Тема 14. Общество в историческом развитии.

1.Проблема направленности исторического процесса.

2.Теория общественного прогресса.

3. "Формационный" и "цивилизационный" подходы в философии истории.

Литература:

- Спиркин Г.Г. Философия. Учебник для вузов. М. 1988.

- Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник для вузов. СПб. 2ОО1.

- Гречко П.К. Концептуальные концепции истории. М. 1995.

- Ильин В.В. Философия. Учебное пособие.СПб. 2ОО3.

- Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М. 1991.

- Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1991.

- Социальная философия (учение об обществе): Учебное пособие. СПб,

ПГУПС, 2008

- Философия: учебное пособие. Учебное пособие для дистанционных форм обучения. СПб.: ПГУПС, 2008

- Ильин В.В., Кармин А.С., Огородников В.П. Философия: экзаменационные ответы для студентов вузов. Спб: Питер, 2009

В данной теме следует раскрыть именно те концепции развития общества, которые получили сегодня наибольшее распространение: это теория исторического круговорота (цикличности); эсхатологическая, линейно-конечная концепция и прогрессивно-стадиальная концепция развития общества. Необходимо указать сторонников или (если это возможно) авторов этих теорий, объяснить, когда и почему возникли эти концепции и что в наши дни используется их сторонниками в качестве аргументов, доказывающих правоту их позиций. Анализируя прогрессивно-стадиальную концепцию жизни общества, особо следует выделить то основание, которое отделяет одну ступень развития общества от других. Сделать это возможно, рассмотрев действие закона, определяющего связь производственных отношений и производительных сил.

Все эти концепции следует рассмотреть и с точки зрения соотнесенности прогресса и регресса в жизни общества. Соответственно должен быть рассмотрен и вопрос о критериях прогресса и регресса применительно к жизни общества (системный, энергетический, информационный). Следовательно, должны быть раскрыты понятия «прогресс», «регресс», «эсхатология», «развитие».

Исходя из того, что исторический процесс одновременно и однонаправлен и многовариантен, следует рассмотреть «формационный» и «цивилизационный» подходы в философии истории. Здесь также необходимо указать сторонников этих позиций, выявив специфичность их теорий, раскрыть содержание понятий «цивилизация», «общественно-экономическая формация», «базис», «надстройка». Рассматривая оба указанных подхода в понимании развития общества, следует проанализировать их соотнесенность, как сочетание общего и отдельного в жизни общества.

Тема 15: Философия истории

1.Философское понимание истории.

2.Проблема субъекта истории.

3.Закономерности исторического развития.

Литература:

- Спиркин Г.Г. Философия. Учебник для вузов. М. 1988.

- Кармин А.С., Бернацкий Г. Г. Учебник для вузов. СПб.2ОО1.

- Момджан К.Х. Социум. Общество. История. М. Наука. 1994.

- Ивин А.А. Введение в философию истории. М.1997.

- Ильин В.В. Философия. Учебное пособие. СПб. 2ОО3.

- Социальная философия (учение об обществе): Учебное пособие. СПб,

ПГУПС, 2008

- Философия: учебное пособие. Учебное пособие для дистанционных форм обучения. СПб.: ПГУПС, 2008

- Ильин В.В., Кармин А.С., Огородников В.П. Философия: экзаменационные ответы для студентов вузов. Спб: Питер, 2009

В этой теме нужно прежде всего объяснить, что такое «философское понимание истории»: речь идет о решении основного вопроса философии применительно к жизни общества. Отсюда необходимо раскрыть содержание понятий «общественное бытие» и «общественное сознание», показать их место в структуре общества, и, в зависимости от их соотнесенности, охарактеризовать две основные концепции в понимании исторического процесса – идеалистическую и материалистическую (позиции исторического идеализма и исторического материализма).

Соответственно тому или другому философскому пониманию истории, по разному решался и вопрос о субъекте истории. Следовательно, в данной теме следует рассмотреть, как изменялось представление о том, кто (или что) делает историю: понимание субъекта истории в античном мире, в средние века, в эпоху Возрождения, в Новое время и сегодня. В работе необходимо раскрыть содержание понятий «народные массы», «выдающаяся личность», «правящая элита», показать их роль в историческом процессе.

С проблемой субъекта истории тесно связана проблема закономерностей в историческом развитии, то есть повторяемости в разных исторических событиях каких-то общих черт. Эта повторяемость показывает, что существуют законы истории – наличие между событиями некоторых объективно обусловленных зависимостей, изменить которые не может никакая свобода воли. Задача студента – раскрыть специфику законов общества, показать принципиальное отличие законов общества от законов природы. Особое внимание следует обратить на то, что законы общества обладают своеобразной двойственной природой: являясь объективными, они реализуются, однако, через субъективную сознательную деятельность людей. Отсюда вытекает задача – раскрыть вопрос о соотношении необходимости и свободы в историческом процессе, показать, что свободный выбор человеком направления своей исторической активности не является произвольным, но осуществляется в рамках исторической необходимости. Сделать это следует, используя категории «объективное», «субъективное», «свобода», «историческая необходимость», «вероятность», «статистические закономерности», «динамические закономерности».



Наши рекомендации