Просветительные общества и общественные организации

Революционные волнения 1905 года повлияли на активизацию педагогического движения. После выхода Закона «О Союзах и Обществах» от 4 марта 1906 г. в Москве начали организовываться новые просветительные общества. По закону к числу обществ, уставы которых должны были представляться на утверждение Министерства внутренних дел, принадлежали «общества человеко- и детолюбивые». Под обществом понималось «соединение нескольких лиц, которые, не имея задачею получения для себя прибыли от ведения какого-либо предприятия, избрали предметом своей совокупной деятельности определенную цель». Два или несколько обществ могли объединяться в союзы. Право разрешать действия обществ предоставлялось местным губернским властям.

Значительную активность в организации учреждений для детей дошкольного возраста проявляли общественные организации Москвы. Среди них наиболее инициативно действовали Московское общество воспитательниц и учительниц, при Педагогических курсах которого в 1908 году был открыт детский сад для девочек, а в 1910 году — отделение по подготовке руководительниц детских садов.

Большой известностью пользовалось общество «Сетлемент» под руководством
С.Т. Шацкого. В 1908 году полиция закрыла это общество за попытку воспитания детей в «социалистическом духе». Однако педагогическая деятельность была продолжена в новом обществе под названием «Детский труд и отдых». Л.К. Шлегер, одна из старейших отечественных специалистов по дошкольному воспитанию, руководила детским садом этого общества. «История нашего дошкольного дела, — говорила Шлегер, — представляет из себя историю изучения ребенка и историю нашего собственного роста».

Первый народный детский сад Москвы, открытый обществом «Сетлемент» в 1905 году, разместился в маленьком деревянном доме на пустыре Тихвинского переулка. В нем были четыре комнаты и кухня. Ни водопровода, ни канализации. Вечером в помещении занимались клубы, а утром детский сад. При доме была большая площадка для игр. Обстановка самая примитивная — высокие столы, табуретки и скамейки. Обслуживающего персонала не было. За весь период работы в 1905—1911 годы было отпущено 300 руб. на оплату помещения, отопление и воду.

Детский сад был открыт в одном из самых отсталых и бедных районов Москвы — Марьиной Роще, и чтобы набрать детей, надо было уговорить и убедить родителей. В детский сад было принято 20 детей от 5 до 7 лет.

Подводя итоги своих педагогических исканий в период с 1905-го по 1908 год,
Л.К. Шлегер писала:

«Мы пришли к следующим выводам:

1) дети имеют право на собственную жизнь;
2) каждый возраст имеет свои интересы, свои возможности и изучать нужно каждый возраст;
3) детям нужно дать полную свободу в работе и игре;
4) свободная работа служит нам показателем роста;
5) материал, который мы вводим в детский сад, должен быть гибким, широким, дающим детям возможность самовыявления без помощи и указания взрослых, его нужно искать и исследовать;
6) думать о насаждении общественности искусственным путем, давая детям готовые формы, для этого возраста невозможно; им нужно сначала утвердить свою личность;
7) наша роль — помогающая, направляющая, изучающая, наблюдающая».

С 1907 года детский сад размещался в здании общества в Вадковском пер., д. 3, которое было построено по оригинальному проекту А.У. Зеленко на средства, собранные членами общества при поддержке благотворителей. Здание сохранилось до наших дней (сейчас это дом № 5) и служит украшением Вадковского переулка.

просветительные общества и общественные организации - student2.ru

Сотрудники детского сада, члены общества С.Т. Шацкий, Л.К. Шлегер, Л.Д. Азаревич, Е.П. Останина и другие занимались изучением влияния среды, взрослых на развитие ребенка, искали новые методы воспитания детей из пролетарской среды, занимались углубленной разработкой методических вопросов воспитания детей дошкольного возраста, изучали литературу и опыт работы зарубежных педагогов и детских садов.

Общество «Детский труд и отдых» стало центром организационной деятельности по созданию в Москве сети учреждений внешкольной работы с детьми, в которую включались и дошкольные учреждения. Эта работа рассматривалась как организованная борьба за сохранение детства.

В отчетном докладе Попечительскому совету Московского учебного округа в 1911 году отмечались основные цели общества. Первая цель — параллельная работа с городским общественным управлением по ликвидации огромной бреши в народном образовании города: отсутствия дошкольного образования и воспитания. Вторая цель — создание экспериментального детского учреждения, включающего все формы работы с детьми. Общество стремилось к тому, чтобы на практике доказать право на жизнь новых, нешаблонных методов работы с детьми, учитывающих особенности окружающей ребенка среды и его индивидуальности, а также предусматривающих организацию жизни детей на трудовом принципе.

Именно этого принципа придерживались воспитательницы детского сада во второй период его существования с 1909-го по 1917 годы. Основной коллектив воспитательниц оставался прежним, менялись лишь отдельные работники. Количество детей увеличивалось из года в год — от 75 до 90, в связи с чем прибавлялось и число воспитательниц.

С каждым годом работа детского сада становилась все более первопроходческой. Именно здесь была предложена система работы с детьми дошкольного возраста рабочих окраин с опорой на самостоятельность детей, приучение их к труду. Были также предприняты попытки планового ведения работы с детьми и организации ее учета. Большое внимание уделялось наблюдению за детьми, ведению дневниковых записей.

Двери детского сада были открыты для всех, кто интересовался проблемами дошкольного воспитания. Многие содержательницы частных детских домов вносили в свои занятия с детьми находки детского сада под руководством Л.К. Шлегер, а затем детский сад стал осуществлять подготовку педагогов для работы с дошкольниками через так называемый «институт практиканток». Неоднократно детский сад выставлял свои материалы на различных выставках.

После революции этот детский сад вошел в состав I опытной станции по народному образованию при Наркомпросе и продолжил исследовательскую работу в области дошкольного воспитания.

Вот еще один из примеров открытия учреждения для детей, в том числе и дошкольников.

29 февраля 1912 года серпуховский попечительский совет принял решение открыть для бедных «Приют для приходящих детей». Заведующей приютом была избрана Мария Васильевна Полетаева, которая с помощью небольшого числа сотрудников (работавших совершенно бесплатно) организовала клуб «Детский уголок», который существовал на пожертвования Серпуховского попечительства о бедных при Московской городской управе и многих частных лиц. В «Детском уголке» было 70 детей, из них 16 — дошкольного возраста. Впоследствии при клубе был создан детский сад. В 1914 году под детский сад был выделен особняк с большим садом и двором (ул. Житная, д. 6). Дети от 3 до 7 лет были разделены на три группы. Режим работы детского сада — с 8 до 14 часов.

Большую помощь оказывали местные торговцы, предоставлявшие детскому саду продукты питания со значительной скидкой (торговый дом С.П. Козлова с сыновьями, мясная лавка Симонова, булочные Филиппова и другие). Детский сад по возможности обеспечивал детей теплой одеждой и обувью, а в условиях суровой зимы «давал детям возможность хоть несколько часов побыть в светлом, теплом помещении».

Детский сад и «Детский уголок» жили общей жизнью, старшие помогали детскому саду, в котором занимались их младшие братья и сестры. Например, 5 апреля 1915 года силами «Детского уголка» был устроен концерт в пользу детского сада, собранные деньги пошли на питание детям.

После революции хозяева особняка бежали за границу, и здание было закреплено за детским садом № 12. Интересный факт: с самого открытия детского сада и до 1920 г. в здании стоял «хозяйский» железный шкаф. Зимой 1921 года его решили увезти. Из районного Совета прислали лошадь и рабочих. Шкаф с трудом вскрыли и обнаружили множество серебряных и золотых вещей — посуды, часов. Сотрудники детского сада и не подозревали, какие богатства хранились у них в то время, когда они по рублям собирали пожертвования для работы клуба и детского сада.

Созданные Пресненским попечительством о бедных детский сад имени Поповых и детский сад имени Е.В. Петрово-Соловово возглавлялись одной попечительницей — Екатериной Васильевной Сотниковой. Попечительство также организовало разнообразные занятия для детей фабричных рабочих.

В начале XX века создание детских садов московскими общественными организациями получило довольно широкое распространение. Детские сады были открыты при правлении Симоновского районного комитета Московского областного отдела Лиги образования (1906 г.), секцией женского труда при Московском немецком обществе (1912 г.), Московским обществом грамотности, имевшим свою комиссию дошкольного воспитания (1913 г.), просветительным обществом при Московском сельскохозяйственном институте (1913 г.), Комитетом братства хоругвеносцев (1910 г.) и др.

Общественные организации Москвы активно пропагандировали идеи дошкольного воспитания. С этой целью организовывались лекции, беседы, использовалась печать.

Появление новых детских садов требовало специальной подготовки педагогов. При Московских женских педагогических курсах с 1909/10 учебного года было открыто одногодичное отделение по подготовке руководительниц детских садов. В учебный план входили следующие предметы: психология, педагогическая психология, история педагогических идей, дошкольное воспитание, педагогическая патология, гигиена, обзор детской литературы, подвижные игры и гимнастика, рисование, пение, ручной труд, физиология человека. Позже отделение стало двухгодичным. Эти курсы подготовили не одну сотню квалифицированных руководительниц детских садов не только для Москвы, но и для провинции.

В 1912 году в печати начинают появляться статьи о системе Монтессори. Ряд педагогов едет в Италию изучать теорию и практику Домов ребенка (дочь Л.Н. Толстого Т.Л. Сухотина, Ю.И. Фаусек, Е.И. Тихеева). Интерес к системе Монтессори в этот период был главным образом теоретическим. Детских садов, работавших по системе Монтессори, было немного: три в Санкт-Петербурге и два в Москве.

Активизация деятельности кружков и общественных организаций, связанных с воспитанием детей, способствовала созыву различных съездов, на которых обсуждались и вопросы дошкольного воспитания.

2—7 февраля 1912 года в Московском городском общественном управлении состоялся первый съезд деятелей народного образования, на котором поднимался вопрос о необходимости создания широкой сети народных детских садов.

Т.А. Попова, выступившая с докладом «О дошкольном воспитании детей», отмечала, что в Москве к этому времени имелось несколько кружков и обществ, занимавшихся дошкольным воспитанием и успевших за сравнительно недолгий срок своего существования организовать летние детские колонии, площадки для подвижных игр, загородные экскурсии, а также врачебные консультации. «Но пока все это еще в слишком скромном размере для такого города, как Москва». По мнению Т.А. Поповой, дошкольное воспитание по мере его распространения должно включиться в школьную систему и стать обязательным.

Требование включить дошкольное воспитание в общую систему народного образования звучало и на Съезде деятелей народного образования в Московском уездном земстве в 1914 году.

На организованных в Москве выставках также освещались проблемы дошкольного воспитания. Так, в 1912 году Московским отделением Императорского русского технического общества и Московским отделением Международной учебно-промышленной выставки была оформлена экспозиция, посвященная устройству и оборудованию школы. При участии Кружка совместного воспитания и образования детей, общества «Детский труд и отдых», Городского Универсального детского сада в память О.Н. Кельиной и других народных детских садов был представлен раздел по оборудованию детского сада и яслей. Посетители выставки могли ознакомиться с программами занятий, фотоматериалами о жизни детей в детских садах, иллюстрациями, пособиями, различными детскими работами и другими материалами.

По итогам выставки в 1912 году вышла книга приват-доцента Московского университета А.Н. Филиппова «Идеальное устройство детского сада и яслей», где содержались основные санитарно-гигиенические и педагогические требования к организации этих дошкольных учреждений. Это был один из самых первых материалов, помогавший разумно и рационально организовывать дошкольные учреждения для городских детей. Многое из предложенного было затем использовано в инструктивных материалах МОНО и Наркомпроса и сохраняет актуальность в настоящее время.

ДЕТСКИЕ ГОРОДСКИЕ ПЛОЩАДКИ

Еще одной формой организации детей дошкольного возраста, часто совместно со школьниками, были детские площадки, частично содержавшиеся на средства Московской городской управы.

Первые детские площадки возникли в Москве в 1895 году под руководством
Н.С. Филитиса. Начало регулярной работе городских площадок было положено в 1909 году. Игры проводились в семи местах: на Пречистенском, Тверском, Новинском и Зубовском бульварах, в Грузинском сквере, Екатерининском парке и Александровском саду. На одной площадке собирались по 400—500 детей, в том числе дошкольников.

Одной из форм работы площадки были однодневные загородные экскурсии. Они собирали до 1200 детей разных возрастов.

Работа на площадках велась преимущественно летом. На них организовывались общие подвижные игры, а со временем руководители стали ставить цель по возможности расширить умственный кругозор детей: организовывались наблюдения, рассказывания и т.д. К 1911 году вся Москва была поделена на три участка, в каждом были организованы шесть пунктов для игр и выделено по одному оплачиваемому руководителю на каждый участок. В 1912 году таких руководителей было уже четыре. С 1909 года город начал выделять средства на организацию этой работы и оплату руководителей, придавая особое значение созданию площадок на окраинах Москвы.

Работой площадок занимались Общество физического воспитания детей, «Детский труд и отдых» и некоторые другие. При городском самоуправлении была создана специальная комиссия по устройству летних загородных колоний. Совместно с общественными организациями комиссия организовывала вывоз наименее обеспеченных детей на отдых в деревню за счет благотворительных средств. Московских детей также направляли в летнюю колонию в Евпатории, созданную на общественных началах. В 1915 году в Москве действовали 20 площадок, которые субсидировались Московской городской управой, и 20 площадок, содержавшихся общественными организациями, на которых на общественных началах работали более 60 руководителей. Обществом «Детский труд и отдых» была организована единственная в городе площадка только для дошкольников.

Таким образом, к 1914 году усилиями городских властей и общественных организаций была создана сеть разных типов дошкольных учреждений. Общественные организации, признавая актуальность решения проблемы общественного дошкольного воспитания в городе, отказались от создания учреждений типа приюта. Их деятельность была направлена на то, чтобы дети городских окраин могли получить соответствующее воспитание и образование в хорошо оборудованных детских садах.

Наши рекомендации