ПЕДАГОГ как субъект педагогического процесса
план
- Становление педагогической культуры учителя
- Педагогическое матсерство
Педагог- лицо, ведущее практическую работу в области воспитания и обучения: учитель школы, воспитатель дошкольного учреждения или детского дома, преподаватель лицея, колледжа, техникума, вуза и т. д.
Структура готовности к педагогической деятельности | |||
Сформированное педагогическое сознание > Я-концепция > В-концепция (концепция воспитанника) > Д-концепция (концепция деятельности) | |||
Владение педагогическими технологиями воспитания и обучения | |||
Владение педагогической техникой | |||
Наличие педагогических способностей ♦коммуникативных ♦ перцептивных ♦ прогностических ♦ конструктивных ♦ дидактических ♦ гностических ♦ организаторских ♦ экспрессивных | |||
Классификация типов учителей
По характеру ценностных ориентации (В. Н. Сорока-Росинский) | учителя- теоретисты |
педагоги - реалисты | |
педагоги- артисты | |
учителя интуитивисты | |
По специфике интеллектуально- волевой сферы (Э. Г. Костяшкин) | интеллектуальный |
эмоциональный | |
волевой | |
организаторский | |
По личностным установкам (Я. Корчак) | воспитатель- тиран |
честолюбивый воспитатель | |
разумный воспитатель | |
По преобладающей направленности личности | организатор |
предметник | |
предметник-организатор | |
коммуникатор | |
учитель-интеллигент (просветитель) |
Педагогическая культура учителя- совокупность высокого уровня развития и совершенствования всех компонентов педагогической деятельности и такого же уровня развития и реализации сущностных личностных сил педагога, его способностей и возможностей.
Компоненты педагогической культуры учителя
v ярко выраженная устойчивая педагогическая направленность интересов и
v потребностей;
v гармоничное умственное, нравственное и эстетическое развитие;
v педагогическое мастерство;
v установка на постоянное самосовершенствование;
v культура поведения и общения, педагогический такт;
v личностная самостоятельность учителя;
v общая и педагогическая эрудиция и компетентность;
v доброжелательность, общительность, увлеченность работой.
Качества, необходимые для эффективной работы
v стремление к максимальной гибкости;
v способность к эмпатии, сензитивность к потребностям воспитанников;
v умение придать личностную окраску преподаванию;
v установка на создание позитивных подкреплений для развития положите
v ной Я-концепции у воспитанников;
v умение управлять собой и детьми;
v владение стилем неформального общения с воспитанниками;
v эмоциональная уравновешенность, самообладание, уверенность в себе, жизнерадостность;
v умение регулировать конфликты ненасильственным путем;
v уважительное отношение к чужим традициям и верованиям;
v креативность;
v аттракция;
v способность к рефлексии.
Критерии успешности учителя
Отношение к людям | доброжелателен помогает другим умеет слушать и слышать других и иные мнения независтлив не стесняется спрашивать и учиться у других старается всё объяснять |
Отношение к себе | чувствует себя достаточно сильным и уверенным старается возникающие проблемы решать, а не избегать берет на себя обязательства и ответственность самокритичен |
Отношение к работе | трудоспособен и организован, на все хватает время ищет решения и возможности их реализации испытывает ответственность за всю работу в целом, а не только за свой участок |
Креативность, гибкость | знает, где и когда нужно бороться, а когда отступить сам себе задает темп работы использует время рационально не боится ошибиться в поисках лучшего занимается самообразованием |
Этапы развития педагогического профессионализма
(по К. Ю. Бабанскому)
I. Владение основами профессии, успешное применение известных в науке и практике приемов деятельности (учитель-профессионал)
II. Использование в учительской практике наряду с апробированными
средствами оригинальных новых подходов к решению задач, их успешная реализация в собственной деятельности (учитель-новатор)
III. Умение учителя научно обоснованно оценивать эффективность
возникающих у него новых идей и возможность передачи их
другим учителям (учитель-исследователь)