Средства целостного педагогического процесса

ПОНЯТИЯ:средства целостного педагогического процесса, классификация средств наглядности, предметная наглядность, изобразительная наглядность, тех­нические средства обучения и воспитания, клас­сификация ТСО, новые информационные техно­логии оборудования (НИТО), мультимедийная аппаратура, телеконференция, телепроект, дис­танционное обучение, медиатека.

КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Средства целостного педагогического процесса — сово­купность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осущест­вления педагогического процесса и выполняющих разнооб­разные функции.

Рассмотрим основные виды средств обучения и воспитания и их классификацию. Подходов к классификации средств це­лостного педагогического процесса достаточно много. В дан­ном пособии используется такая классификация:

Познавательная нагрузка и функции наглядности:

— в наглядных образах отражается многообразие конкрет­
ных явлений, предметов окружающего мира;

— организует восприятие и наблюдения учеником реальной
действительности;

— оказывает значительное влияние на сенсорную сферу
школьника, развивает его наблюдательность, мышле­
ние, воображение;

— стимулирует познавательную и творческую активность,
способствует развитию интереса к учению;

— создаваемые наглядностью живые ассоциации надолго
сохраняются памятью;

— с помощью наглядности отвлеченные понятия и абстрак­
ции наполняются конкретным содержанием;

— способствует обобщениям (аллегории или образы литера­
турных героев, выраженные словом либо средствами
театрального, изобразительного искусства, носители
обобщенных идей);


средства целостного педагогического процесса - student2.ru

— повышает качество усвоения, способствует оснащенности
знаний, их ясному и сознательному пониманию.

Признавая ценнейшие достоинства наглядности, учитель должен иметь в виду, что неумелое ее использование может увести учеников от решения главной задачи, подменить учеб­ную цель ярким средством, стать препятствием на пути к глу­бокому овладению знаниями, к познанию существенных связей и закономерностей.

Наглядность — универсальное средство обучения и воспи­тания, которое одинаково ценно с учащимися разных воз­растных групп: чем моложе ученики и воспитанники, тем не­обходимее и важнее использование наглядности. В старших I классах ее роль столь же значительна, лишь меняются ее виды и пути использования.

Кроме наглядных средств обучения и воспитания, в педаго­гической практике широко используются технические средст­ва, функциональные возможности и ценность которых под­робно будут представлены далее.

Вопросы и задания

1. В школе или в другом образовательном учреждении познакомьтесь
со всеми перечисленными средствами обучения и воспитания.

2. В школе проведите опрос среди учителей разных предметов с це­
лью выяснить, какие средства целостного педагогического процесса они
знают, какими пользуются, каково общее отношение к ним. Проанали­
зируйте полученный материал, сделайте выводы.

Наши рекомендации