Философия и религия в историческом развитии

Выбор темы

Выбор темы происходит на основании двух последних цифр номера зачетной книжки. Если данная цифра больше 30, то берется их сумма. В соответствии с полученной цифрой выбирается номер темы реферата.

Если студент хочет выбрать собственную тему для самостоятельной работы, он может написать реферат по интересующей его проблематике, заранее согласовав с преподавателем.

Структура реферата

- Титульный лист

- Содержание

- Введение

- Теоретическая часть

- Заключение

- Список литературы

- Приложения (по желанию)

1. Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями МГАВМиБ им. К.И. Скрябина к письменной работе.

2. В содержании указываются названия разделов в соответствии с номером их начальной страницы.

3. Во введении обосновывается выбор темы, формулируются цели и задачи реферата.

4. Теоретическая часть представляет собой раскрытие темы реферата (может состоять из 3-5 разделов).

5. В заключении подводится итог решения задач, поставленных в рамках данной темы реферата, формулируются выводы.

6. Список литературыдолжен быть представлен в алфавитном порядке. Пример оформления:

Грачев М.В. Философия. Пособие для подготовки к экзамену. М., 2011. С. 15

Егоров В.В., Ларионова И.С. Философия и малые дозы в биологии // Жизнь без опасностей. №2. 2011. С. 52-55

Ворожихина К.В. Концепции природы в русской философии // Вопросы ветеринарии и ветеринарной биологии. Сборник трудов молодых ученых. Выпуск 8. М., 2012. С.274-278

Требования по оформлению реферата

Общий объем – 22-25 страниц

Кегль - 14

Шрифт - TimesNewRoman

Интервал – 1,5

Выравнивание по обеим сторонам

Поля – 2,5 (левое), остальные - 2

Темы для самостоятельного изучения

1. Философия и религия в историческом развитии.

2. Даосизм.

3. Личность Сократа и его роль в истории философии.

4. Практическая философия Античности: политика Платона и этика Аристотеля.

5. Сравнительный анализ атомизма Левкиппа-Демокрита и Эпикура.

6. Философия врачевания Гиппократа, Галена, Ибн-Сины.

7. Пьер Абеляр о нравственности христианина.

8. «Естественная теология» Фомы Аквинского.

9. Дж. Бруно о мирах и непостижимом.

10. Социальная философия Т. Гоббса.

11. Физика Р. Декарта.

12. Г.В. Лейбниц о «наилучшем из возможных миров». Учение о «предустановленной гармонии».

13. Учение И. Канта о «категорическом императиве».

14. Учение Г.Ф.В. Гегеля об «абсолютном духе».

15. Космизм Н.Ф. Федорова.

16. Философские основы творчества ведущих естествоиспытателей России (И.М.Сеченов, Д.И. Менделеев, К.Э.Циолковский, В.И. Вернадский)

17. Тема «русской идеи» в творчестве Вл. Соловьева и Н.А. Бердяева (сравнительный анализ)

18. Экзистенциализм в русской философии.

19. Взлет и трагедия марксизма.

20. Психоаналитические концепции религии (З.Фрейд, Э. Фромм, К.Г. Юнг).

21. Основные концепции развития научного знания в постпозитивизме (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун).

22. Классическая и неклассическая картины мира.

23. Рациональное и внерациональное в познавательной деятельности.

24. Синергетика: мировоззрение, методология, наука.

25. Представления о совершенном человеке в различных культурах.

26. Социальное и природное: соотношение и взаимодействие.

27. Современное концептуальное искусство: хеппенинг, перформанс, инсталляция.

28. Соотношение абсолютного и относительного в теории ценностей.

29. Философия войны.

30. Основные современные концепции философии техники.

31. Философские аспекты зоотехнии: философы о животном мире.

  1. Философские аспекты зоотехнии: принципы этического отношения к животным.

Даосизм

Китайская философия представляет собой один из вариантов восточной философии, однако термин «Восток» включает в себя различные и несводимые друг к другу культуры, такие как Египет, Месопотамия, Индия, Китай. Поэтому прежде всего необходимо обратить внимание на специфику восточной философии в отличие от западной, а также выделить черты, выделяющие китайскую философию на фоне философии Древнего Востока.

Даосизм является одним из направлений китайской философии. Основным источником даосской философии является книга «Дао дэ цзин», приписываемая Лао-цзы. Фигура автора «Дао дэ цзин» отождествляется с тремя различными лицами.

В центре даосской философии лежит понятие Дао. Оно всеобъемлюще и многозначно: Дао — это и норма бытия всего сущего, и субстанция, и порождающий принцип; для уяснения смысла этого понятия необходимо рассмотреть атрибуты, приписываемые Дао.

Важным аспектом даосизма является принцип «недеяния» (у-вэй) и связанный с ним даосский идеал человека (совершенномудрый), который значительно отличается от этического идеала «благородного мужа» конфуцианцев. Сравните их. «Недеяние» представляет собой особое состояние вхождения в потоке существования, объединение своего «я» с энергетическими волнами ци и достижение недвойственности с миром. Принцип «недеяния» распространяется на все сферы жизни человека и проявляется в даосском представлении об обществе и мудром правителе.

Практика даосизма построена на сложной системе символики взаимосоответствий и единения мира общего, космического, и внутреннего, человеческого. Рассмотрите даосское преставление о природе.

Ваше понимание философии даосизма отразите в реферате.

Примерные вопросы по теме:

1. Особенности китайской философии.

2. Основные понятия китайской философии: Дао, дэ, инь, ян, ци.

3. «Дао дэ цзин» и фигура Лао-цзы.

4. Учение о Дао. Дао и его атрибуты.

5. Даосский идеал человека и учение о «недеянии» (у вэй). Сравнение этического идеала конфуцианства и даосизма.

6. Учение об обществе в даосизме.

7. Даосское преставление о природе.

Литература

1. Лао-цзы. Дао дэ цзин. М.: Медков С. Б., 2010 – 192 с.

2. 1 (075)

Г 788

Грачев М.В. Философия. Пособие для подготовки к экзамену. М., 2011.- 363с.- С. 44-45.

3. 1(091)(075)

И 907

История философии / Ред. В.В. Васильев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2008. - 783 с.- С. 52-60, 71-75

4. Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб.: Азбука-классика, Петербургское востоковедение, 2007. – 480 с. - С. 158-210

5. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. - М.: Мысль, 2000-2001.

Физика Р. Декарта

Философия Нового времени по предмету и чертам отличается от философии Средневековья и Ренессанса. Охарактеризуйте этот период в истории западноевропейской мысли. Рене Декарт (латинизированное имя - Картезий) - французский философ, физик и математик, представитель классического рационализма. Какие науки для него являются идеалом научности? Что является критерием истины для философа? Определите роль интеллектуальной интуиции в гносеологии Декарта. Раскройте его учение о методе, состоящее из четырех положений. В чем заключается методологическое сомнение Декарта, и каким образом он приходит к заключению «Я мыслю, следовательно, существую»?

По мнению мыслителя, важнейшие положения физики определяются метафизикой (философией). Обратите внимание на механицизм физики Р. Декарта. Главными свойствами материальной субстанции философ считал протяженность и делимость. При этом он отрицает наличие пустоты и атомов (поскольку все, что обладает протяженностью материально, все, что материально - делимо). Декарт считал, что материя имеет корпускулярное строение. Поясните, в чем отличие атомов от корпускул?

Происхождение космических тел философ объяснял теорией вихрей. В качестве главного закона движения Декарт выдвигает закон инерции (впервые им сформулированный), в основе которого, по мнению философа, лежит неизменность Бога. Декарт в духе мировоззрения Нового времени представляет себе мир как машину, точнее, как гигантскую систему тонко сконструированных машин. Все живое подчинено механическим законам и всецело ими объясняется. Это стирает границы между естественным и искусственным. Если мир – это механизм, то механика – это наука о нем. Раскройте сущность физиологических воззрений Р. Декарта. Какую роль в своей картине мира философ отводит Богу?

Учения мыслителя о бытии (онтология) и о познании (гносеология) являются идеалистическими, тогда как космология, физика и физиология – материалистичны; этот дуализм (двойственность) философии Декарта имеет своим источником дуализм телесной и духовной субстанций.

Для более глубоко освоения материала рекомендуется написание реферата.

Примерные вопросы по теме:

1. Основные черты философии Нового времени.

2. Рационализм Р. Декарта. Очевидность, критерии истины (ясность и отчетливость) и методологическое сомнение. «Я мыслю, следовательно, существую». Учение о методе.

3. Деизм и механицизм Р. Декарта. Корпускулярная теория материи.

4. Картезианская теория вихрей. Основные физические законы.

5. Дуализм философии Р. Декарта.

6. Р. Декарт как физиолог.

Литература

1. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. М.: Университетская книга, 2000 г. - 455 с.

2. 1 (075)

Г 788

Грачев М.В. Философия. Пособие для подготовки к экзамену. М., 2011.- 363с.- С. 139-141

3. 1(091)(075)

И 907

История философии / Ред. В.В. Васильев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2008. - 783 с.- С. 334-342

4. 1(075)

Ф561

Философия / Ред. А.Ф. Зотов, В.В. Миронов, А.В. Разин. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2005. - 685 с.- С. 157-161

5. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. - М.: Мысль, 2000-2001.

Космизм Н.Ф. Федорова

Космизм – «специфическое мировосприятие… заключающееся в осознании органического единства всего со всем, и целесообразная общественно-политическая деятельность, осуществляемая в общепланетарных масштабах или же выходящая за ограниченные земные рамки в мировое пространство»[2]. Это направление представлено рядом мыслителей: Н. Федоровым, В. Вернадским, К. Циолковским, А. Чижевским. Что объединяет всех этих мыслителей? Как космисты представляют себе мир, природу, космос, и какова роль человека в развитии мироздания?

Философия Николая Федоровича Федорова представляет собой религиозный вариант космизма. Его философия направлена на решение вопроса о жизни и смерти, на искоренения зла и смерти из бытия. Как это возможно, с точки зрения философа? Каковы роли религии и разума в философии «общего дела»?

Религия для Федорова – это, прежде всего, культ предков (и в этом есть некоторый языческий оттенок религиозности Федорова), это соединение дела по воскрешению отцов и научного знания.

По мнению Федорова, научное знание должно быть направлено не на развитие индустрии, не на удовлетворение потребностей человека, а на «регуляцию природы», то есть на управление стихийными силами природы: метеорологическими, климатическими и иными процессами. Хаотическая природа должна стать разумной и управляемой - то есть она должна стать космосом.

Федоров считает, что эротическая любовь должна быть упразднена, рождение должно быть заменено воскрешением. Главное, чем должен руководствоваться человек в своих действиях, – это долг перед отцами.

С точки зрения Федорова, для города характерен культ женщины и полового инстинкта, поэтому городская культура – это культура морального разложения. Город – это небратство, разобщенность людей. Сельские жители живут у праха отцов, село представляет собой родственную общину, где все ответственны за всех.

Как считает Федоров, утверждение «Жить не для себя, ни для других, а со всеми и для всех» является главным принципом его философии; это высказывание является выражением самой души русского народа. Космизм Федорова неразрывно связан с православием, поскольку именно в православии главным праздником является Пасха - праздник воскресения (в отличие от католической традиции, где главным праздником считается Рождество).

Таким образом, Федоров ищет радикального преображения действительности, при котором зло и смерть будут искоренены. Для его мировоззрения характерны консерватизм, патриархальность, патриотизм, утопизм, вера в человеческий разум. Раскройте эти понятия.

Федоров стоит у истоков космизма (К. Циолковский и др.) и русского религиозно-философского ренессанса (Вл. Соловьев, А. Белый, Вяч. Иванов и др.). Концепция Федорова может быть по-новому осмыслена в свете современного экологического мышления и биоэтических принципов.

Отразите Ваше понимание космизма Федорова в реферате.

Примерные вопросы по теме:

1. Русский космизм: общие черты и основные представители.

2. «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова: вопрос о жизни и смерти; роль науки и религии.

3. Н.Ф. Федоров о рождении и воскрешении и о долге перед отцами.

4. Город и сельская жизнь в философии Н.Ф. Федорова.

5. Основные черты мировоззрения Н.Ф. Федорова.

6. Последователи философии Н.Ф. Федорова. Влияние Н.Ф. Федорова на естествоиспытателей России.

7. Космизм в свете современного экологического мышления и биоэтических представлений.

Литература

1. Федоров Н.Ф. Супраморализм, или всеобщий синтез (т.е. всеобщее объединение) // Федоров Н.Ф. Философия общего дела. В 2 т. Т.1. М.: АСТ, 2003. - 699 с. - С. 456-535

2. 1(075)
И 907

История русской философии / Ред. Маслин М.А. - М.: Республика, 2001. - 638 с. – С. 378-384

3. 1Ф
З-567

Зеньковский В.В. В 2-х т. Т.2. М.: АСТ, 1999; Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 539 с.- С. 147-165

4. 1 (075)

Г 788

Грачев М.В. Философия. Пособие для подготовки к экзамену. М., 2011.- 363с.- С. 197-200

5. 1(091)(075)
И 907

История философии / Ред. В.В. Васильев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2008. - 783 с.- С. 763

6. 1(075)
Ф561

Философия / Ред. А.Ф. Зотов, В.В. Миронов, А.В. Разин. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2005. - 685 с.- С. 214-215

7. Гиренок Ф.И. Пато-логия русского ума (картография дословности). М.: Аграф, 1998. – 416с. -С. 154-171

8. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. - М.: Мысль, 2000-2001.

В.И. Вернадский)

Успехи отечественного естествознания оказали значительное влияние на развитие русской философской мысли XIX-начала XX вв. Имена российских ученых: Н.И. Лобачевского, Н.И. Пирогова, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Д.И. Менделеева, И.И. Мечникова, К.А. Тимирязева, А.М. Бутлерова, В.В. Докучаева, А.Г. Столетова, А.Н. Северцова, А.Н. Бекетова, Н.А. Умова, П.Н. Лебедева - приобрели европейскую известность. Характерной чертой творческой деятельности русских ученых было акцентирование внимания на мировоззренческих вопросах - это способствовало распространению в общественном сознании идей научного рационализма и материализма.

Сеченов Иван Михайлович – крупнейший русский физиолог, «отец русской физиологии» - является основоположником объективной психологии. Впервые в мировой науке стал проводить экспериментальные исследования деятельности головного мозга, первым начал научное изучение психических явлений, открыл существование центров, задерживающих рефлексы.

Его основной труд «Рефлексы головного мозга» - сочинение в защиту материализма, где ученый говорит о необходимости применения к исследованию сознания естественнонаучных методов; с его точки зрения, изучать происхождение психических явлений можно только методами естествознания. Сеченов выступает против дуализма в изучении человека; согласно его взгляду, не существует духовного начала, психическая жизнь человека есть следствие его телесного развития. При этом психическое нельзя свести к материальному, то есть психическое не является материальным. Но психическое должно подчиняться тем же закономерностям, что и материальное, между психическим и соматическим нет принципиального отличия, как нет и четкой границы между ними. Изучать психическое необходимо теми же объективными методами, которые действуют в естественных науках. Сеченов подчеркивал отражательный характер форм мышления, изучал проблему достоверности отражения действительности в сознании. Его открытия оказали влияние на И.П. Павлова.

Экспериментальный подход Сеченова к изучению физиологических систем организма и физико-химических процессов, лежащих в основе его жизнедеятельности, занял важнейшее место в развитии биофизического направления естественных наук. Кроме энергетической связи между организмом и средой Сеченов установил существование тесной информационной связи, заключающейся в непрерывном поступлении сигналов об окружающем мире в центральную нервную систему. Решение этой проблемы имело принципиальное значение как в разработке новых теорий в области физиологии мозга (процессы торможения и его связь с проявлениями сознания и воли, принцип «согласования движения с чувствованием», явления суммации раздражения), так и в теории познания. Сеченов подверг критике попытки обособления психологических явлений от организма и внешнего мира, выдвинул программу преобразования психологии в объективную науку. Его учение о рефлексах головного мозга – система материалистических представлений о психических процессах, обусловленных закономерностями центральной нервной системы. Материалистическую трактовку механизма познания распространял и на его высшие формы, включая науку.

Менделеев Дмитрий Иванович - создатель периодического закона химических элементов, легшего в основу его периодической системы; активный общественный деятель. В своих работах рассматривает проблемы экономики, технологии различных производств, поскольку, по его мнению, залогом процветания России является развитие промышленности в сочетании с просвещением. Менделеев внес вклад в создание органической химии вместе с А.М. Бутлеровым, стал одним из основоположников современной агрохимии, изучал проблемы освоения Северного морского пути, орошение почв нижней Волги, улучшения судоходства на реках России. Среди работ Менделеева есть исследования по метеорологии, воздухоплаванию. Треть научных трудов Менделеева посвящена вопросам экономики, социологии, педагогики, эстетики, юриспруденции и философии. Свое мировоззрение он называл реализмом, подчеркивая свои расхождения и с идеализмом, и с материализмом. Материализм он критиковал за игнорирование духовного, за сведение разума, желания, воли, любви, самосознания к физиологическому, материальному. Идеализм, по его мнению, носит исключительно умозрительный характер, уходит от фактического, поэтому не отражает действительности. Реализм, согласно его мысли, должен выразить действительность с максимально возможной объективностью, то есть согласно здравому смыслу, без предвзятых суждений. Он считал, что естествознание относится к философским наукам, ведь оно проникает за грань видимого, познает скрытые причины явлений и стремится отыскать сущность, скрытую от наблюдений.

Циолковский Константин Эдуардович - изобретатель, основоположник космонавтики, представитель русского космизма. Основой всего сущего он считал материю (вещество). Есть ли в мире что-либо, кроме материи – наука не может точно сказать, это вопрос спорный. Материя, время и пространство - бесконечны, непрерывны и вечны. Монизм, согласно Циолковскому, является принципом единства Вселенной.

Взгляды Циолковского можно охарактеризовать как материализм и панпсихизм, признающий чувствительность всей вселенной. Мельчайшим элементом материи является «чувствующий атом», бессмертное элементарное существо, претерпевающее различные судьбы, путешествуя из одной «организации существа» в другую. Обмен атомами в космосе понуждает все разумные существа к нравственной взаимосвязи и к заботе о мировом целом, где атомы рассеиваются после исчезновения их обладателя и переселяются в иные органические или неорганические образования. Циолковский является основоположником «космической этики», в рамках которой добром признаются все процессы усложнения во Вселенной, поскольку «блаженство» атомов обеспечивается их пребыванием в наиболее сложных, внутренне благоустроенных организмах. Наличное состояние вселенной свидетельствует о торжестве творческих, противостоящих тенденции к мировой смерти (антиэнтропийных) сил жизни и разума. Космологический процесс предстает как ряд цикличностей (периодичностей) усовершенствования бытия.

Возникновение разумных форм знаменует собой «пробуждение» природы, разум выступает основной движущей силой восхождения космической материи к высшим степеням совершенства. Циолковским был разработан план рационального переустройства социума. С его точки зрения, Рационализация всеобщего человеческого бытия предопределена исторически неизбежным выходом человечества в космос, освоения людьми мирового пространства. В своем мировоззрении Циолковский выступал против религиозного дуализма духа и материи, также как и против «пессимистического материализма». Циолковский – апостол космической эры. Своими идеями, расчетами и проектами он возвестил человечеству о неизбежности выхода за пределы Земли.

Вернадский Владимир Иванович – русский естествоиспытатель-энциклопедист и мыслитель. Исследования Вернадского посвящены минералогии, кристаллографии, основанным им новым разделам науки – геохимии, биогеохимии, космохимии, радиогеологии разработке концепции биосферы и ее перехода в ноосферу, а также истории науки, социальным проблемам, философии. Мировоззренческой канвой его творчества был космизм: природные и социальные процессы на Земле он рассматривал в тесной связи с космическими процессами. Неоднократно высказывал мысль, что «наука неотделима от философии и не может развиваться в ее отсутствии»[3].

Свою собственную позицию называл критическим реализмом, а иногда – философским скептицизмом, который принимает реалистическое миропредставление, как оно научно выявляется, как единственную возможность, и не признает ни религиозных, ни философских представлений, как ему равноценных. Научную мысль считал новой, ранее отсутствовавшей геологической силой.

Жизнь нашей планеты – явление космическое. Поэтому он защищал концепцию «вечности жизни», а не ее самозарождения на Земле (жизнь – «вечное проявление реальности»). Крупным вкладом мыслителя в научную картину мира явилась концепция биосферы, т.е. сферы существования живого на Земле. Динамическое равновесие, организованность биосферы поддерживается космическими факторами. Ее эволюция рассматривалась им в качестве целостного процесса взаимодействия живого и неживого («косного»), в котором видообразование и эволюция биосферы тесно взаимообусловлены. Неотделимая часть строения биосферы – человек как проявление природного процесса эволюции. В человеке Вернадский видит деятельное существо, активно преобразующее природные условия с помощью своего разума. По своей мощности антропогенные воздействия на природу сравнимы с геологическими силами. Человек способен воздействовать и на «проявления космических соотношений». Эволюция человека не завершена. Он является лишь промежуточным звеном в длинной цепи существ, и наши потомки будут иметь более совершенный мыслительный аппарат, чем мы. Вернадский обосновывал мысль, что дальнейшее биологическое развитие человека приведет к реализации идеала автотрофности человечества, т.е. к достижению его независимости от других форм жизни путем искусственного синтеза пищи. Это будет иметь и огромные моральные последствия. Анализируя антропогенную деятельность, он пришел к выводу, что сейчас совершается процесс перехода биосферы в ноосферу (от греч. νοῡς – разум). Ноосфера – «царство разума человеческого». Она представляет собой «последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории – состояние наших дней»[4]. Ноосферогенез определяется прежде всего ростом науки и основанного на ней труда человечества. К его предпосылкам помимо охвата научной мыслью всей планеты и свободы научного творчества относится достижение единства всего человечества, открытие новых источников энергии, отказ от войн и все, что должно обеспечить, согласно концепции мыслителя, развитие личности. Дальнейшее расширение ноосферы будет связано с выходом человечества в космос.

Для более подробного изучения материала рекомендуется написание реферата.

Примерные вопросы по теме:

1. Материалистическое учение И.М. Сеченова о психических явлениях.

2. Философские и социальные идеи Д.И. Менделеева.

3. К.Э. Циолковский: космический взгляд на Вселенную.

4. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.

Литература

1. (075)
И 907

История русской философии / Ред. Маслин М.А. - М.: Республика, 2001. - 638 с. -С.363-369; 384-389.

2. 1Ф

З-567

Зеньковский В.В. В 2-х т. Т.2. М.: АСТ, 1999; Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 539 с. – С. 295-303

3. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2007. – 576 с.

4. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. - М.: Мысль, 2000-2001.

Взлет и трагедия марксизма

Диалектический характер марксистской философии противоположен, с одной стороны, гегелевской идеалистической диалектике, с другой, предшествующему материализму как не включающего в себя понятие развития. С точки зрения марксизма диалектика представляет собой не специфический философский, а общенаучный метод. Законы диалектики предстают как универсальные, описывающие все процессы, происходящие в природе и в обществе.

История человечества истолковывается Марксом как последовательность трех основных эпох. Представление Гегеля о том, что сознание человечества прошло ряд этапов, соответствовавшим конкретным формам социальной организации, таким как родоплеменная, рабовладельческая, теократическая и демократически-эгалитарная оказало значительное влияние на К. Маркса. Однако если для Гегеля сфера сознания с необходимостью воплощается в материальном мире, творит этот материальный мир по своему образу и подобию (для философа-идеалиста сознание – причина, а не следствие), то для К. Маркса идеи не обладают самостоятельной силой. Он перевернул отношение между реальным и идеальным, «надстройка» - религия, искусство, философия – детерминирована преобладающим материальным способом производства.

Первая эпоха – это период господства отношений «личной зависимости» на ранних фазах истории, когда народы и цивилизации оторваны друг от друга, а индивид прочно «вписан» в пределы социальных организаций: общины, касты, сословия и т.п. Вторая ступень соответствует индустриальному обществу с единым мировым финансовым рынком, господством наемного труда и правовым обеспечением личной свободы индивида. Господство социального отчуждения на этой стадии принимает уже не личную, а вещную форму и наиболее наглядно выражено в деньгах. Личная независимость в сочетании с вещной зависимостью, «овеществлением» определяет эту стадию общественного развития. Социальный (классовый) конфликт – не аномалия, а повседневная норма существования общества с классовой структурой. Общество, основную социальную структуру которого составляют наемные работники и капиталисты, Маркс называет капиталистическим. Фундаментальные интересы этих классов полярно противоположны – прежде всего в сфере производства и распределения: один класс только производит, второй – только владеет. Управление, надзор, принуждение к наиболее эффективному и дешевому труду – одна из наиболее важных сфер деятельности капиталиста.

Переход к третьей ступени, к стадии «освоения», означает ликвидацию господства отчужденных и овеществленных сил, подчинение их личностному развитию индивидов. На этой стадии должна господствовать «...свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и превращении их коллективной, общественной производительности в общественное достояние». Становление этой новой исторической формы, которую Маркс связывает с закатом эры наемного труда, неуклонным возрастанием «свободного времени» как пространства свободного развития личности.

Современные теоретики либеральной демократии утверждают, что триумф Запада и западной идеи очевиден, прежде всего, потому, что у либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив. Однако либерализм победил пока только в сфере идей, сознания; в реальном, материальном мире до победы еще далеко.

В концепции К. Маркса заложена идея о конце истории. Историческое развитие, определяемое взаимодействием материальных сил, имеет целенаправленный характер и закончится, лишь достигнув коммунистической утопии, которая и разрешит все противоречия. И Гегель, и Маркс верили, что эволюция человеческих обществ не бесконечна; она остановится, когда человечество воплотит ту форму общественного устройства, которая удовлетворит его самые глубокие и фундаментальные нужды – это и будет «концом истории», но для Гегеля это – либеральное государство, для Маркса – коммунизм.

По мнению теоретиков либерализма, идеологическая эволюция человечества завершилась на идеалах Французской и Американской революций; теоретическая истинность самих идеалов абсолютна и их улучшить нельзя. Если идеологическое развитие действительно завершилось, то общечеловеческое государство рано или поздно все равно должно победить.

Коммунизм оказался одним из важнейших вызовов, брошенных либерализму в XX веке. Классовый вопрос, поставленный Марксом, был успешно решен Западом. Как отмечал А. Кожев, современный американский эгалитаризм и представляет собой то бесклассовое общество, которое предвидел Маркс. Экономическое неравенство есть, но его корни не в правовой и социальной структуре, дело скорее в культурных и социальных характеристиках составляющих его групп, доставшихся по наследству от прошлого. Поскольку классовый вопрос отошел на второй план, коммунизм отчасти потерял свою привлекательность.

Однако одним из дефектов либерализма оказался нравственный, мировоззренческий вакуум, нравственная пустота. Отчасти этим можно объяснить возрождение религии в либеральных потребительских обществах.

Если либерализм и есть конечная цель, телос истории, конец ее печален: экономический расчет, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворение изощренных запросов потребителя. В постисторический период нет ни искусства, ни философии; есть лишь тщательно оберегаемый музей исторической истории.

Как указывает современный французский философ-постмодернист Ж. Деррида, марксизм необходим современному обществу, и в тоже время структурно недостаточен: по-прежнему необходим, но при условии его трансформации, адаптации к новым условиям и к другому пониманию идеологии. Марксизм содержит в себе идею справедливости, которую мы всегда отличаем от права и от прав человека, и идею демократии, которую мы отличаем от ее современного понимания.

И марксизм, и либеральная демократия являются лишь регулятивами, надисторическими идеалами, которые с одной стороны, оказывали влияние на ход исторических событий, с другой, никогда не воплощалась в истории. И идеалы марксизма, и идеалы либерализма всегда будут притягательны для человечества; коммунизм всегда был и остается призрачным: он всегда остается грядущим и, подобно самой демократии, отличается от всякой настоящей жизни. Поэтому призрак коммунизма все еще бродит по Европе.

К. Маркс занимался социально-философской проблематикой (исторический материализм), онтологическое основание марксизма было разработано Ф. Энгельсом (диалектический материализм). Рассмотрите основные положения диалектического материализма. Проанализируйте учение Энгельса о формах движения материи, обратите внимание на биологический уровень организации материи. Как вы понимаете это учение? Как определяет философ сущность живого?

Проведите творческое исследование по данной теме, его результаты отразите в реферате.

Примерные вопросы по теме:

1. Марксизм. Влияние немецкой классической философии (Гегель, Фейербах).

2. Философия истории К. Маркса. Экономический детерминизм.

3. Капиталистическое общество и понятие отчуждения.

4. Социальная утопия К. Маркса. Коммунизм.

5. Значение исторического материализма и его оценка современными мыслителями.

6. Биологическая форма движения материи в диалектическом материализме.

7. Фр. Энгельс о сущности жизни и свойствах живого.

Литература

1. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 42. С. 41-174

2. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 3. С. 1-4

3. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М., 2005. – 588 c.

4. Деррида Ж. Призраки Маркса. Государство долга, работа скорби и новый интернационал. М.: Logos-altera, Ecce homo, 2006 – 256 с.

5. Грачев М.В. Философия. Пособие для подготовки к экзамену. М., 2011.- 363с.- С. 230-234

6. 1(091)(075)

И 907

История философии / Ред. В.В. Васильев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2008. - 783 с. - С. 512-523

7. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. - М.: Мысль, 2000-2001.

Философия войны

Война - вооруженное выступление союзников для борьбы с общим врагом. Процесс ведения войны определяет стратегия, назначение которой состоит в достижении наилучших результатов использующей ее стороны. Философское осмысление понятие войны было сделано античным мыслителем Гераклитом.

Война как предмет философского осмысления может входить в сферу рассмотрения различных философских дисциплин. Но, прежде всего, война — явление историческое и социальное. С помощью войн могут быть решены политические задачи, войны ведутся во имя закона, справедливости (Римская империя, Средние века), религии (Средние века). Что может быть смыслом и целью военных действий?

Согласно современному военному историку М. ван Кревельду, война не имеет цели, цель – сама война. В основе войны лежит риск собственной жизнью, опасность притягательна - в опасности и заключается смысл существования войны. Она дарит человеку полную свободу, в том числе свободу от смерти, тем самым война есть жизнь во всех своих проявлениях. Войну нельзя ничем заменить, поэтому она вечна, но ее организация, интересы и цели – продукты исторических обстоятельств.

Феномен войны имеет этическое измерение. Ряд мыслителей признавал существование справедливых войн, то есть допустимых с точки зрения морали. Противоположная позиция, согласно которой моральное оправдание войны невозможно, представлена пацифизмом, в основе которого лежит принцип ненасилия. Приведите имена и концепции мыслителей, придерживающихся той и другой позиций.

Классик военной теории К. фон Клаузевиц считает, что война - это орудие политики, ее продолжение, это ведение политики другими средствами. Смысл войны – политика. Война имеет тринитарную структуру: государство–армия-народ. Война – организованная форма насилия, она ведется государством во имя государства и против государства. Войной занимаются профессионалы - существует четкое разграничение между вооруженными силами и гражданским населением.

Чем отличаются войны XX века от войн предыдущих столетий? Как меняется их структура? Э. Людендорф в книге «Тотальная война» писал, что не война продолжение политики, а политика - продолжение войны. Война - это борьба нации за выживание, в которой нет запрещенных приемов; армией становится весь народ. Ясно, что тринитарная война – всего лишь одна из многочисленных форм войны.

Согласно Э. и Х. Тоффлерам, война представляет собой разновидность производственной деятельности и в своем развитии повторяет стадии, свойственные развитию экономики, причем

Наши рекомендации