Технические средства педагогического процесса
План
Классификации технических средств
Компьютер в учебно-воспитательном процессе
Компьютерные технологии
Технические средства педагогического процесса- совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации для предъявления и обработки информации.
Дидактические особенности
ü Информационная насыщенность.
ü Возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы.
ü Возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов.
ü Показ изучаемых явлений в развитии, динамике. Реальность отображения действительности.
ü Выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность.
Классификации технических средств
По функциональному назначению | Передачи учебной информации, контроля знаний, тренажерные, обучения и самообучения, вспомогательные, комбинированные |
По принципу устройства и работы | Механические, электромеханические, оптические, звукотехнические, электронные и комбинированные |
По логике работы | С линейной программой, не зависящей от обратной связи, и с разветвленной программой |
По характеру воздействия на органы чувств | Визуальные, аудиосредства, аудиовизуальные |
По характеру предъявления информации | Экранные, звуковые, экранно-звуковые |
Требования к техническим средствам
Функциональные- способность аппаратуры обеспечивать необходимые режимы работы.
Педагогические- соответствие возможностей ТС формам и методам учебно-воспитательного процесса, сочетаемость с словом педагога.
Эргономические- удобство и безопасность эксплуатации, минимальное количество операций при подготовке и работе с аппаратом, уровень шума, удобство просмотра, ремонта, транспортирования.
Эстетические- гармония формы, целостность композиции, товарный вид.
Экономические- относительно невысокая стоимость при высоком качестве и долговечности.
Типичные педагогические ошибки применения технических средств
♦ недостаточная методическая подготовленность учителя;
♦ неправильное определение дидактической роли и места в учебно-воспитательном процессе;
♦ несоответствие выразительных возможностей средств их дидактической значимости;
♦ бесплановость, эпизодичность применения;
♦ перегруженность урока или воспитательного занятия техническими средствами.
Компьютер в учебно-воспитательном процессе
Мультимедиа компьютеры- компьютеры с совокупностью программных и аппаратных средств, позволяющие воспроизводить звуковую (музыка, речь и др.), а также видеоинформацию (видеоролики, анимационные фильмы и др.).
Значение в учебно-воспитательном процессе
О Вписываются в рамки традиционного обучения.
О Используются с успехом на различных по содержанию и организации ученых и внеклассных занятиях.
О Способствуют активному включению обучаемого в учебно-воспитательный процесс, поддерживают интерес.
О Способствуют пониманию и запоминанию учебного материала.
Задачи применения компьютера в обучении
· Обеспечение обратной связи в процессе обучения.
· Обеспечение индивидуализации учебного процесса.
· Поиск информации из самых широких источников.
· Моделирование изучаемых процессов или явлений.
· Организация коллективной и групповой работы.
Обучение с применением компьютера надо строить так, чтобы ученик пони мал, что задачу решает он, а не машина и что только он несет ответственность за последствия принятого решения.
Виды обучающих компьютерных программ:
/ иллюстрирующие, / программы обучающего контроле
/ консультирующие, / операционные среды,
/ программы-тренажеры, / учебные игровые программы,
/ программы проблемного обучения, / графические программы.
Преимущества использования компьютера в обучении
§ адаптивность учебного материала;
§ многотерминальность (одновременная работа группы пользователей);
§ интерактивность (взаимодействие ТС и учащегося, имитирующее естественное общение);
§ подконтрольность индивидуальной работы обучаемых во внеучебное время.