова берутся за свою старую грязную куклу, которая им гораздо ближе. Рудольф Штайнер пишет по этому поводу: "Если учитывать то, что ребенок уже познал своим внутренним миром, своим простым мышлением до 4-5, даже до 6-7 летнего возраста, что ребенок познал при попытках встать, попытках стоять, а затем и в новых ощущениях ходьбы, тогда и получится кукла, сделанная из носового платка, - сверху у нее голова, пара клякс место глаз. В этой кукле будет все, что ребенок способен понять, что ребенок способен любить. В ней примитивным образом запечатлены черты облика человека в том объеме, в котором их распознает ребенок лишь в детском возрасте.

Все, что ребенок знает о человеке, - это что человек ходит прямо, что у него есть верх и низ, что сверху - голова и на ней - пара глаз, рот. Это можно обнаружить на детских рисунках, дети иногда рисуют глаза на лбу. Даже положение рта еще не ясно. То, что ребенок действительно воспринимает, становится очевидным благодаря кукле, сделанной из платка, с двумя чернильными кляксами вместо глаз. В ребенке работает внутренняя пластическая сила. Все, что воздействует на ребенка из окружающего мира, переходит во внутреннее строительство, включая формирование органов"*./*10 августа 1923 г. в "Gegenwärtiges Geistesleben und Erziehung", Stuttgart, 1957./

Подвижные деревянные игрушки, сделанные совсем просто, изображающие, например, человека, пилящего дрова, или кузнеца, бьющего по наковальне молотом, или животных с характерными для них движения, - могут пробудить воображение ребенка. Такие игрушки изготовлялись в мастерских Свободной вальдорфской школы в Штутгарте под художественным и педагогическим руководством Макса Вольфхюгеля.

Кроме того, для игрушек очень важно скромное в художественном отношении, но привлекательное исполнение. В противоречии с этим находятся все виды карикатур на животных и людей, которые потоком хлынули в мир игрушки из кино и юмористических картинок в журналах и которые воспринимаются как само собой разумеющееся, оставаясь без внимания. Если это вообще можно назвать юмором, то это – свойственный взрослым юмор, который может только сбить ребенка с толка. Ребенок должен сначала познакомиться с миром в его истинном облике, в котором он этот мир и любит. Зачем же искажать этот облик под видом "юмора"?!

При выборе игрушек и материала для занятий с маленькими детьми следует избегать всего, что требует комбинаторных способностей или рассчитано на то, чтобы упражняться в оттачивании работы органов чувств абстрактным путем ради самого оттачивания. Подобного рода деятельность стимулирует интеллектуальное мышление, лишенное какой-либо художественной фантазии, и тем самым вызывает опасное для здоровья раннее развитие.

Особенно внимательно надо относиться к выбору красок, которыми дети рисуют. Лучше отказаться от кричащих анилиновых красок, например, красной, подобной цвету красных чернил, и более всего пригодной для рекламных целей. Ведь мы стремимся воспитать у ребенка не способность громко заявить о себе, а тонкое и пластичное умение "вчувствоваться" в окружающий мир. Этому могут помочь и краски. Для рисования следует взять такую бумагу, на которую краски ложились бы без искажения цвета, т. е. обязательно абсолютно белую, а не желтоватую или серую. Она должна быть достаточно плотной, чтобы краска распределялась беспрепятственно и бумага при этом не топорщилась. Больше всего подходят плоские кисточки шириной 12-15 мм. Кисти каплеобразной формы с острым кончиком поощряют детей скорее к графике, чем к живописной технике. Лучшим материалом для лепки является окрашенный воск. Вполне пригодна и глина, но с нею больше хлопот.

Для самых разнообразных занятий служит песочница. Чем мельче будет песок, тем лучше. Вместо того чтобы наполнять песком деревянный ящик, можно изготовить деревянные бортики, которые одновременно образуют скамейку вокруг песочницы, а для песка можно выкопать в земле подходящее углубление. Дождевая вода будет уходить через песок в почву. Для тяжелых почв можно устроить дренаж. Нередко в детских садах размеры песочниц слишком малы. Чтобы было достаточно места для целой группы, можно посоветовать песочницу величиной 3x4 метра(рис. 3).

благодарность - любовь - долг - student2.ru

Для занятий на свежем воздухе рекомендуется специальное оборудование. Это качели, а также скамеечки и подставки для строительства и домик для игры, в который дети могли бы войти сами. Лучше всего, если это будет только каркас, который дети смогут оформить сами так, как потребуется для игры. Детям нравится в играх тренировать свое чувство равновесия, для этого лучше всего подходит ствол дерева, лежащий на земле. Этой же цели могут служить и доски, проложенные на небольшой высоте над землей в виде дорожки, можно положить их наклонно, чтобы дети соскальзывали по ней вниз, или сделать из них качели. Кроме того, следует упомянуть совки и лопатки для копания, тележки и трос, чтобы тележку тянуть, а также пустые, гладко оструганные деревянные ящики, прыгалки, мячи и т.п.

ВЫВОДЫ

Идеи Рудольфа Штейнера открывают совершенно новый подход к детям. Конечно, и прежде можно было встретить упоминания о том, что детям свойственно подражание. Но если это не признается во всеобъемлющем смысле и подражание не возводится в принцип воспитания детей дошкольного возраста со всеми вытекающими отсюда последствиями, значит, детям не предоставляют возможность учиться всему по-своему, а воспитатели действуют, исходя из того, что ребенок должен усвоить объяснения и требования взрослых. Но он еще не приобрел того опыта, который есть у взрослых, следовательно, у него не может быть и необходимых для понимания предпосылок. Поэтому наши объяснения часто остаются просто словами, обращенными лишь к рассудку ребенка.

При этом возможны два варианта. Либо ребенок может прийти к определенному автоматизму, порожденному страхом и наказаниями, причем вызвать это состояние может даже повторяющееся ощущение неудовлетворенности, возникающее у окружающих его людей. Поведение ребенку настолько навязывается извне, что он теряет свою индивидуальность. Либо ребенок начинает сопротивляться своим воспитателям, что может впоследствии перерасти в хроническое противостояние. Хотя в этом случае ребенок отстаивает свое "я", он чувствует себя изолированным от кружающих, одиноким, и это накладывает глубокий отпечаток на все его отношение к миру.

Ребенок в своем внутреннем мире активное и разумное существо, он стремится понять все, что происходит вокруг, и встроиться в окружающий мир. Но на это требуется время, тем более, что этот процесс затрагивает не только внутреннюю жизнь, но идет рука об руку с физическим развитием. Можно найти массу подтверждений тому, что ребенок, которому суждено свои первые семь лет жить в душевной гармонии с окружающим миром и иметь при этом перед собой необходимые примеры для подражания, усваивает все, что ему нужно для дальнейшей жизни. В воспитании речь идет не о подавлении отрицательных черт в ребенке, а о том, чтобы дать ему возможность преобразить эти черты в тесном взаимодействии с окружающим миром. Но для этого, в первую очередь, необходим пример для подражания и самовоспитание взрослых.

Если в течение длительного времени на ребенка воздействуют поучениями, приказами и решительными мерами, внушая, что ему следует делать и что нет, а потом внезапно это прекращается, - можно ли в этом случае ожидать, что ребенок сразу будет реагировать подражанием правильному? Нет. До глубин своего подсознания он настроен на оборону; его внутренний мир просто был бы лишен реальности, если бы он смог сразу перестроиться. Соответствующая перестройка произойдет лишь тогда, когда ребенок через некоторое время убедится, что мы окончательно отказались от попыток внешнего вмешательства. При этом мало-помалу будет расти его уверенность в своих силах и способность самостоятельно разбираться в поступках людей. Скрытая до поры истинная его сущность начнет постепенно проявляться. Эта открывшаяся возможность вести себя совершенно свободно может случайно обнаружить и некоторые его слабости, но зачем играть в прятки с воспитателем, который хочет только помочь ребенку? Чем больше у ребенка мужества вести себя совершенно открыто, чем глубже позволяет он воспитателю заглянуть к себе в душу, тем вернее тот сможет понять ее и помочь ей любовью к его существу. Лишь тогда можно в полном смысле ощутить то, что выражено в словах Рудольфа Штейнера:

"Во всей безграничной вселенной нет ничего более величественного, чем созерцание того, как у ребенка с самого его рождения все больше и больше из неопределенного физического проявляется определенность, как неопределенные, хаотические, произвольные движения преобразуются в те движения, которыми руководит духовность, как при этом внутренний мир находит все более отчетливое внешнее проявление, как при этом духовное все явственнее выходит на поверхность в физическом".

"Человеческое существо, ниспосланное на землю Божественной волей, физическое проявление которой мы можем отчетливо ощутить, - это то, что является нам как само Божественное откровение. Самое величественное Божественное откровение -это развивающийся человек".

Далее было бы уместным привести еще две важные цитаты из выступлений Рудольфа Штейнера. "Лишь к двенадцати годам можно рассчитывать на то, что ребенок научится улавливать обычную причинно-следственную связь. С этого времени ребенок, собственно, и начинает мыслить, до сих пор у него были лишь образные представления. В этом уже просвечивает то, что позднее полностью проявится с наступлением половой зрелости: жизнь отвлеченной мысли и суждений, непосредственно привязанных к мышлению, в то время как в возрасте между сменой зубов и половой зрелостью жизнь привязана к чувству, а в возрасте до смены зубов - к внутренне развивающейся воле, которая в этот период жизни не подчиняется мысли, а руководствуется подражанием тому, что физически встретится ребенку. Но наряду с тем, что физически встречается на пути ребенка, в физическом прочно оседает и нравственное, духовное... ".

Наши рекомендации