Социально-педагогические факторы в правовой сфере
Классификация социально-педагогических факторов, влияющих на правовую сферу.К социально-педагогическим факторам[32] в широком смысле относятся все обстоятельства, события, условия, меры, процессы и др., оказывающие какое-то влияние на педагогические системы, педагогические процессы, педагогические результаты и др. в правовой сфере, а через них и на состояние законности и правопорядка.
По особенностям своей природы все они делятся на две группы:
- собственно педагогические социальные факторы: педагогическая подсистема правовой сферы общества, педагогическая подсистема в правовой системе и органах правопорядка, народная педагогика, система профессионального образования, система воспитания сотрудников правоохранительных органов, система служебной подготовки, система правового воспитания населения, педагогические цели, задачи, содержание, формы, методы педагогических систем и процессов, личность и деятельность преподавателей и других работников образовательных учреждений, педагогическое общение, педагогическое взаимодействие, педагогическое воздействие, педагогические условия и др.;
- педагогически-значимые социальные факторы. Они, не являясь педагогическими по своей природе, тем не менее сказывают влияние на педагогические, присущие правовой сфере, а через них на состояние законности, правопорядка и решение профессиональных задач юристами. Это социальные и экономические особенности общества и происходящие в нем процессы и изменения, его мораль, состояние культуры, работа средств массовой информации, правовая система общества, меры по укреплению правопорядка и его состояние, управление и его особенности, образ и уровень жизни, национальные и этнические особенности населения,
социально-психологические явления (общественное мнение, настроения, традиции, обычаи, мода, слухи) и многие другие.
По своей распространенности, масштабу социально-педагогические факторы выступают как:
- федеральные — характерные для всей страны,
- региональные - распространенные на достаточно больших территориях, группах областей, в республиках к отдельных субъектах Российской Федерации,
- местные — специфичные только для данного города, района, организации, общности, места.
Между ними существуют взаимосвязи, соответствующие категориям общего, особенного и единичного.
По тесноте связи со спецификой проблем законности и правопорядка все социально-педагогические факторы делятся на: фоновые, правовые, криминогенные и криминальные.
Фоновые социально-педагогические факторы. Они не относятся к правовой сфере, но оказывают на нее, состояние законности и правопорядка, действия юристов широкое и устойчивое влияние.
К основным фоновым социально-педагогическим факторам относятся:
а.) педагогически-значимые:
- состояние экономики и уровень жизни населения,
- деятельность органов власти, средств массовой информации, сказывающиеся на общем морально-психологическом климате жизни населения, господствующие общественные мнения, убеждения, настроения, интересы, представления о перспективах жизни, устремления порождающие определенные отношения, желания, поступки и деятельность граждан;
- исторические, этнические, культурные, национальные, религиозные и иные особенности населения, его быта, сознания, образа жизни, морали, традиций, нравов, привычек, социальных ориентации, преобладающих профессиональных ориентации и способов проведения досуга;
- социальная дифференциация населения, основные социальные группы его и их взаимоотношения;
- отношение населения к происходящим в стране процессам и изменениям;
- исторический опыт населения;
б) собственно педагогические:
- уровень образованности, воспитанности, цивилизованности и культуры населения;
- бытующие среди населения взгляды на цели и способы
подготовки подрастающего поколения к жизни, подкрепляемые
соответствующей практикой работы с ним;
- состояние образовательного процесса в школах и иных образовательных учреждениях;
- состояние и педагогический уровень внешкольной работы с
подростками и молодежью, культурно-воспитательной организации досуга;
- сплоченность трудовых коллективов и степень выраженности в них признаков воспитывающего коллектива;
- педагогическая осмысленность, преднамеренная нацеленность и педагогическая компетентность работы средств массовой информации, органов культуры и организации досуга;
- состояние педагогического всеобуча и педагогической подготовленности родителей, руководителей различных организаций
и других лиц, чья деятельность реально или в потенции включает
педагогическую функцию.
К.Д. Ушинский отмечал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью[33]. Именно широкие социальные факторы, народная педагогика, культура, экономика, стиль, образ и уровень жизни оказывают основополагающее влияние на состояние правопорядка и преступность. Поэтому и говорит, что преступность - социальное явление.
Приведенные факторы составляют как бы фон всей работы по укреплению законности и правопорядка и совершенствованию педагогических аспектов ее. Они многогранно и устойчиво сказываются на процесс деятельности правоохранительных органов, ее трудности и результаты. Их недостатки — глубокие и трудно устранимые причины и условия возникновения и состояния преступности. Однако непосредственное воздействие на них находится вне компетенции работников правоохранительных органов, но учитывать их надо.
Правовые социально-педагогические факторы. Они связаны с целенаправленной деятельностью органов власти, общественных формирований и частных структур по укреплению законности и правопорядка. К ним относятся:
а) педагогически-значимые:
- состояние законодательства,
- степень усилий, организованности и успешности деятельности всех органов и структур по укреплению правопорядка, законности, защите прав и свобод граждан, реализации принципа неотвратимости наказания;
- общественное мнение граждан по вопросам эффективности
деятельности правоохранительных органов, о людях, работающих в них, их коррумпированности и честности;
- вера граждан в возможность встретить человеческое отношение, понимание и защиту от правонарушителей у работников правоохранительных органов;
- особенности правосознания населения;
- развитость и эффективность связей правоохранительных органов с населением;
б) собственно педагогические:
- наличие и эффективность системы организованного и эффективного правового воспитания (в том числе — правового всеобуча, педагогически целенаправленной правовой пропаганды);
- существование в структурах местного самоуправления и общественных организаций специальных органов, групп и специалистов, компетентно осуществляющих юридико-педагогическую работу;
- осуществление в трудовых коллективах воспитательной работы по укреплению дисциплины и ответственного отношения к делу, строгое выполнение обязательств;
- педагогическая эффективность всех направлений работы по профилактике правонарушений и преступлений, особенно среди несовершеннолетних;
- педагогическая эффективность системы исполнения наказаний и постпенитенциарной работы;
- педагогическая компетентность всех лиц, участвующих в юридико-педагогической работе;
- направленность и эффективность реализации педагогической функции всеми специалистами правоохранительных органов при решении профессиональных задач;
- педагогически компетентное управление правоохранительными органами;
- уровень образованности, развитости, воспитанности, профессионального мастерства личного состава, сплоченности коллективов правоохранительных органов, наличие в подразделениях, органах, частях системы педагогической работы;
- профессионально-педагогическая подготовленность специалистов органов внутренних дел, чья деятельность имеет социально-педагогический аспект и педагогическую функцию;
- педагогическая подготовленность работников кадровых аппаратов, отделов профессиональной подготовки, преподавательского и административного состава юридических образовательных учреждений, работников пресс-центров и служб по связям с общественностью, руководителей занятий по служебной подготовке и др. Заметно усиливает этот фактор наличие в соответствующих подразделениях лиц с основным и послевузовским педагогическим образованием.
Все эти факторы, в зависимости от своих характеристик, положительно или отрицательно, но всегда реально и сильно, сказываются на состоянии правосознания, уровне преступности, а бывает, что становятся непосредственной причиной или условием совершения правонарушений (в частности, и самими сотрудниками). Управление этими факторами, оптимизация их во власти и возможностях руководства территориальных правоохранительных органов.
Криминогенные социально-педагогические факторы.Это факторы, которые непосредственно способствуют зарождению и развитию правонарушающего поведения, а именно:
а) педагогически-значимые:
- снижение уровня общественной морали;
- проявления криминализации и сексуализации досуга, искусства, видеорынка, телевизионных передач (культ силы и насилия, жестокости, неуважения к человеку; пропаганда необходимости самозащиты любыми средствами, мести, самосуда; распространение уголовного жаргона, песенок на уголовный манер; социальной дифференциации молодежных групп по образцу уголовных, «дедовщины»; идеализация жизни удачливых преступников и их «благородных» качеств и др.);
- увеличение числа лиц без определенных занятий, места жительства, безработных;
- развитие пьянства и наркомании;
- низкий уровень раскрываемости преступлений;
- широкое распространение рэкетирства, шантажа, вымогательства, запугивания, психологического насилия;
- факты коррупции в органах местного самоуправления и органах правопорядка;
- ослабление реагирования органов правопорядка на жалобы и заявления граждан, факты правонарушений;
- слабость системы профилактической работы, исправления осужденных и работы с освобожденными из мест лишения свободы;
- снижения уровня жизни населения;
- распространение религиозно-идеологических течений (Асахары, адвентистов, свидетелей Иеговы, саентологов, кришнаитов и др.), имеющих антиправовое значение, отрывающих людей от реального мира, подчиняющих своему влиянию и внушающих, что жить надо по придуманным ими законам;
- распространение мистики, оккультизма, «фантастики», фильмов ужасов, переводящих сознание людей в плоскость деформированного понимания мира, воспитывающих пассивность и покорность перед неведомыми потусторонними силами, подталкивающих к выводу о том, что трудности реальной жизни в обществе ничто по сравнению с «могущими быть» и надо быть довольными тем, что есть;
б) собственно-педагогические:
- слабость звеньев системы воспитания подрастающего поколения и взрослых, особенно нравственного, трудового, патриотического, культурного, правового, семейного;
- введение в школах «сексуального образования»;
- слабости системы внешкольного воспитания по месту жительства;
- распространение фактов педагогической запущенности и безнадзорности несовершеннолетних, юношей и девушек;
- отсутствие пропаганды подлинно здорового образа жизни и воспитания в духе его ценностей (но не так называемой «валеологии») среди молодежи, всего населения;
- слабость системы профилактической работы и ее педагогического уровня, особенно — с несовершеннолетними;
- педагогическая неэффективность профессионально-правового воспитания и морально-психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов, воспитания их в духе строжайшего соблюдения законности;
- снижение уровня педагогического профессионализма, активности многих субъектов педагогической работы;
- уменьшение массовости и активности участия населения в
работе общественных формирований социально-педагогического и
профилактического профиля.
Криминальные социально-педагогические факторы. Эти факторы связаны с особенностями личностей правонарушителей, организованных преступных групп и их деятельности. Это;
- криминальная деформированность правосознания, потребностей, нравственности, криминальная «образованностью лиц, занимающихся преступной деятельностью»;
- криминальная субкультура, влияющая на криминальное воспитание и развитие членов преступных группировок, намеренно передающаяся опытными преступниками неустойчивым личностям, вовлекаемым постепенно в преступную деятельность, и настойчиво насаждаемая в «массовую культуру», модную у молодежи;
- коррумпирование представителями преступного мира части должностных лиц, чиновников, сотрудников правоохранительных органов с неустойчивой и слабой моральной, правовой, патриотической воспитанностью методами соблазна, подкупа, сбора компромата, шантажа, запугивания и др.;
- слабость используемых представителями и органами власти
педагогических средств при разрушении криминальных деформаций личности, групп и их влияний и решении задач перевоспитания.
Практическая значимость знания, учета ирегулирования всех социально-педагогических факторов.Социально-педагогические факторы, функционирующие внутри правовой сферы и влияющие на нее:
- оказывают существенное влияние на правовую сформированность личности всех граждан, их законопослушное или противоправное поведение;
- находятся в числе причин и условий, определяющих состояние законности и правопорядка. Преступность — это не только социальное, правовое, психологическое, но и педагогическое явление;
- служат важным условием и одной из причин, влияющих на
степень успешности деятельности сотрудников правоохранительных органов;
- нуждаются в тщательном и постоянном изучении, оценке и
учете; информация о них (социально-педагогическая информация)
- важный вид криминологической, оперативной, служебной, управленческой, кадровой и образовательной информации, нужной правоохранительным органам и их сотрудникам для повышения успехов в работе;
- выступают особым предметом воздействия и оптимизации
при решении задач укрепления правопорядка;
- являются мощным резервом совершенствования деятельности правоохранительных органов, недооцениваемым и мало используемым до сих пор;
- предъявляют требования к особой грани профессиональной
подготовленности почти всех категорий личного состава, их профессионально-педагогической подготовленности.