Педагогика в практике деятельности правоохранительных органов за рубежом
Основные модели правоохранительной деятельности и педагогика.Огромное разнообразие различных концептуальных схем деятельности правоохранительных (преимущественно полицейских) органов в разных странах, имеющих и свои педагогические аспекты, можно сгруппировать в четыре модели, расположенные в последовательности увеличения соответствии идеалам демократического, правового общества[196].
Первая модель - полиция «политиков-наблюдателей». Характеризуется политической коррумпированностью, служением политической силе, низким уровнем профессионализма, репрессивностью, неформальным, личностным поведением сотрудников. Полицейские органы этой модели находятся под прессом критики общественности, имеют негативный имидж.
Вторая модель — полиция «юристов-профессионалов». Придается большое значение власти права, порядка, а не политических предпочтений. От полицейских требуется не преданность конкретному лицу во властных структурах, а компетентность профессионализм, чувство ответственности. Их работа носят чисто административный, узко и сухо правовой характер («нарушил — получи»). Поведение сотрудника регламентировано, а оценка его деятельности носит статистический характер (количество арестов, штрафов, раскрытых преступлений). Из наблюдателя он превратился в социального солдата, холодного, бесстрастного, формально справедливого, предприимчивого, но не коррумпированного.
Третья модель — полиция «служения общественности». Органы должны занимать не реактивную позицию (действовать после правонарушения), а активную, занимаясь профилактикой возможных социальных напряжений, предупреждая преступлений через решение проблем граждан и продвижение программ самообслуживания в сфере обеспечения безопасности. Фигура полицейского становится уже не «наблюдателем», не «солдатом», а «учителем», играющим не негативную автократическую роль, а позитивную, поддерживающую функцию. Важное значение сторонники этой модели придают воспитанию, образованию и этическим стандартам. Полицейские должны отличаться честностью, правдивостью, уважать людей в их многообразии, соблюдать законы и права человека, относиться к гражданам не авторитарно, а как к потребителям их значимых и качественных социальных услуг, выслушивать граждан терпеливо, быть составной частью «команды» (в человеческих группах, на общественных местах и пр.), предпочтение отдавать не авторитарному типу руководства, а совместной работе в качестве лидера, учителя, тренера, демонстрировать контроль в использовании силы и оружия, работать над собой. Модель «служения общественности» («социального обслуживания»), как полагают, будет больше привлекать на службу в правоохранительные органы лучших кандидатов, способствовать их личностному росту и интересам общества.
Применение этой модели в ряде государств на Западе в 70— 90 годы дало положительные результаты. Так, Институт Геллапа, выясняя в феврале 1994 года мнение общественности о честности и соблюдении этических стандартов представителями разных профессий, выявил такую приоритетность: фармакологи — 61%, священники — 54%, дантисты — 51%, преподаватели — 50 %, полицейские оказались на почетном 5 месте -- 46 %. Причем уровень доверия и уважения к полицейским вырос с 1977 года на 7 %. Новая модель положительно сказалась и на нравственной атмосфере в самих правоохранительных органах, т.к. сопровождалась постановкой новых задач, использованием нового содержания и методов воспитания и обучения, более гуманных и демократичных. В коллективах культивировалась атмосфера открытости, доверия, взаимной ответственности, общих усилий, взаимопомощи, групповых обсуждений путей улучшения работы (по типу «кружков качества», изобретенных в Японии еще в 50-е годы).
Четвертая модель — «возможно рационалистическая». Используя положительные стороны предыдущей, она предполагает осуществление правоохранительными органами прагматического подхода, не ограниченного во всем предписанными рамками, а дополняемого научным анализом и принятием мер на основе его. По этой модели сотрудник превращается в аналитика, исследующего мир социума и предлагающего обоснованные решения проблем обеспечения законности, правопорядка и борьбы с преступностью. Пока эта модель прорабатывается, поэлементно опробуется, в правоохранительных органах полностью не используется, но рассматривается как перспективная.
Если оценить этот ряд моделей с. позиций практики правоохранительных органов России, то можно сказать, что последняя: относится к симбиозу первой и второй с преобладанием элементов второй, хотя эти пропорции испытывают подвижки в отдельные моменты деятельности государства и, естественно, варьируют в конкретных органах.
В концепциях совершенствования деятельности наших правоохранительных органов обнаруживается дефицит принципиально новых подходов, а отдельные интересные идеи не выдерживают испытаний жизнью. Фактически необходим и исторически неизбежен переход к третьей модели социального обслуживания («служения общественности»), оправданный со всех позиций (социальных, правовых, экономических, моральных, этических, психологических, педагогических и иных). Педагогическое достоинство его — в резком улучшении правового воспитания населения, положительных изменениях во всей системе социально-педагогических факторов, влияющих на состояние законности и правопорядка (см. главу 2), повышении здоровой престижности профессии юриста, увеличении притока в правоохранительные органы более образованных, воспитанных, культурных и развитых граждан, в качественно более высоком уровне социальной и педагогической подготовленности сотрудников правоохранительных органов, их культуры, многогранности профессионализма, в укреплении партнерских отношений сотрудников с гражданами и др. Более прогрессивная модель правоохранительной деятельности соответствует потребности и возможностям радикального усовершенствования воспитания, обучения и образования в правовой системе, внесению в них новых, более гуманных, демократичных личностных задач, содержания, форм и методов работы с персоналом, в большей степени отвечающих интересам сотрудников в личностном росте, повышении образованности и профессионализма, самоутверждении и уважении. Более того, принятие третьей модели на перспективу уже сегодня требует реализации всех возможностей юридической педагогики для совершенствовании юридического образования и системы работы с кадрами во всех и в каждом правоохранительном органе, ибо только образованные, культурные, морально воспитанные, гуманно и демократически обученные кадры юристов могут создать почву, обеспечивающую реальный переход в модели социального обслуживания. Не случайно будирование вопросов и необходимость принятия концепции обслуживания сейчас вызывает критические опасения либералов о возможности возникновения «полицейского государства», которые при современном педагогическом уровне подготовленности кадров имеют определенные основании. Поэтому-то система педагогической работы в правоохранительных органах должна иметь сейчас упреждающий, ориентированный на модель «служения общественности» («социального обслуживания») характер, ибо такой переход не может быть осуществлен по приказу, «с завтрашнего дня». Поэтому вся система педагогической работы сегодня не должна сводиться к «излечиванию болячек», а содержать все прогрессивное, приближающее желаемое будущее.
Использование полицией возможностей педагогики при решении правоохранительных задач. В согласии с утверждающимся в развитых странах подходом - полиция — орган по оказанию массовых социальных услуг, - объективно расширяется круг педагогических задач и потребность в их качественном решении. Так, в Канаде первоочередными вопросами, стоящими перед полицией, оказалась организация работы с национальными меньшинствами. В странах Западной и Северной Европы — взаимодействие полиции и эмигрантов. Общим педагогическим направлением деятельности стран Запада является взаимодействие с населением, находящее выражение в самых разных формах и содержании. Поэтому, в частности в последние двадцать лет в США, а затем в других странах, в полиции появились особые службы, которые условно называются общественной полицией («коммунальной полицией»), ответственной за воспитание законопослушных граждан, оказывающих, в свою очередь, усиленную поддержку полиции.
В целях более тесного взаимодействия с гражданами, пропагандистскими мерами создан положительный образ инициатив граждан, именуемых «соседским наблюдением». Граждане держат в поле зрения собственность, расположенную в своем районе (на работе, на ферме, в кафе, барах, больницах и др.), выявляют подозрительных людей и странные транспортные средства и передают информацию о них в полицию.
Полиция развитых стран встает на позиции педагогики сотрудничества с самыми широкими слоями населения, включая пожилых граждан и детей. В частности, широкое признание получило «Движение Триада»: общество - пожилые люди - правоохранительные органы. Оно ориентировано на помощь старикам и дает им возможность чувствовать себя нужным людям. Большое значение придается использованию всевозможных добровольных помощников полиции, волонтеров и резервистов.
Существует план развития общественной полиции, включающий методы и средства предупреждения преступности с помощью граждан, методику проведения городских собраний, вовлечение штатских добровольцев, расширение полицейских связей с общественностью и пр.
Проводится специальная работа с детьми и молодежью для понимания ими роли полиции как защитницы интересов населения. С раннего возраста их приучают видеть в полицейском друга, помощника и даже спасителя. Имеются и полицейские службы, специально ориентированные на работу с детьми, их правовое воспитание и оказание помощи[197].
Педагогический подход четко выражен в улучшении работы с осужденными. Считается, что должен быть успешно осуществлен процесс их ресоциализации[198]. В «Европейских тюремных условиях» - международном документе, регламентирующем исполнение уголовных наказаний, - его задачи ориентируются па поддержание самоуважения осужденных, развитие у них чувства ответственности, а также навыков и умений, которые помогут возвратиться в общество, вести законопослушную жизнь и обеспечить ее. В местах заключения считается, что каждый сотрудник должен быть воспитателем. В качестве средств ресоциализации, помимо традиционных режима, благоприятных условий, труда, профессиональной подготовки, получения образования и досуга, рассматриваются и религиозно-нравственное воспитание, социально-психологический тренинг, добровольное лечение от алкоголизма и наркомании, спорт и др. Поскольку в большинстве развитых стран содержание осужденных покамерно (2 — 4 человека), то воспитательная работа строится преимущественно индивидуально и в малых груд, пах, что имеет немалые преимущества в сравнении с нашими условиями. Характерно активное участие в работе с осужденными различных общественных организаций и добровольных помощников, которые продолжают работу и после освобождения.
9.3. Юридическое образование за рубежом
Основные черты и тенденции развития мирового педагогического опыта на рубеже XXI века.Юридическое образование занимает одно из приоритетных мест в образовательных системах практически всех стран. Оно несет на себе черты, характерные для них:
1. разнообразие, которое, несмотря на некоторые недостатки,
имеет плюсом постоянное, не скованное ничем, желание готовить
людей лучше. В мире преобладает признание разнообразия (а не
единообразия) как вида общественной ценности, как условия оптимальных темпов прогресса в любом, в том числе и педагогическом, деле;
2. интеграционные тенденции, стремление к сближению, согласованию разных подходов, выработке международных стандартов образования, обеспечивающих взаимное признание дипломов и присуждение даже международных дипломов;
3. выраженная национальная традиционность, существующая
наряду с тенденциями разных стран к интеграции образования. От
традиционности образования в каждой стране не спешат отказываться, считая ее не признаком отставания, а сильной стороной, соответствующей специфике страны, ее истории, менталитету на
рода и опыту;
4. неравномерность развития педагогики образования как
науки. Есть страны, где она рассматривается как практика, как
искусство преподавателя, его методическое мастерство, а не как
наука, в единстве с практикой;
5. изменчивость и реформаторский характер. Рубеж третьего тысячелетия словно подстегнул работников образования большинства стран, побудил критически оценить достигнутое и предпринять смелые шаги (реформы образования) по его усовершенствованию в предвидении кардинальных перемен в мире в первые 10 — 20 лет нового, XXI века.
Для реформ, проводимых в разных странах, характерно:
— повышение престижа образования в обществе, его приоритетности и обеспечение общественной и государственной поддержки;
—увеличение расходов на образование (в среднем на 4% в
год). Причем в развитых странах расходы на одного обучаемого
более чем в 10 раз превышают расходы в развивающихся, что сказывается на качестве специалистов и, в свою очередь, увеличивает разрыв между этими странами в прогрессе;
—расширение научных психолого-педагогических исследований образовательного процесса и путей его интенсификации;
—развитие системы непрерывного образования;
- представление больших возможностей для получения образования и повышения его уровня с учетом возможностей и желаний граждан;
- развитие «параллельного образования», стимулирование получения двух образований;
- подготовка к переходу к обязательном высшему образованию населения;
- повышение уровня образованности и культуры с помощью
средств массовой информации, «дистанционного образования»,
новых информационных технологий и др.;
- индивидуализация и дифференциация образования, предоставление более широких возможностей для реализации своих интересов, индивидуальных планов, темпов обучения и способностей каждой личности;
- сближение общего и профессионального образования;
- повышение качества образования, достижение более высоких результатов в подготовленности выпускников; совершенствование содержания, условий, форм и методов учебно-воспитательного процесса, обеспечение партнерства преподавателя и обучаемых;
- внедрение новых информационных технологий, обеспечение всеобщей компьютерной грамотности;
- развитие телекоммуникационных систем (образование с помощью телевидения и единых компьютерных систем) не только в масштабе образовательного учреждения, но и региона, страны и даже международном;
- борьба со скукой в процессе учебы, достижение высокого
уровня эмоциональной партитуры занятий, всемерная мотивация
интереса, увлеченности, добросовестности, самоотдачи обучаемых
в учебе;
- сосредоточение внимания на вопросах формирования личности, усиление гуманитарного, демократического, экологического воспитания, воспитания в духе мира, сотрудничества, и здорового образа жизни, повышение значимости и объема гуманитарного содержания образования;
- внимание к вопросам развития коммуникативных способностей, навыков и умений, обучения иностранным языкам;
- повышение активности обучаемых, их ответственности за
результаты учебы, придание решающего значения самостоятельной работе, создание системы предупреждения неуспеваемости;
- улучшение подготовки педагогических кадров, повышение
общественного престижа педагогического труда и его материально
го поощрения;
- совершенствование управления образованием, преодоление
крайностей централизованного и децентрализованного управления,
- создание международных образовательных учреждений
и др.
Юридическое образование ведется на дипломном и последипломном уровнях с присуждение степеней бакалавр, магистр и доктор права (или юриспруденции). В первые два года обучения обычно ведется общеобразовательная подготовка. В последующем преобладают юридические дисциплины. Среди них почти 50 % - по выбору и этот процент возрастает по ступеням. При подготовке доктора имеется множество продвинутых курсов. Среди форм обучения обращает на себя внимание повышенная роль профессиональных игр и самостоятельной работы. В США и ориентированных на ее систему образования других странах приоритет отдается практической подготовке[199].
Если отдельные факты зарубежного педагогического опыта могут восприниматься с большим или меньшим скептицизмом, то тенденции развития образования требуют, бесспорно, уважительного отношения и примеривания к нашим условиям.
Основные типы педагогических систем образования (педагогические школы). При всем разнообразии постановки дела в образовательных учреждениях характерной основой выступает их педагогическая система, т.е. совокупность взаимосвязанных, согласованно функционирующих, как единое целое, педагогических факторов (элементов), определяющих специфику и результаты педагогического процесса, а также его динамику. При анализе конкретного опыте следует определить, к какой из педагогических школ и направлений эта система относится, т.е. осуществить типологизацию.
По особенностям своих педагогических систем выделяются пять основных мировых (распространенных в разных странах) школ: «школа знания (учебы)», «школа труда», «школа жизни», конфессиональная (религиозная, церковная) школа, альтернативная школа. В системе профессионального образования взрослых, в том числе юридического, за рубежом распространены три первых.
Мировая педагогическая «школа знания». Распространена в(-Германии, Австрии, Чехии, Дании, Польше, Болгарии и ряде дру-* гих стран. Российское образование также построено на основах этой педагогической школы.
Провозглашаемые цели современной «школы знаниям: гармоничное развитие личности, всестороннее образование обучаемых на основе обогащения их знаниями. Достижение богатства, разносторонности, прочности знаний обучающихся - основа построения всей педагогической системы. Другие характерные черты: четкость регламентации всего педагогического процесса, стремление к порядку, организованности, дисциплине, централизация управления, единство подходов и требований, постоянный контроль и требовательность. Не случайно эта педагогическая система прижилась и развивалась в обществах и государствах, ценящих такие же ориентиры во всех сферах, там, где она отвечала привычкам, традициям и психологии народа. Таков, например, в общественном сознании образ Германии.
Педагогическая система «школы знания» имеет немалые достоинства, которые нельзя отрицать:
- традиционность н опора на богатый опыт, привычность;
- выраженное стремление к фундаментальности образования;
- ясность в вопросах организации и методики, управляемость, довольно высокий уровень порядка (что повышает ее привлекательность);
- достаточно высокое богатство (в сравнении с другими педагогическими школами) знаний, навыков и умений, которыми овладевают обучаемые;
- определенные успехи в развитии личности обучаемых (их кругозора, миропонимания, трудолюбия, привычки к упорной, систематической и добросовестной учебе);
- заметное упрощение педагогического труда в обстановке его значительной регламентированности и требований к исполнительности; экономия педагогического труда, снижение требований к педагогической культуре, мастерству и творчеству преподавателей, превращение педагогического труда, практически легко доступный каждому.
Однако долгая практика выявила и немалое число недостатков «школы знания». Они особенно знакомы нам по истории отечественного образования последних 50 — 60 лет. Педагогическая система «школы знания»:
- сводит практически образовательный процесс (особенно а
высших учебных заведениях) к учебному процессу, в котором задачи воспитания и обучения отступают на задний план и решаются по «остаточному принципу», а образование превращается в наполнение обучаемых знаниями, в «передачу им информации преподавателем»;
- создает предпосылки для впадения в крайности и переходу
к «школе зубрежки и муштры»;
- допускает расхождения между высокими претензиями на
эффективность и реально невысокими и ограниченными результатами, особенно в формировании личности обучающихся;
- утверждает и оправдывает господство в образовательном учреждении авторитарного стиля, централизма, контроля, требовательности, принуждения, недостаточного внимания и уважения к обучаемым;
- создает условия для живучести педагогического администрирования, игнорирования проблем мотивации увлеченной и добросовестной учебы, обеспечения интереса к учебе, проявления схоластики, отрыва от жизни и практики и др.;
- своими жесткими требованиями, контролем, оценками, санкциями (не сбалансированными с должным обеспечением и возможностями) нередко подталкивает преподавателей и обучающихся к формализму, подмене подлинного преподавания и учебы их суррогатами и имитациями;
- слабо готовит обучающихся к жизни в условиях современного общества и формирует личности, мало способствующие прогрессу общества, не умеющие пользоваться достоинствами гуманизма и демократичности общества (что мы и наблюдаем в массе сейчас у нас);
- усредняет подготовку обучающихся, не дифференцирует ее, мало реализует индивидуальный подход, ориентирует весь процесс подготовки на слабых и отстающих; сдерживает развитие талантливых личностей и их, в конце концов, становится все меньше и меньше.
В современных образовательных учреждениях с педагогической системой «школы знания» вводятся новации, нацеленные на преодоление этих недостатков. Значительная часть их нашла также отражение в новых Федеральных Законах об образовании, а поэтому их пунктуальное исполнение приобретает особое значение. Над уменьшением и преодолением недостатков «школы знания» необходимо работать каждому образовательному учреждению, каждому преподавателю, используя и сильные стороны других мировых школ.
Мировая педагогическая «школа труда». Предыстория этой школы лежит в средневековье — в цеховых школах, школах подмастерьев, имевших практическую направленность и удовлетворявших торгово-ремесленные слои населения. Классическая и трудовая системы образования конкурировали между собой, а в ряде стран последняя стала доминирующей (Франция, Голландия, Бельгия, Алжир и др.). Можно сказать, что профессиональное образование в нашей стране в целом находится на стыке «школы знания» и «школы труда».
Основной признак педагогической системы современной «школы труда» — направленность на непосредственную подготовку обучающихся к труду наряду с достижением общей образованности их. Ее задачи: трудовое воспитание, воспитание положительного отношения к труду, к труду в составе коллектива; ориентированности на результат, отвечающий конечному продукту общего труда персонала производственной организации; уважения к результатам труда, благосостоянию, достигнутому личным трудом; профориентация; представление о научно-технической революции, современных технологиях, компьютерное обучение; подготовка по конкретной профессии, специальности и решению профессиональных задач на уровне современных достижений и высоких технологий. Повышенное внимание уделяется практической подготовке. В учебных заведениях оборудуются лаборатории, мастерские и даже цеха, работа в которых носит производительный характер, а продукция идет на продажу или поставки по заказу. Дело ставится так, чтобы образовательные учреждения пополнялись новейшими образцами техники и прогрессивными технологиями, а выпускаемая продукция была качественной. Предусматривается и максимальное использование возможностей региональных производств, на базе которых проводятся экскурсии, встречи с опытными специалистами, стажировки и даже работа в цехах пр.
Однако готовятся не «узколобые профессионалы». Имеется понимание того, что подлинный профессионализм всегда социален, общественно ориентирован, связан с чувством гражданской ответственности, уважением социальных ценностных ориентации и этических норм. Признается, что односторонняя профессионализация противоречит интересам общества и приносит ему, природе людям больше вреда, чем пользы.
Критика «школы труда» в мировой педагогической литературе встречаются нечасто. Ее элементы активно используются профессиональном, в том числе и юридическом образовании многих стран, но нередко в деформированном виде. Так, четко выраженной особенностью начальной подготовки полицейских за рубежом обычно выступает почти полное сведение ее к отработке профессиональных действий без должного внимания кобразовательной составляющей, к обогащению знаниями.
Многое из того, что делается в системе нашего юридического образования, согласуется с положениями «школы труда». Однако в нем уделяется меньшее внимание гуманитарной составляющей подготовки, трудовому воспитанию, воспитанию престижа профессионализма, стремления к благосостоянию, достигнутое честным профессиональным трудом, ослаблены практическая подготовка и участие в производительном труде, отсутствует внимание к созданию производств в образовательном учреждении, не обеспечивается должная оснащенность образовательных учреждений последними, наиболее совершенными образцами техники и устройств и др.
Мировая педагогическая «школа жизни». Философские начала школы связаны с трудами Г. Спенсера (1820 — 1903), а практическим основателем ее стал Джон Дьюи (1859—1956) - идеолог «американского образа жизни». Квинтэссенция его идей в афоризме: «унция опыта значит больше, чем тонна теории».
Суть задач современной «школы жизни» - свободное развитие индивидуальности, личности, сознающей свои права и ответственность; способной к самовыражению и самоутверждению в наполненной трудностями жизни; умеющей реализовать свое право на выбор и нести ответственность за него; обладающей способностью добиваться своих целей и успеха в условиях правового, гуманного, демократического общества, рыночной экономики, конкуренции, умеющей полно использовать предоставляющиеся возможности для успеха, рассчитывающей только на себя; мыслящей, активной, инициативной, самостоятельной, стойкой к временным неудачам; обладающей привычкой считать людей с достатком, преуспевших в жизни как людей удачно и умело воспользовавшихся предоставившимися возможностями, заслуживающих уважения, подражания, а не зависти; воспитанной в духе мира и терпимости к культуре, менталитету, образу жизни других обществ, народов, людей, их собственному выбору; ведущей здоровый образ жизни, понимающей необходимость любви к природе, заботы о ней ради сохранения жизни на Земле и человечества; обладающей потребностью к непрерывному самообразованию в течение всей жизни, стремлением к «сверхзнанию» (высшему образованию, получению нескольких образований, послевузовскому образованию).
Для достижения этой цели в методике обучения преобладают развивающие педагогические технологии, не словесные, назидательные, авторитарные методы, а педагогика сотрудничества, идеи патерналистских взаимоотношений между преподавателем и обучающимися, решение проблем жизни и работы, обучение ситуативному поведению, дискуссии, обсуждения, игры, разработка проектов, учебно-творческие конкурсы, информационные технологии, самостоятельная работа, консультирование, индивидуальные собеседования, написание рефератов, проведение учебно-научных исследований, лабораторные работы и др.
Организация занятий, глядя с наших позиций, носит порой характер полной дезорганизации и распущенности: бывает, что обучающиеся, сами разбившись на группы, делают буквально что хотят. Преподаватель лишь знакомится с тем, кто что делает, и консультирует обращающихся к нему. В этих крайностях есть свой педагогический расчет — учить выбору поведения в условиях свободы, рассчитывать свои силы и отвечать за выбор; достигнутые индивидуально результаты оцениваются преподавателем при рубежном и итоговом педагогическом контроле, а не на каждом занятии (важно чего добился, а не как двигался к результату).
«Школа жизни» в ортодоксальном виде преобладает в учебных заведениях США, Канады, Великобритании и нечто подобное имеется в Японии и других странах. В Японии преобладает система отбора кадров по формуле; «неважно какое у него образование, важно, какой он человек».
Сравнивая педагогическую систему «школы жизни» с нашей «школой знания», нельзя не отметить определенные слабости первой: невысокий уровень общей образованности выпускников, недооценка научи о-корректной обоснованности решений (людей, склонных к ним, именуют насмешливо «яйцеголовыми»), склонность к авантюризму и действиям по методу проб и ошибок, массовое появление прагматически ориентированных личностей, индивидуалистов (быстрое получение материально ощутимого результата умелым поведением в жизненных ситуациях, отношение к материальному благополучию как к главной жизненной цели, мерилу успеха и достоинств личности), распространенность среди обучаемых таких издержек неудачного педагогического воздействия (зачастую - невмешательства), как пьянство, наркомания, преступность, половая распущенность, заболевания СПИДом и др.
Вместе с тем стоит обратить внимание на целесообразность обогащения нашей работы такими достоинствами «школы жизни»: постановку в качестве приоритетной задачи формирование личности студента; ориентацию на развитие индивидуальных сильных сторон личности («ментальная педагогика») каждого студента (а не «выравнивание» их); специальную поддержку одаренных людей (рассмотрение их как общественного достояния и ценности); использование интересного опыта специальной гуманитарной, демократической подготовки, подготовки к жизни и деятельности в условиях рыночной экономики, обучении здоровому образу жизни; широкое использование тестов для контроля хода и оценки результатов развития различных качеств личности обучаемых и их умений; гибкие системы образования, допускающие изменение сроков, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, дифференциацию подготовки.
В заключение следует сделать ряд замечаний: хотя все мировые педагогические школы сейчас продолжают существовать, наблюдается их определенное сближение, взаимное обогащение, попытки преодолеть имеющиеся слабости и недостатки, заимствуя позитивные идеи и решения других школ. Поэтому о принадлежности педагогической системы в том или ином образовательном учреждении к одной из мировых педагогических школ можно говорить лишь по преобладающим признакам. Демократизм образования приводит к существованию в каждой стране образовательных учреждений, относящихся кразным мировым педагогическим школам. Поэтому отзывы об образовании в той или иной стране, публикуемые в печати и имеющие обобщающий характер, отнюдь не означают однозначности того, что есть в реальности. Это всегда надо иметь в виду нашим специалистам, выезжающим за рубеж и знакомящихся с образованием в какой-то стране или отдельном учреждении.
9.4. Новые зарубежные педагогические технологии подготовки профессионалов
Педагогические технологии подготовки студентов и юристов-практиков к деятельности в условиях гуманизации жизни общества. Подготовка цивилизованных профессионалов правоохранительных органов должна отвечать мировому уровню цивилизации, характерному утверждению в жизни идей и норм гуманизма, демократии, правового государства и общества с рыночной экономикой. Это непременный блок и международных образовательных стандартов. Есть немало поучительного в педагогическом опыте наиболее развитых стран, ставших ранее на путь реализации таких идей и имеющих опыт воплощения их в жизнь.
Гуманитарная подготовка профессионалов правоохранительных органов призвана несомненно занять важнейшее место в системе их образования и кадровой работы. Гуманизм выступает ныне:
- как общечеловеческое мировоззрение, как условие сохранения человечества на Земле;
- как основа идеологии, морали, организации и жизни цивилизованного общества, в фокусе которого находится человек, признающийся величайшей социальной, духовной и природной ценностью;
- как предпосылка создания правового общества, призванного стоять на страже законных прав, свобод и достоинства граждан;
- как сверхзадача деятельности любого сотрудника правоохранительных органов,
- как особая группа профессиональных норм, знаний, навыков, привычек сотрудника правоохранительных органов, необходимых ему для понимания жизненных случаев, становящихся предметом юридического рассмотрения и принятия верных решений по ним. Он должен смотреть на мир и свою деятельность не сквозь «криминальные очки», а через «очки социального обслуживания, цивилизованные, гуманитарные».
За рубежом уделяется специальное внимание обучению и воспитанию студентов юридических образовательных учреждений сотрудников правоохранительных органов в духе идей:
- глобального понимания мира («планетарного сознания»),
- взаимопонимания между народами и предупреждения войны с применением средств массового поражения, признания мира как самой высокой ценности и условия сохранения человечества на Земле («педагогика мира»),
- необходимости сохранения и защиты природной сферы,
- признания полного равенства людей вне зависимости от расы, нации, пола, религиозности, политических убеждений,
- признания свободы, прав, развития способностей, взглядов, выбора жизненного пути и поступков каждым гражданином в
рамках закона, - как важнейшего предназначения цивилизованного правового общества,
- необходимости создания и упрочения правового общества, призванного стоять на страже законных интересов граждан.
Преследуется цель формирования мыслящей личности, гражданина своей страны и мира, понимающего свое место и назначение своей деятельности в обществе и в мире, ориентированное на сохранение и упрочение человеческих ценностей. Как уже отмечалось в лекции 4, это важные признаки духовности личности
Центральное место в гуманитарной подготовке отводится изучению: теории гуманизма и демократии, культуры, искусства этноса народа, родного языка и литературы, социологии, основ психологии и педагогики, философии права, прав и обязанностей гражданина, национальной психологии и культуры других народов, проблем человечества (мира, экологии, сотрудничества) профессиональной морали, деонтологии, социологии, психологии и педагогики правоохранительной деятельности, вопросов личностного роста и самообразования.
Гуманитарная подготовка юристов правоохранительных органов рассматривается за рубежом еще и как противовес, узко правовой, нормативной наполненности образования, что при однобоком подходе становится зачастую причиной профессиональной узости их мышления, его нормативности, решения профессиональных задач вне понимания человека-личности, по образцу срабатывания «нормативной машины». Профессиональная узость и однобокость приводят к психологическому перевертышу - утрате социального, гуманного, созидательного смысла правоохранительной деятельности — служения людям и превращения ее в борьбу с лю