Контроль и оценка результатов учебно-познавательной деятельности.
Контроль (франц controle - проверочная)- выявление, измерение и оценка знаний и умений учащихся.
Основная цель контроля как дидактического средства управления обучением заключается в обеспечении эффективности обучения путем систематизации знаний, умений и навыков учащихся, самостоятельного применения ими добыто тех знаний на практике. В его задачи также входит стимулирование учащихся тщательно учиться, формирования у них стремления к самообразовании.
Процедуру выявления и измерения называют проверкой. Проверка является сложным компонентом контроля. Кроме проверки, элементами контроля являются оценивания (процесс) и оценка (результат проверки). Оценки фиксируют в виде баллов в журналах, табелях успеваемости, базах данных.
Основной функцией контроля является обеспечение обратной связи между учителем и учеником, получение учителем объективной информации о степени усвоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях.
Основными средствами контроля является наблюдение за деятельностью ученика во время занятий, изучения продуктов учебной работы ученика, проверка знаний, умений и навыков
К основным принципам контроля знаний относятся индивидуальный характер проверки, объективность, систематичность, тематическая направленность, единство требований, оптимальность, обстоятельность.
Функции контроля знаний разделяют на специфические (контролирующие) и общие. Специфические функции заключаются в выявлении, измерении и оценивании знаний. К общим функциям контроля относятся:
- диагностическая (определение уровня и качества знаний учащихся, выявление пробелов в знаниях и их причин);
- образовательная (систематизация знаний учащихся, коррекции результатов их учебной деятельности);
- воспитательная (формирование нравственных качеств учащихся, воспитание адекватной самооценки, дисциплинированности, самостоятельности, чувство ответственности);
- развивающая (формирование самостоятельности и критичности мышления ученика, развитие познавательных процессов);
- стимулирующая (побуждения учащихся к систематическому труду, достижения лучших результатов в обучении, преодоления пробелов в знаниях);
- прогностическая (определение путей повышения эффективности работы учителя и познавательной деятельности учащихся);
- оценочная (сопоставление выявленного уровня знаний, умений и навыков требованиям учебной программы);
- управленческая (корректировка работы учащихся и собственной деятельности учителем, совершенствования организации обучения)
29) Мониторинг качества образования.
В педагогике мониторинг - это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием развития педагогических систем.
Качество образования - социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества( различных соц.групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Кач. образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав, которые обеспечивают развитие компетенций обучающейся молодежи.
Цели мониторинга:
1. Получение оперативной, точной и объективной информации о состоянии результативности учебного процесса в ОУ.
2. Выявление действительных результатов школьного образования и возможности на этой основе корректировать программу развития школы.
3. Выявление реального уровня квалификации пед-х кадров, их подготовленность к решению инновационных задач.
Задачи мониторинга:
-непрерывное, длительное наблюдение за состоянием учебного процесса и управление им путем своевременного информирования людей о возможном наступлении неблагоприятных, критических ситуаций.
-выявление и оценивание проведенных пед.действий, а также соответствие фактических результатов деятельности пед.системы ее конечным целям.
-систематическое наблюдение за состоянием учебного воспитательного процесса с целью их оценки, контроля и анализа диагностической информации.
-предоставление полученных данных для принятия решений.