Педагогика в деятельности разных специалистов правоохранительных органов
Работа специалистов и должностных лиц, наиболее тесно связанная с педагогикой, рассматривается в специальных лекциях и параграфах (работники юридических образовательных учреждений — лекция 4, руководители - лекция 5, работники кадровых аппаратов — лекции 6 и 7, сотрудники органов исполняющих наказания - 3.4, сотрудники профилактических структур - 3.3, 3.5 и др.). В этом параграфе осуществляется педагогическая профессиография в основном тех специалистов, которые отнесены выше к третьему виду правоохранительных деятельностей, специалистов, чья деятельность обычно никак не связывается с педагогикой.
Педагогика в деятельности сотрудников патрульно-постовой службы.Патрульно-постовая служба милиции выполняет функции охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на улицах, объектах транспорта и иных общественных местах. Ее главными задачами являются обеспечение личной безопасности граждан; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; участие в раскрытии преступлений и задержании преступников. Для несения службы используются различные виды нарядов: патруль, патрульная группа, пост, наряд сопровождения, контрольно-пропускной пункт, контрольный пост, заслон, резерв и другие,
В общении с окружающими сотрудники патрульно-постовой службы обязаны быть внимательными, тактичными и вежливыми, их действия - законными я понятными гражданам. Они обязаны вести себя в духе верности Присяге, самоотверженности и постоянной готовности к выполнению своего служебного долга, ответственности за обеспечение правопорядка, непримиримости к правонарушителям, с высоким профессионализмом. Их задача - предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения, своевременно предостерегать граждан от совершения противоправных действий и разъяснять им недопустимость антиобщественного поведения, свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, не допускать споров и действий, оскорбляющих личное достоинство граждан, не отвечать грубостью на грубость, оказывать помощь пострадавшим гражданам, при применении предусмотренных законом мер к правонарушителям разъяснять им, в соответствии с каким нормативным актом и за какое нарушение они применяются. Если правонарушитель на сделанное ему замечание реагирует возбужденно, дать ему время успокоиться, предоставить возможность объясниться, после чего разъяснить неправильность его поведения со ссылкой на соответствующие законы и правовые акты. Замечания нарушителям, имеющим при себе детей, рекомендуется делать по возможности так, чтобы дети это не слышали. Замечания детям делать с учетом их возраста и уровня развития[44].
При совместном несении службы с представителями общественных формирований патрульные обязываются обучать их методам работы по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений.
Нарядам милиции дается право применять в предусмотренных Законом и Уставом патрульно-постовой службы милиции случаях специальные средства: резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, светозвуковые средства отвлекающего действия, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта, водометы и бронемашины, специальные окрашивающие средства, а также оружие. Важно оценить правильно обстановку, которая дает права на их применение и точно, исключая ошибки, оценить обстоятельства, запрещающие их применять.
При подготовке к обеспечению общественного порядка и общественной безопасности в условиях проведения массовых мероприятий проводятся инструктажи и тренировки с личным составом по изучению нормативных актов, регламентирующих права и обязанности милиции, мер ответственности организаторов и участников этих мероприятий, а также приемов несения службы в условиях осложнения обстановки.
.Профессиональное общение патрульного, постового милиционера с гражданами представляет собой обусловленный правом, актами основ государственного управления, служебным этикетом процесс воздействия на граждан, позволяющий успешно решать задачи по охране общественного порядка и борьбы с преступностью. Основной задачей его, как считают некоторые специалисты, является психолого-педагогическое воздействие на правосознание граждан, а основным методом — убеждение, сочетающееся с принуждением[45]. Его общение с гражданами оставляет след в их правосознании[46], а само общение требует специальной психолого-педагогической подготовки[47]. В процессе и но результатам общения у граждан складывается представление о работниках милиции, о их работе, о наличии или отсутствии у них справедливости, честности, культурности, возникает уважение или неудовлетворенность ими, желание выполнять их требования или вступать в конфронтационные отношении. Суетливость, окрики, угрожающие жесты, знаки и другие унижающие граждан действия обостряют взаимоотношения, снижают авторитет милиции[48].
Педагогика в деятельности сотрудников ГИБДД. Деятельность этих сотрудников предполагает воспитание участников дорожного движения — водителей и пешеходов, В интересах соблюдения дисциплины на дорогах, правил, уважения других участников движения. Достижимо это не только применением административных мер, но и разъяснениями, убеждениями, советами, устными порицаниями, оказанием помощи. Подходя индивидуально, они призваны учитывать педагогические особенности участников дорожного движения, оценивая их по поведению и в ходе общения. Педагогические соображения должны лежать при определении степени вины, которая не должна сводиться к стандартной причине — недисциплинированности, ибо причиной может быть и недостаточная обученность, опытность, неумышленный просчет, вынужденная ошибка и др. Неумение делать это приводит к конфликтам, к непониманию требований инспектора, негативной оценке деятельности ГИБДД в целом. Непродуманные в воспитательном плане действия сотрудников дорожно-патрульной службы по организации дорожного движения могут провоцировать граждан на нарушения дисциплины на дороге.
Воспитательные и обучающие воздействия, учет педагогических особенностей людей нужны и при проведении технических осмотров, дознания, разборов дорожно-транспортных происшествий, административных правонарушений.
Ответственны педагогические задачи сотрудников ГИБДД в профилактике детского травматизма и гибели детей и подростков на дорогах. При внимательном и плодотворном участии их в обучении и воспитании детей положительные результаты ощутимы.
Велико социально-педагогическое влияние примера поведения и решений инспекторов, с которыми имеют частые контакты миллионы, десятки миллионов граждан пешеходов и водителей. Примеры аморального поведения, мздоимства порождают у них правовой нигилизм, распространяющийся за пределы дорожного движения.
Воспитание водителей целесообразно осуществлять и при проведении технического осмотра автомобилей, который должен сопровождаться убеждением граждан в необходимости содержания автотранспорта в исправном состоянии и своевременности проведения технического осмотра.
Особое место в деятельности ГИБДД занимают службы, осуществляющие педагогическую по своей сути работу, хотя термины «педагогика», «воспитание», «обучение» в нормативных актах не употребляются. Таково, например, обучение детей и подростков правилам безопасного поведения на дороге, оказание воспитательного воздействия на нарушителей Правил дорожного движения, пропаганда безопасности дорожного движения, прием теоретических и практических экзаменов на право управления автомобилем, деятельность контрольно-профилактических подразделений. Решение всех перечисленных задач требует от работников ГИБДД хорошей профессионально-педагогической подготовленности.
Педагогика в деятельности участковых инспекторов милиции. Участковые инспектора решают многие десятки задач и их деятельность насыщена педагогической работой. Она характерна воспитательно-профилактическим содержанием основных служебных направлений работы участкового инспектора: правовым воспитанием населения, проведением профилактических мероприятии, рассмотрением жалоб и заявлений граждан, работой с подучетными лицами, использованием помощи общественности и др.
Педагогическая профилактика осуществляется участковым инспектором при работе с неблагополучными семьями, при оказании помощи родителям в воспитании детей. Индивидуальная работа с детьми включает правовое, нравственное, трудовое, эстетическое, патриотическое воспитание. Правильно организованная работа с детьми и подростками может оказывать помощь участковому инспектору, так как несовершеннолетние часто владеют информацией, представляющей оперативный интерес.
Педагогика в деятельности сотрудников оперативно-розыскных аппаратов. Эти сотрудники решают оперативно-поисковые и профилактические задачи, проводят профилактическую работу с населением, в школах, что имеет выраженный педагогический аспект (см. параграф 3.3). Они должны уметь ориентироваться в оперативной обстановке и факторах, влияющих на нее, среди которых есть и педагогические. Им надо хорошо разбираться в людях, оценивать их особенности, в том числе и педагогические (особенности правосознания, правовой грамотности, педагогической запущенности и др.), учитывать их. Подбор и расстановка негласного аппарата, работа с ним включает задачи его обучения и воспитания. Раскрытие преступлений малоэффективно, если оперработники действуют в одиночку, не имеют поддержки у населения. Нужно укрепление оперативных позиций на обслуживаемой территории, включающее в себя правовое воспитание и обучение граждан. Раскрытие конкретных преступлений сопряжено нередко и с необходимостью инструктирования, дополнительного обучения лиц, привлекаемых к нему.
Педагогика в деятельности следователей. Следователи имеются во многих правоохранительных ведомствах — прокуратуре, МВД, ФСБ и др. Следователь как юрист в рамках своих профессиональных функций обязан так подготовить уголовное дело, чтобы при его судебном рассмотрении свершилось правосудие, чтобы не была допущена несправедливость, чтобы не пострадали невиновные. Осуществляя предварительное расследование, он обязан не упускать возможности воспитательного воздействия на всех лиц, привлекаемых к расследованию, воспитывать граждан в духе неуклонного соблюдения Конституции РФ и законов, уважения правил общежития и норм нравственности,
Его задача - не только раскрыть преступление, собрать по делу полные и достаточные доказательства, но и по возможности добиться того, чтобы преступник осознал неправильность своего поведения, искренне раскаялся, пришел к убеждению о необходимости жить по-новому[49]. Следователь должен стремиться для успеха своего дела воспитывать и у проходящих по делу лиц гражданскую позицию, чувство долга в борьбе с преступностью, честность и активность в изобличении виновных, повышать уровень их правовой осведомленности. Он призван разъяснять гражданам требования законов, права и обязанности, переубеждать, воспитательными воздействиями добиваться искренности и раскаяния. Расследование преступлений связано с выполнением различных следственных действий: осмотром места происшествия, допросом, очной ставкой, выемкой, следственным экспериментом и др. Каждое из них связано с теми или иными обучающими и воспитательными воздействиями, консультированием, дачей советов, разъяснениями.
Следователь обязан изучать и учитывать индивидуальные особенности лиц, проходящих по делу, среди которых и педагогические — образованность, воспитанность, обученность, развитость, степень правовой культуры или педагогической запущенности. Эти причины и условия, как и другие способствовавшие совершению расследуемого преступления, входят в круг обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.
Законом установлена процессуальная обязанность следователя принимать меры, но выявлению факторов, условий и причин, которые сказались на вызревании преступного замысла и совершение преступления, а также принимать меры по устранению причин и условий в ходе расследования уголовного дела (ст. ст. 21, 21.1 УПК РСФСР) внесением представлений в соответствующий орган. Среди причин и условий социально-педагогические - среда, условия жизни, окружение, а также педагогические - общая образованность, обученность, воспитанность, развитость. Представления поэтому могут и должны направляться в образовательные учреждения, содержать предложения по устранению педагогических причин и условий, способствовавших совершению преступлений, если они были установлены в ходе расследования. Особенно часто последнее необходимо делать при расследовании уголовных дел, связанных с несовершеннолетними. В таких случаях следователь должен проинформировать подразделения, занимающиеся профилактической работой снесовершеннолетними, комиссии по делам несовершеннолетних (там, где они существуют), другие государственные органы и общественные организации. Задачами следственной профилактики выступает общая и специальная превенция преступлений, предотвращение и пресечение в процессе расследования уголовных дел других правонарушений.
Четко представлен педагогический аспект в профилактической функции деятельности следователей и следственных аппаратов[50] при работе по конкретным уголовным делам с полученными в ходе расследования материалами, данными оперативно-розыскной деятельности, по материалам статистической отчетности. В ходе следствия следователь начинает решать и задачи ресоциализации обвиняемых, отмечая в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого или в обвинительном заключении, осознало ли данное лицо тяжесть совершенного преступления или не раскаялось, в отношении обвиняемого в повторных преступлениях встал "ли не встал он на путь исправления. Составленная им характеристика помогает суду определять степень виновности обвиняемого, а при направлении его в органы исполняющие наказание продолжить ресоциализационную работу с ним.
Педагогика в деятельности судьи.Суд уполномочен вершить правосудие. Только он правомочен судить о праве, от имени государства признавать гражданина виновным, определять ему меру наказания, судить о наличии или отсутствии у гражданина прав, выносить окончательные, принудительного характера вердикты. Во всей своей деятельности он обязан выражать правду и справедливость, беспристрастность и мудрость закона. Не случайно его деятельность олицетворяют с образом мифической богини правосудия Фемиды, величественной фигуры с завязанными глазами.
Рассмотрением юридических дел и своими решениями суд должен оказывать воспитательное воздействие как на лиц, участвующих в судебном разбирательстве, так и на все население. А.Ф. Кони писал: «...суд есть не только судилище, но и школа»[51]. Обязанность суда решать воспитательные задачи закреплена Основами законодательства о судоустройстве.
Все уголовное судопроизводство — от возбуждения уголовного дела до приговора суда — оказывает широкое провообучающее и правовоспитательное влияние на его участников. Педагогическое значение имеет и сам приговор, и частные определения судов (особенно относящиеся к деятельности образовательных, воспитательных и иных учреждений, влияющих на причины и условия совершения преступлений), и оформление информации особым определением суда, и информация о его деятельности в средствах массовой информации. Повышенное воспитательное влияние имеют выездные судебные заседания и разбор дел, связанных с нарушениями законности представителями власти, а также решения по ним. Справедливость и принципиальность в их рассмотрении имеют большое значение для создания правосудной атмосферы в обществе, представлений в народе о равенстве всех перед законам, неотвратимости наказания, защищенности каждого законом важнейших для правового государства.
«Важное педагогическое значение суда присяжных» подчеркивал А.Ф. Кони. Он писал о необходимости того, чтобы люди «уносили с собой, растекаясь по своим уголкам, не только возвышенное сознание исполненного долга общественного служения, но и облагораживающее воспоминание о правильном отношении к людям и достойном обращении с ними...»[52].
Судье принадлежит решающая роль в работе суда. Воспитательное влияние на граждан оказывает его стиль работы, поведение в ходе судебных заседаний, личность, качества, авторитет.
Обширное педагогическое влияние оказывает работа судьи при приеме граждан. Впечатления о нем как личности и профессионале, справедливом и принципиальном или иные выносятся в жизнь каждым гражданином после встречи с ним и распространяются через знакомых, порождая воспитательные круги, расходящиеся среди населения.
Наконец, судья призван работать со служащими судебного органа, оказывать помощь заседателям, присяжным в совершенствовании правовых знаний. Воспитательное значение для работников судов первой инстанции имеет производство дел в кассационной и надзорной инстанциях.
Педагогика в деятельности прокурора.Прокурор несет ответственность перед государством за состояние законности и борьбы с правонарушениями. Он уполномочен осуществлять высший надзор над законностью, координировать деятельность правоохранительных органов, следить за соблюдением законности их работниками. Эта работа оказывает воспитательное влияние на персонал всех правоохранительных органов.
Он отвечает за все, за выполнение функций правоохранительными органами, в частности, за профилактику преступлений на обслуживаемой территории, устранение причин и условий преступности на ней, работу органов дознания и следствия по раскрытию и расследованию преступлений, исполнение приговоров по уголовным делам и др., а стало быть, и решать педагогические задачи, относящиеся к ним.
Статья 21.1 УПК РСФСР обязывает прокурора при установлении причин и условий, способствовавших совершению преступления, вносить в соответствующий государственный орган, общественную организацию или должностному лицу представления о принятии мер по устранению их.
Деятельность прокурора включается и в механизм правосудия. Поддерживая обвинение по уголовному делу, выступая на заседаниях суда, он своим выступлением, поведением оказывает сильное правовоспитательное влияние на всех присутствующих. Поддержание обвинения - не обвинительный уклон, а контроль над законностью и обоснованностью рассмотрения уголовных дел, надзор за законностью действий всех участников процесса, хода и характера судебного рассмотрения дела и самих приговоров. Суть и стиль его работы — принципиальная борьба за соблюдение законности.
Насыщены правовоспитательными и просветительскими влияниями встречи прокурора с населением, выступления перед ним, организация правовой пропаганды, забота о надлежащем освещении деятельности правоохранительных органов, состояния законности и правопорядка в средствах массовой информации.
Изложенное в большей или меньшей степени касается всех работников прокуратуры — помощников и заместителей прокурора, прокуроров отделов, криминалистов и других. Работа с ними, их воспитание, обучение, развитие, внимание к повышению уровня их профессиональной образованности - еще одна задача прокурора, насыщенная педагогикой.
Перечень юридических специальностей, деятельность которых в большей или меньшей степени имеет педагогический аспект, можно было бы продолжить. Изложенного, однако, достаточно, чтобы сделать вывод, что в правоохранительной деятельности если не всех, то подавляющего большинства юристов-специалистов, в качестве одной из общих функций выступает педагогическая работа, учет педагогических, особенно правовоспитательных результатов поведения, решений, стиля работы, отношений к нуждам граждан и др.
Вопрос в том — какова эта работа и ее результаты. Для оценки ее достаточно привести некоторые цифровые данные. Опросы разных специалистов правоохранительных органов, проведенные в последние 20 лет (к сожалению, фрагментарные и нерегулярные), показывают, что только 25 — 30% прокуроров и адвокатов усматривают воспитательный аспект в своей работе; более 60% опрошенных судей воспитательную эффективность приговоров связывают с устрашающим воздействием, а оправдательные оценивают отрицательно. Только 10% следователей, сотрудников патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб признают, что их поведение, действия и решения оказывает влияние на правосознание населения. Это только мнения, реальные же позитивные педагогические усилия еще меньше. Авторитет правоохранительных органов у населения невысок. Результаты опросов за последние 20 лет имеют тенденцию к ухудшению.
Изменение положения дел с участием всех сотрудников правоохранительных органов в формировании правосознания, право-аоспитании, повышении правовой культуры населения, не требующее никаких дополнительных материальных и временных затрат, а зависящее исключительно от ответственного, целенаправленного и педагогически компетентного подхода к учету педагогических аспектов в своей профессиональной работе, от правильного формирования их собственного профессионализма и правовой культуры, таит в себе огромный потенциал улучшения работы по укреплению законности и правопорядка.
Превентивная педагогика
Основы превентивной педагогики. Как бы ни было сложно, но преступление легче предупредить, чем устранить его последствия. Последствия тяжелы и масштабны, ибо их негатив относится не только к преступнику, несущему уголовную ответственность, не только к потерпевшему, жертве преступления, но он охватывает и большой круг лиц, которым тот и другой близки, дороги и которые тоже, по существу, становятся жертвами преступления, ибо оно вносит в их жизнь страдания, лишения, а порой радикальные и непоправимые перемены. Негативные последствия преступления долговременны и испытываются затрагиваемыми им лицами порой всю жизнь. Особенно прискорбно, когда они совершаются впервые молодыми людьми, круто переворачивая нередко их психологию и судьбу[53]. Поэтому профилактике преступлений принадлежит приоритетная и подлинно гуманная роль.
Есть много разновидностей предупреждения преступлений: общая и индивидуальная профилактика, оперативно-розыскная, виктимологическая и др. Обычно на первый план выдвигается общая и индивидуальная профилактика. Между ними есть неразрывная связь, хотя в одном случае объектом внимания является множество лиц, а в другом — конкретная личность.
В общей профилактике ее правовой аспект представлен уголовно-правовой, уголовно-процессуальной, уголовно-исполнительной, криминалистической и др. профилактиками, а социальный - моральной, психологической, педагогической, медицинской, психиатрической и др.
Педагогическая профилактика — использование педагогических средств в предупреждении преступлений, которые разрабатывает особый раздел юридической педагогики - превентивная педагогика. Педагогическая профилактика и ее эффективность — это превентивная педагогика в действии. Педагогизация профилактической работы — это включение в нее возможностей превентивной педагогики (педагогических задач, содержания, форм, методов, приемов, средств). Сегодня профилактика преступлений не может быть полем деятельности только юристов. Она должна раздвигать свои границы и включать, в частности, педагогическую профилактику. Главная причина встречающейся малой эффективности профилактики — в ее административно-правовой ограниченности, слабой подготовленности ее субъектов к комплексному, педагогически эффективному построению. А.И. Алексеев, положивший в 1984 году начало серьезному педагогическому исследованию предупреждения преступлений, отмечает, что «есть основания говорить не о каких-то педагогических фрагментах, нюансах процесса предупреждения преступности или скоротечной моде на педагогические средства криминологической профилактики, а именно о ее педагогических основах»[54]. Он отнес криминологическую педагогику к частной криминологической теории.
Превентивная педагогика рассматривает назначение педагогической профилактики как содействие предупреждению преступлений устранением педагогических (социально-педагогических, психолого-педагогических) причин, а также иных педагогическими средствами. Педагогические причины неэффективно разрушать чуждыми их природе способами. Нельзя приказать человеку думать иначе. Педагогическая профилактика решает свои задачи специальными обучающими, воспитывающими и развивающими педагогическими средствами и методами, свойственными педагогической деятельности и адекватными тем деформациям в обученности, воспитанности и развитости профи л актируемых граждан и групп, которые являются причинами отклоняющегося поведения и его потенциями. Достигается это, главным образом, не прямым разрушением деформаций, а позитивными обучающими, воспитывающими и развивающими воздействиями, вытесняющими первые.
Педагогическая профилактика - гуманное и демократичное направление в профилактике, ориентированное на помощь гражданам, попавшим в криминогенно опасный период жизни (ситуацию), помощь, осуществляемую в их же интересах и интересах общества. Ее развитие отвечает сути и положениям Конституции Российской Федерации и принятых Россией международных правовых актов: Всеобщей декларации прав человека, Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, Руководящих принципов в области предупреждения преступности и уголовного правосудия.
Превентивная педагогика выделяет ряд функций, которые должны быть присущи практике педагогической профилактики:
- криминологическую (диагностическую) — выявления педагогических причин и условий преступности, ее видов, распространенности в отдельных регионах, среди групп населения и наличия у отдельных лиц с отклоняющимся поведением;
- прогностическую — определения тенденций развития юридически значимого поведения лиц и групп, обладающих определенными особенностями педагогических свойств образованности, обученности, воспитанности и развитости;
- экспертную — оценивания планируемых и предпринимаемых правовых и организационных мер общей и индивидуальной профилактики с точки зрения их педагогической эффективности, устранения ими педагогических причин отклоняющегося поведения и преодоления педагогической запущенности отдельных лиц и групп. Другая разновидность проявления экспертной функции: оценивание правовоспитательного и предупредительного характера социально-педагогических влияний разных особенностей общественной жизни, среды (работы средств массовой информации, печати, массовой культуры, моды, распространяющихся привычек поведения, способов проведения досуга и др.), жизни отдельных , групп населения и лиц;
- консультативную - оказания консультативной педагогической помощи в работе различных органов, организаций, лиц, при подготовке мероприятий социального и специально профилактического характера;
- организующую - научно и эмпирически обоснованной разработки целенаправленных комплексов педагогических мер, ориентированных не на разовое, а на педагогически системное воздействие на профилактируемых;
- методическую — тщательной и детальной проработки порядка применения педагогических методов, приемов, средств, форм, технологий, обеспечивающих полную и правильную реализацию педагогических намерений и возможностей (образовательных, обучающих, воспитательных, развивающих) в профилактической работе;
- побуждающую — зарождения надежд, намерений, желаний
у профилактируемых воспользоваться предоставляемой помощью, преодолеть свои слабости и недостатки, поверить в реальную возможность стать на путь нормальной, отвечающей моральным и правовым нормам жизни и правомерного поведения, отказаться от преступных намерений. Это функция организации самопрофилактики. Ничто не приведет к достижению желательного превентивного результата, пока сам человек этого не захочет, не приложит силы и умения к этому.
К основным методам и приемам педагогической профилактики относятся:
- методы и приемы, обучения: рассказ, объяснение, доказательство, убеждение, пример, показ, упражнение и др.;
- методы и приемы воспитания: объяснение, убеждение, переубеждение, консультирование, разбор, рекомендация, совет, требование, принуждение, включение в деятельность, изменение среды и условий, упражнение в правильном поступке, поддержка, помощь, перспективных линий, «взрыва», воздействия через других (коллектив), соперничества, одобрения, поощрения, критики, наказания, самоуправления (самооценки, самокритики, самозапрета, самомобилизации, самопринуждения, самоприказа, достижение мелких, но ежедневных положительных результатов) и др.;
- методы и приемы развития: пробуждение чувства личного достоинства, авансирование доверия и веры в успех, активизации понимания уникальности жизни, активизации интереса, мышления, воли, напряжения усилий, преодоления трудностей, сдерживание слабостей и проявление положительных сторон личности; разовой, а затем повторяющейся, демонстрации личных возможностей, использования хотя бы мелких положительных проявлений и достижений для выражения одобрения и др.
Методика педагогической превенции предполагает комплексное использование методов и приемов, максимальную адаптацию их к данной ситуации, личности, группе. Необходим педагогический стиль общения и работы, уважение личности профилактируемого, его понимание и демонстрация этого понимания, доброжелательность, подлинное желание помочь человеку, душевность, сопереживание, искренность, доверительность, вера в его исправление, оптимизм, открытость, принципиальность и др.
Педагогическая профилактика реализуется при традиционных формах профилактической работы, а также предполагает использование особых, педагогически насыщенных форм: лекций, практических занятий, семинаров, обсуждений, бесед, заданий, поручений, шефств, коллективного труда, тематических вечеров, диспутов, дискуссий, вечеров вопросов и ответов, телефонов «доверия», включения в систему получения и повышения общего и профессионального образования и др.
Вся педагогическая профилактика требует не стандарта, шаблона, администрирования, а гибкости мышления, творчества, подлинного педагогического мастерства и способностей. Эти требования значительно более высоки, чем при работе с законопослушными гражданами.
Проблемы педагогической криминологии. Всякая профилактика неразрывно связана с выявлением причин и условий зарождения и развития преступного поведения. Это относится и к педагогической профилактике. То, что приведенные в параграфе 2.4 социально-педагогические факторы оказывают влияние на состояние законности и правопорядка, а их различные дефекты выступают причинами и условиями возникновения преступного поведения, можно считать установленным.
Криминология изучает пристально личность того человека, социальная и правовая специфика которого связывается с фактом совершенного преступления. Причем она нуждается в комплексном взгляде на личность, чтобы понять действительные причины, заключающиеся в нем и побудившие его преступить закон. Кроме того, криминология интересуется тем, как и почему появились у него эти причины, кто способствовал или упустил отклонения в его правовой социализации. Нетрудно понять, что и во всем этом имеют значение педагогические по своей природе причины, условия, влияния и воздействия, которые пока мало изучены, а поэтому и профилактическая работа еще мало ориентирована на них-
Специальное изучение их - задача криминологической педагогики - особого направления юридико-педагогического исследования и знания. Ее данные имеют особое значение для ранней профилактики, для пресечения педагогических причин и условий при их зарождении, «на корню». При этом профилактические шансы велики, как и возможности педагога ческой работы. Педагогическая а педагогически-правовая запущенность - предтечи зарождения и развития практически всех правонарушений и преступлений, зачастую и совершаемых по неосторожности.
О личности преступника, строго говоря, можно говорить лишь с момента признания его таковым судом. При работе с человеком, находящимся в правом положении свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, также важно изучать его личность, в том числе в педагогических особенностях, чтобы уже на стадиях предварительного следствия и судебного разбирательства проводить определенную профилактическую по своему предназначению работу.
Кроме того, для достоверного выявления причин и условий совершения преступлений и последующей профилактической работы мало, изучая личность преступника, ретроспективно судить о них. Важно обнаруживать их в действии, при непосредственном исследовании, при прослеживании их «работы» на стадиях зарождения и развития криминализации личности и отклоняющегося поведения. Общепризнано, что такие причины и условия по преимуществу социальны. К ним относятся и педагогические, лежащие не только в макро-, но и микросреде каждого человека: в семье, дошкольных учреждениях, школе, среде трудового коллектива, друзей, досуга и др. Особенности общества, социальной группы отражаются в микросреде не однозначно, не механически, а во многом зависят от того, насколько контролируется и регулируется система педагогических влияний на каждого человека и дефекты в которых могут быть причинами и условиями его криминализации, Эти причины и условия — не мифические силы, а имеют лицо: деятельность личностей, органов, организаций, общностей, со своими именами, фамилиями, названиями, статусом, обязанностями и пр. Среди этих причин и условий есть, безусловно, и педагогические. В криминологии немало говорится о таких фигурантах, но конкретные педагогические упущения их, педагогические механизмы криминализации личности и способы их нейтрализации мало еще изучены и это тоже задача педагогической криминологии.
Криминологическое значение педагогических свойств человека
Достаточно очевидно, однако нужно углубленное изучение роли отдельных из них и составляющих их элементов. Дефекты в воспитании, в частности, нравственная невоспитанность, уже давно признаны криминологами ведущим фактором в генезисе противоправного поведения[55]. Очевидна и определенная значимость обученности, особенно правовой обученности. Дефекты в образованности, хотя и признаются криминологами, но некоторыми подвергаются сомнению со ссылками на «беловоротничковую преступностью, совершаемую лицами, чаще всего обладающими дипломами о высшем образовании. Уместно напомнить, что юридическая педагогика оценивает образованность не по диплому, не как социально-демографическое, но как педагогическое свойство, как цивилизованное, просвещенное, находящееся на уровне достижений современного человеческого знания, понимание данным человеком окружающего мира и себя в нем. Остается недостаточно выясненной роль развитости (обычно выделяется умственное развитие), если она не выражается н каких-то патологических отклонениях.
Педагогическая криминология находится еще в начале своего становления, и ликвидация его отставания будет, несомнен