Vi. проблемы педагогики в их историческом развитии
1. Категория воспитания на разных этапах развития человеческого общества.
2. Становление педагогики как самостоятельной отрасли знания.
3. История развития подходов к возрастной периодизации в мировой
педагогике.
4. Проблема человека в философско- и религиозно-педагогических воз
зрениях.
5. Возникновение и развитие систем образования в различных цивилиза
циях в различные исторические периоды.
6. Проблема взаимоотношений воспитатель — воспитанник в истории
педагогической мысли и требования к педагогу.
7. Развитие идей нравственного и гражданского воспитания в истории
педагогики.
8. Проблема интереса и мотивации обучения в педагогических учениях.
9. Обоснование дидактических принципов в различных концепциях обу
чения в историческом аспекте.
10.Концепции отбора содержания обучения и воспитания в истории пе
дагогики.
11.Формы организации учебно-воспитательного процесса от первых сис
тем обучения до наших дней.
12.Методы и средства обучения в их историческом развитии.
13.Развитие педагогического образования в истории образовательных кон
цепций и систем.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Аксиологическая значимость здоровья детей в истории и философии
образования.
2. М. Монтень — взгляды на личность и ее воспитание.
3. Владимир Мономах как воспитатель и автор «Поучения».
4. Домострой о воспитании и нравственности.
5. Ф. Фребель и его система воспитания дошкольников.
6. Система педагогических взглядов Г. Спенсера.
7. Р. Штейнер о воспитании ребенка с позиций антропософии.
8. И. Кант о воспитании.
9. Педагогические идеи Г. Гегеля.
10. Философско-педагогические взгляды Н. Бердяева.
11. Педагогическая деятельность и взгляды П. Каптерева.
12. А. Острогорский в истории русской педагогики.
13. Д. Менделеев как педагог.
14. Ученые других специальностей о педагогике и ее месте в системе дру
гих наук.
15. Система дошкольного воспитания от Платона до Монтессори.
16. Воспитание и педагогика цивилизаций Ближнего Востока в древнос
ти (в средние века, в настоящее время).
17. Педоцентристская революция в западной педагогике конца XIX —
начала XX в.
18. Учебные книги для детей в России XVIII в. (XIX в.).
19. В. Вахтеров — педагогическая деятельность и взгляды.
20. Сумерки просвещения и выход из них в педагогике и философии
В. Розанова.
21. В. Ключевский как человек и педагог.
22. Педагогическая деятельность и взгляды А. Стоюнина.
23. Уникальная система работы с трудными подростками В. Сороки-Ро-
синского.
24. Я. Корчак и его концепция любви к детям.
25. М. Монтессори как первый теоретик дошкольного воспитания.
26. Гуманистическая педагогика С. Френе.
27. Педагогика ненасилия и гуманизма на Западе в XX в. (К. Роджерс,
М. Маслоу, Р. Штейнер и др.).
28. Культурология и педагогика П. Флоренского.
29. Сущность, содержание и методы православной педагогики.
30. История женского воспитания и образования в России.
31. Царскосельский лицей: элитное учебное заведение России.
32. Русская национальная школа и ее возрождение.
33. Проблема самообразования (учителя) в истории культурного развития
России.
34. Г. Гмайнер как основатель детских деревень.
35. И. Посошков — русский педагог XVIII в.
36. В. Татищев как яркий представитель педагогики петровского времени.
37. Г. Сковорода — «подвижник истины» и учитель жизни.
38. И. Бецкой как организатор системы просвещения в России.
39. Ф. Янкович в истории российского образования.
40. Н. Новиков — просветитель XVIII в.
41. Ученичество как вид обучения в средние века в мировой практике.
42. Молитва, исповедь, покаяние, проповедь — педагогический инстру
ментарий христианской педагогики.
43. Рациональность и иррациональность средневековой педагогики.
44. Педагогическая мысль Византии.
45. Формирование духовно-интеллектуальной элиты в средние века: мо
настырь, королевский двор, университет.
46. Античное педагогическое наследие в средневековой педагогике.
47. Католический и православный варианты христианской педагогики.
48. Типология личности в педагогике отцов церкви.
49. Образ учителя в истории педагогики.
50. Образ ученика в сочинениях разных эпох.
51. Церковные и монастырские школы раннего средневековья.
52. Возникновение первых высших школ в истории человеческой культуры.
53. Университет (от истоков до наших дней) как тип высшей школы.
54. Педагогические идеалы Ветхого Завета.
55. Педагогика Нового Завета.
56. Ближневосточная книжная мудрость и средневековая образованность.
57. Бог и человек в раннехристианской педагогике.
58. Пустынножительство как педагогический феномен.
59. Монашеские уставы как историко-педагогические источники.
60. Боэций и средневековое воспитание.
61. Принципы и методы обучения в разные периоды средневековья на Западе
(Алкуин, Эльфрик, Ножанский, Абеляр, Гуго Сен-Викторский и др.).
62. Ребенок и детство в философии и педагогике от античности до наших
дней.
63. Понимание человека и его места в философских, религиозных педаго
гических взглядах от античности до современности.
64. История педагогико-риторического идеала: истоки, пути становления
и развития.
65. Педагогико-риторические принципы Древней Руси (России Нового
времени).
66. Педагогико-риторические идеи и народная педагогика К. Ушинского.
67. Идея полезности обучения и образования в педагогике в ее истори
ческой ретроспективе.
68. Педагогика как прикладная философия.
69. Теория отмирания школы В. Шульгина.
70. Педагогический аскетизм средних веков.
71. Зарубежная система подготовки учителей в их историческом станов
лении.
72. Идея сближения школы и жизни у Т. Мора и Ф. Бэкона.
73. Педагогическая и общественная деятельность сельских учителей Рос
сии до 1917 г.
74. Аксиологические проблемы образования в философских и педагоги
ческих течениях XIX — начала XX в.
75. Альтернативная педагогика 20-х гг. в Советской России.
76. Проблема духовности в наследии светских и православных российс
ких педагогов и современная школа.
77. Земская школа России: история, опыт, возрождение.
78. Идеи воспитания нового человека в русской общественно-политичес
кой и педагогической мысли.
79. Педагогический практицизм Древнего Рима.
80. Проблемы русской национальной школы в исторической ретроспективе.
81. Мыслители раннего христианства о воспитании.
82. Развитие образования в странах Востока (в различные исторические
периоды).
83. Педагогические взгляды восточных мыслителей средневековья.
84. Развивающее обучение в дидактике П. Каитерева.
85. Опыт авторской школы В. Сухомлинского по обучению и воспитанию
сельских детей.
86. Теория свободного воспитания в воспитательных системах русских
педагогов.
87. Русская философско-религиозная педагогическая мысль в конце XIX —
первой трети XX в.
88. Экспериментальные школьные площадки в 20—30-е гг. в Советской
России (С. Шацкий, П. Блонский и др.).
89. А. Луначарский и Н. Крупская как теоретики и организаторы народ
ного образования в советский период.
90. Педагогический опыт работы А. Макаренко с трудными подростками
и его оценка в отечественной и зарубежной литературе.
91. Деятельность земств по развитию образования в России во второй по
ловине XIX в.
92. Авторские школы в России во второй половине XIX в. (Н. Корф,
Н. Бунаков, Л. Толстой, С. Рачинский).
93. История детского (молодежного) движения в советский период: возникнове
ние, развитие, проблемы и противоречия, современная оценка.
94. Народная педагогика на Руси и ее значение для развития теории и
практики школьного обучения и воспитания.
95. Школьные реформы и контрреформы в России второй половины XIX в.
96. Школьные реформы в советский период.
♦> ♦> ♦> ♦> ♦> ♦> ♦ ♦> ♦ ♦ ♦> ♦ ♦ ♦ ♦ ♦> ♦> ♦ ♦ ♦ ♦ ♦♦♦ ♦ ♦ <♦ ♦> ♦ ♦ ♦
л*
♦:♦
♦ *
v
*
ТАБЛИЦЫ, КОНСПЕКТЫ И СХЕМЫ
♦
♦
♦
♦
♦?♦ ♦% ♦*♦ ♦% ♦!♦ ♦% ♦?♦ *t* ♦% ♦% ♦% *t*
♦:♦ ♦:♦ ♦> ♦> ♦> ♦!♦ ♦!♦ ♦> ♦> ♦> ♦> ♦!♦ ♦> ♦>
I |
ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ |
ШКОЛА В СТРАНАХ ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ |
МЕСОПОТАМИЯ (III—II тыс. до н. э.)Родоначальница всех восточных культур. На ее территории — раннеклассические государства (Ур, Урук, Лагаш и др.) с очень высокой цивилизацией. Школы писцов всех рангов- (э-дубы — «дом табличек» чтение и письмо на двух языках: шумерском и аккадском) история, география, геология, ботаника, математика, зоология, медицина, мифология, право и делопроизводство, музыка, пение, литература; жреческие -♦письмо, чтение, танцы, музыка, упражнения литературного характера, списывание, заучивание поэтических и религиозных текстов. |
ЕГИПЕТ И ДВУРЕЧЬЕ (вторая половина II тыс. до н. э. — первая половина I тыс. до н. э.) На смену школьному образованиюприходит индивидуальное обучениев рамках семейного воспитания;центрами образования становятся храмы. |
ИЗРАИЛЬ (первая половина I тыс. до н. э.) Появление монотеистической религии. Очень высоко ставится образование: «Пусть погибнет святилище, лишь бы дети посещали школу». |
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ (III—II тыс. до н. э.) |
Школы |
при храмах религиозно-нравственное воспитание, астрономия, математика, медицина. при дворе фараона (дворцовые) физические и военные упражнения, чтение и письмо иероглифов, правила поведения и дворцовый этикет. при крупныхгосударственных учреждениях (писцов) элементарная школа (с 5 до 12 лет) чтение, письмо, арифметика и геометрия на уровне практического применения. канцелярия(с 12 до 16 лет) заучивание титулов, географических названий,технических терминов, названий рыб, камней, растений; овладение различными типами письма и разновидностями египетского языка, искусство спора и правила устного и письменного этикета. |
3 ступени школы:
(только для мальчиков) 1 — микре (6—10 лет): чтение, письмо, еврейский и халдейский яз., толкование библейских текстов.
2— мишне (10—15 лет): неписаный Закон,
сообщенный Моисею на Синайской горе.
3— гемаре (15—18 лет): сведения из меди
цины, истории, геометрии, астрономии.
Форма обучения — диспут. Учитель пред
лагает тему устного закона. Ученики на
падают, учитель защищает закон.
ИНДИЯ
(I тыс. до н. э.)
Кастовая система образования.
Прием в школу — «второе рождение».
Школы
для высшей касты брахманов (жрецов)
(от6— 12 до 22—24 лет)
религиозное образование (изучение Вед).