СРС №12-13. ТЕХНИКА В ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

Задание: Прочитайте текст. Выполните задания после текста.

Современный человек с рождения попадает в мир техники, его окружают машины, приборы, механизмы. Часто он даже не замеча­ет, что техника рядом с ним, всегда готова к его услугам. А ведь многие выдающиеся достижения техники, которые современное поколение воспринимает как обыденный факт повседневной жиз­ни, для людей даже недавнего прошлого представились бы настоя­щим чудом. Действительно, мы уже привыкли к мысли о возмож­ности посылки на Луну автомата-робота, который по заданной че­ловеком программе берет пробу лунного грунта и доставляет его на Землю. И уже никого не удивляет то, что у телевизора мы при­сутствуем на международном хоккейном матче в Канаде. Мы, не задумываясь, каждодневно пользуемся «чудесами» XX века: теле­фоном, радио, телевизором, самолетом, автомобилем и другими техническими средствами.

Современные достижения, науки и техники стали возможны благодаря творчеству и созидательной деятельности многих поко­лений людей. В разные исторические времена человек постепенно познавал законы природы, делал различные изобретения, вел упор­ную борьбу за новые технические и научные идеи.

Однако роль техники не сводится только к тому, чтобы обслужи­вать людей в быту. Люди могут жить, если они питаются, одеваются, имеют жилища. Материальные блага, которыми пользуются люди, необходимо производить. Но создавать требуемые для людей вещи возможно лишь при помощи определенных орудий труда, используя при этом предметы и силы природы. Производство может осуществ­ляться только в результате труда человека, одновременно и труд яв­ляется непременным условием существования самого человека.

Труд является вечным естественным условием жизни людей. Для того чтобы он мог совершаться, необходима совокупность про­стых моментов процесса труда.

В процессе труда человек выполняет непосредственные производственные функции. Он должен затратить определенное количе­ство энергии (энергетические функции), изменять вещество при­роды (технологические функции), передвигаться и передвигать различные участвующие в процессе труда вещи и предметы (транс­портные функции), контролировать ход процесса труда и измерять его результаты (контрольно-измерительные функции), решать ин­формационно-логические задачи, определять цели и задачи труда (логические функции).

Вторым простым моментом процесса труда являются предметы труда, которые человек берет в первоначальном виде у природы или использует переработанные ранее вещества как сырой матери­ал и полуфабрикаты. Прогресс науки и техники позволил полу­чать предметы труда, которых нет в природе (например, пластичес­кие массы). Предметы труда — это вещи, которые человек перера­батывает в соответствии со своими целями и потребностями.

Для того чтобы человек смог освоить вещество природы, ис­пользовать силы природы, ему необходимы средства труда — это третий простой момент процесса труда. Человек в процессе труда помещает между собой и предметом труда определенные вещи или комплекс вещей. При помощи средств труда он создает необходи­мые ему материальные блага.

Процесс труда может совершаться при условии, если он проте­кает в определенном месте, в соответствующем помещении, кото­рое освещается, проветривается. Для процесса труда необходимы дороги, каналы, средства передачи информации. Эти и другие ма­териальные условия хотя прямо и не входят в процесс труда, но без них его осуществить невозможно.

Так что же такое техника? В современной литературе имеется много точек зрения на сущность техники, встречаются разные опре­деления этого термина. Большинство исследователей считает, что под техникой надо понимать совокупность искусственно созданных средств деятельности людей. Техника создается и применяется в целях полу­чения, передачи и превращения энергии, воздействия на предметы труда при создании материальных и культурных благ, сбора, хране­ния, переработки и передачи информации, исследования законов и явлений природы, общества, передвижения, управления обществом, обслуживания быта, обеспечения обороноспособности и ведения войн.

В этом обширном толковании техники можно выделить два класса технических средств, которые выполняют различные соци­альные функции в обществе: производственную технику и непро­изводственную технику. К первому классу относятся технические средства, используемые в производстве материальных благ. Это важнейший и наиболее активный элемент производительных сил человеческого общества. Во второй класс входят технические сред­ства науки, быта, культуры, образования и военная техника.

1. Выпишите из текста технические термины и дайте их толкование.

2. Составьте и запишите предложения, используя конструк­ции, служащие для квалификации лица, предмета, явления.К ним относятся следующие конструкции: что есть что, являть­ся чем, служить чем, что оказывается чем, что представляет собой что и т.п.

3. Из каждой пары простых предложений постройте одно, заменяя второе причастным оборотом или придаточным определительным предложением в СПП. Расставьте знаки препинания в составленных предложениях.

Образец: Кислород является прозрачным, бесцветным газом. Он поддерживает горение. - Кислород является прозрачным, бесцветным газом, поддерживающим горение (или которое поддерживает горение).

1. Приставка – это часть слова. Она стоит перед корнем. 2. Повесть – это литературное повествовательное произведение. 3. Малахит – минерал ярко-зеленого цвета. Он является ценным поделочным материалом для художественно-декоративных изделий. 4. Макинтош – плащ из непромокаемой ткани. Ткань изобретена шотландским химиком Макинтошем.

Наши рекомендации