Важнейшие этапы развития и выдающиеся деятели педагогической науки
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Воспитание появилось вместе с первыми людьми. Детей тогда воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, науки, как геометрия, астрономия и многие другие.
Известно, что первопричина возникновения всех научных областей – потребности жизни. Наступило время, когда воспитание стало играть весьма важную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество развивается быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась необходимость обобщать опыт, создавать специальные учебно-воспитательные учреждения для подготовки молодежи к жизни. Уже в наиболее развитых государствах древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, создания теории. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения.
Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит(460 – 370 гг. до н.э.) – автор руководств по воспитанию детей. Он писал: «Природа и воспитание подобны. А именно, воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу…Хорошими людьми становятся больше от воспитания, чем от природы». Важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности, разработаны в трудах древнегреческих мыслителей Сократа (469 – 399 гг. до н.э.), Платона (427 – 347 гг. до н.э.), Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.). А первым в истории специальным педагогическим трудом стала работа древнеримского философа Марка Фабия Квинтиллиана «О воспитании оратора».
В период Средневековья церковь направляла воспитание в религиозное русло. Из века в век оттачивались принципы догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать столетий, хотя среди деятелей церкви были известные философы, например, Августин (354 – 430 гг.), Фома Аквинский (Аквинат) (1225 – 1274 гг.), создавшие обширные педагогические сочинения, Игнасий Лойола (1491 – 1556 гг.), магистр Ордена иезуитов. Общеобразовательную школу в существующем ныне виде придумал он и его последователи.
Эпоха Возрождениядала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. В их числе голландец Эразм Роттердамский (1446 – 1536 гг.), итальянец Витторино де Фельтре (1378 – 1446 гг.), французы Франсуа Рабле (1483 – 1553 гг.) и Мишель Монтень (1553 – 1592 гг.).
Педагогика долгое время была частью философии и только в XVII веке выделилась в самостоятельную науку. Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592 – 1670 гг.). Его главный труд «Великая дидактика», вышедший в Амстердаме в 1632 году, - одна из первых научно-педагогических книг. Многие из высказанных в ней идей не утратили своего научного значения и сегодня. Предложенные Я.А. Коменским принципы, методы, формы обучения, как, например, принцип природосообразности, классно-урочная система, вошли в золотой фонд педагогической теории.
Английский философ и педагог Джон Локк (1632 – 1704 гг.) сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В своем основном труде «Мысли о воспитании» он излагает взгляды на воспитание джентльмена – человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью убеждений.
Значительный вклад в развитие педагогической теории внесли французские философы-просветители –Дени Дидро (1713 – 1784 гг.), Клод Гельвеций (1715 – 1771 гг.) и особенно Жан Жак Руссо (1712 – 1778 гг.).
В педагогике начальной школы особенно чтят имя великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746 – 1827 гг.). «О, любимый народ! – восклицал он. – Я вижу, как низко, страшно низко ты стоишь, и я помогу тебе подняться!». Песталоцци сдержал слово, предложив учителям прогрессивную теорию развивающего обучения и нравственного воспитания учащихся.
«Ничего не постоянно, кроме перемен», - учил выдающийся немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790 – 1866 гг.), занимавшийся исследованием многих важных проблем, но более всего – изучением движущих сил воспитания и противоречий, присущих всем педагогическим явлениям.
Широко известны педагогические труды выдающихся русских мыслителей, философов, писателей В.Г. Белинского (1811 – 1848 гг.), А.И. Герцена (1812 – 1870 гг.), Н.Г. Чернышевского (1828 – 1889 гг.), Н.А. Добролюбова (1836 – 1861 гг.). Во всем мире признаны педагогические идеи Л.Н. Толстого (1828 – 1910 гг.), изучаются труды Н.И. Пирогова (1810 – 1881 гг.). Они выступили с резкой критикой сословной школы, призывами коренного преобразования дела народного воспитания.
Мировую славу русской педагогике принес Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1871 гг.). Он совершил переворот в теории, революцию в педагогической практике.
В конце XIX – начале XX вв. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США. Там были сформулированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования, обеспечивающие каждому человеку возможность быстро и успешно достичь запроектированных целей. Виднейшими представителями американской педагогики являются Джон Дьюи (1859 – 1952 гг.), чьи работы оказали заметное влияние на развитие педагогической мысли во всем западном мире, и Эдвард Торндайк (1874 – 1949 гг.), прославившийся исследованиями процесса обучения, созданием действенных воспитательных технологий. В нашей стране хорошо известно имя американского педагога и врача Бенджамена Спока, автора популярнейших книг «Ребенок и уход за ним», «Разговор с матерью» и др.
В начале ХХ в. в мировой педагогике начали активно распространяться идеи свободного воспитания и развития личности ребенка. Много сделала для их разработки и популяризации итальянская учительница Мария Монтессори (1870 – 1952 гг.). В книге «Метод научной педагогики» она утверждает, что нужно максимально использовать возможности детского возраста, т.к. они позволяют достичь значительно большего в развитии ребенка. Приверженцем идей свободного воспитания в России был Константин Николаевич Вентцель (1857 – 1947 гг.). Он создал одну из первых в мире деклараций прав ребенка (1917 г.). В 1906 – 1909 гг. в Москве успешно действовал созданный им «Дом свободного ребенка». В этом оригинальном учебном заведении главным действующим лицом был ребенок. Воспитатели и учителя должны были приспосабливаться к его интересам, помогать в развитии природных способностей и дарований.
Русская педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути собственного осмысления и разработки идей воспитания человека в новом обществе. Активное участие в творческих исканиях новой педагогики приняли С.Т. Шацкий (1878 – 1934 гг.), П.П. Блонский (1884 – 1941 гг.), А.П. Пинкевич (1884 – 1939 гг.). Известность педагогике социалистического периода принесли работы Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Теоретические поиски Надежды Константиновны Крупской (1869 – 1939 гг.) концентрировались вокруг проблем формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, зарождающегося пионерского движения. Антон Семенович Макаренко (1888 – 1939 гг.) выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. Василий Александрович Сухомлинский (1918 – 1970 гг.) сосредоточил свои исследования вокруг моральных проблем воспитания молодежи. Многие его дидактические советы, меткие наблюдения сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей развития педагогической мысли и школы на этапе коренной перестройки общества.
В 40 – 60 годы на ниве народного образования активно трудился Михаил Александрович Данилов (1899 – 1973 гг.), он создал концепцию начальной школы («Задачи и особенности начального образования»), составил многие дидактические руководства для учителей, на которые и сегодня опираются российские педагоги.
В 70 – 80 годы активная разработка проблем развивающего обучения велась в научной лаборатории под руководством академика Леонида Владимировича Занкова. В результате исследований была создана новая система обучения, основанная на приоритетности развития познавательных возможностей учеников.
В конце 80-х годов в России началось движение за обновление и перестройку школы. Это ярко выразилось в возникновении так называемой педагогики сотрудничества. Среди ее видных представителей имена известных ученых-педагогов и самобытных творческих учителей Ш.А. Амонашвили, С.Л. Соловейчика, В.Ф. Шаталова, В.А. Караковского, С.Н. Лысенковой, Е.Н. Ильина и др.
Современная педагогика быстро прогрессирует, оправдывая свое название самой диалектичной, изменчивой науки. В последние годы достигнуты ощутимые успехи в ряде ее областей, прежде всего в разработке новых технологий обучения. Наметился прогресс и в области создания более совершенных методик воспитания. Научно-производственные комплексы, авторские школы, экспериментальные площадки – заметные вехи на пути положительных перемен. Новая российская школа движется в направлении гуманистического личностно-ориентированного воспитания и обучения.