Зашифруйте нарушения произношения звуков
Замена звука Ш звуком С____________________________________________
Х = К_____________________________________________________________
С = Сприз._ _________________________________________________________
Боковая артикуляция звука З_________________________________________
Смягчение звука Ш_________________________________________________
Выдох на месте звука Ж_____________________________________________
Озвончение звука С_________________________________________________
Нарисуйте профили нарушений произношения звуков С, З, Ш, Ж, Х
С = Ш/ | З = Зприз |
Ш = Со | С = С призубн |
Разложите на элементы труднопроизносимые слова и отработайте с использованием приема фонетической ритмики
СТАКАН | КОШКА | ХЛЕБ |
Подберите по 5 слов со звуками С и Ш в разных фонетических позициях. Запишите в таблицу
Фонетическая позиция | Звук С | Звук Ш |
Начальная | ||
Между гласными (интервокальная) | ||
Конечная | ||
В стечении с другими согласными |
3.5.9. Выполните тестовое задание по теме «Методика работы над звуками С, З, Ш, Ж, Х».
1. Сущность нарушения «боковая артикуляция» заключается в следующем:
а) язык образует слишком широкую щель с альвеолами, проходя через которую струя воздуха не вызывает шума;
б) язык не прилегает боковыми краями к верхним коренным зубам и оставляет по бокам щели, через которые выходит воздух;
в) язык слишком продвинут вглубь ротовой полости.
2. Коррекция нарушения «боковая артикуляция» осуществляется при помощи следующих приемов:
а) сопоставление на слух;
б) касание шпателем мягкого неба;
в) постановка заново;
г) нажатие на спинку языка шпателем.
3. Причиной нарушения «сонантность» является:
а) язык образует слишком широкую щель с альвеолами, проходя через которую струя воздуха не вызывает шума;
б) язык не прилегает боковыми краями к верхним коренным зубам и оставляет по бокам щели, через которые выходит воздух;
в) язык слишком продвинут вглубь ротовой полости;
г) другая причина.
4. Способами коррекции нарушения «сонантность» являются:
а) подражание на слухо-зрительной основе, обходной путь;
б) подражание на слухо-зрительной и тактильно-вибрационной основе;
в) подражание на слухо-зрительной основе, механический.
5. Нарушения «боковая артикуляция» и «сонантность» являются грубыми:
а) да;
б) нет;
в) только один из них.
6. «Озвончение» обусловлено следующей причиной:
а) голосовые складки разомкнуты;
б) голосовые складки сомкнуты.
7. Каким из нижеперечисленных приемов может осуществляться коррекция нарушения «озвончение»:
а) сопоставление звучания;
б) ощущение вибрации гортани;
в) усиление выдоха;
г) всеми перечисленными приемами.
8. Сущность нарушения «смягчение» заключается в следующем:
а) чрезмерный подъем языка;
б) неправильное участие голоса в артикуляции;
в) незаконченная постановка.
9. Коррекция нарушения «смягчение» может осуществляться при помощи следующих приемов:
а) нажатие шпателем на спинку языка;
б) отодвигание языка шпателем вглубь ротовой полости;
в) ощущение толчка воздуха на тыльной стороне ладони;
г) сопоставление на слух.
10. Причиной «далекой артикуляции» является:
а) чрезмерный подъем языка;
б) продвижение языка вглубь ротовой полости;
в) язык не принимает участия в артикуляции.
11. Нарушение «далекая артикуляция» корректируется при помощи следующих приемов:
а) моделирование кистями рук; сопоставление звучания; отодвигание языка шпателем вглубь ротовой полости;
б) моделирование кистями рук; сопоставление перед зеркалом;
в) моделирование кистями рук; усиление выдоха; сопоставление звучания.
12. Какая из перечисленных ниже причин вызывает «призубное произнесение» звуков С и З:
а) продвижение языка вглубь ротовой полости;
б) передний край языка недостаточно утоплен за нижние резцы и закрывает щель между верхними и нижними резцами;
в) язык не принимает участия в артикуляции.
13. Коррекция нарушения «призубное произнесение» звуков С и З осуществляется при помощи следующих приемов:
а) сопоставление перед зеркалом;
б) осязание различия воздушной струи;
в) моделирование кистями рук;
г) использование специального зонда;
д) все варианты верны.
14. Механизм нарушения «щечный звук» состоит в следующем:
а) язык не принимает участия в артикуляции, щель образуется между нижней губой и верхними резцами, раздуваются щеки;
б) язык не прилегает боковыми краями к верхним коренным зубам и оставляет по бокам щели, через которые выходит воздух;
в) между языком и небом образуется не щель, а смычка;
г) другая причина.
15. «Щечный звук» корректируется при помощи следующих способов и приемов:
а) механический: продвинуть шпателем язык вглубь;
б) механический: нажатие шпателем на спинку языка;
в) по подражанию: сопоставление звучания, осязание струи выдыхаемого воздуха;
г) обходной путь: постановка заново.