Категориальный аппарат педагогики

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть педагогическими категориями. К ним относятся воспитание, обучение, образование. Педагогика также широко оперирует такими общенаучными категориями, как развитие и формирование.

Воспитание в самом общем значении – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие воспитания употребляется в социальном и педагогическом значении.

В широком социальном смысле воспитание – это процесс передачи накопленного опыта от старших поколений младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы, словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. Каждый пришедший в этот мир человек приобщается к завоеваниям цивилизации, это достигается воспитанием. Человечество выжило, окрепло и достигло современного уровня развития благодаря воспитанию, благодаря тому, что выстраданный предшествующими поколениями опыт использовался и приумножался последующими. Историческое развитие общества неопровержимо доказывает, что больших успехов всегда достигали те народы, у которых воспитание было поставлено лучше. Воспитание – двигатель общественного прогресса. Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человечеством, стало органической частью его жизни и развития и будет существовать, пока существует общество. Именно поэтому воспитание – это общая и вечная категория.

Воспитанием занимаются не только профессиональные педагоги в специальных учреждениях. В современном обществе действует целый комплекс институтов, направляющих свои усилия на воспитание: семья, средства массовой информации, литература, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка. Поэтому в узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политических ориентаций, подготовки к жизни.

При наличии многих воспитательных сил успех может быть достигнут только путем жесткой координации действий всех причастных к воспитанию социальных институтов. Направляют воспитание учебно-воспитательные учреждения.

В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на ученика с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в семье и учебно-воспитательных учреждениях. В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач, например, эстетическое воспитание, трудовое воспитание и т.д.

Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений, навыков, формирование научного мировоззрения, развитие умственных сил, дарований и возможностей учеников в соответствии с поставленными целями. Сообщая ученикам те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоззренческие, социальные, нравственные и многие другие качества. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер.

Образование – результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образа хорошо обученного, воспитанного, интеллигентного человека. Образование – система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности, которыми овладел ученик. Именно система, а не объем (набор) разрозненных сведений характеризует образованного человека. Ученик, получающий систему знаний, способен самостоятельно мыслить, восстанавливать недостающие звенья с помощью логических рассуждений. Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления. В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование, по характеру и направленности – общее и профессиональное.

Развитие – это процесс взаимосвязанных количественных и качественных изменений, происходящих в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, в овладении различными видами деятельности, в обогащении мировоззрения, нравственной и эстетической культуры. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему.

Формирование – это результат развития личности, который означает ее становление, т.е. приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств. Формирование подразумевает некую законченность, устойчивость личности.

Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками

Педагогика – обширнейшая наука. Ее предмет настолько сложен, что отдельная наука не в состоянии охватить сущность и все связи воспитания. Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив множество знаний, превратилась сегодня в разветвленную систему научных знаний. Поэтому современную педагогику правильнее называть системой наук о воспитании, которую составляют:

· общая педагогика– базовая научная дисциплина, изучающая закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов;

· возрастная педагогика, которая в свою очередь включает подсистемы дошкольной и школьной педагогики, которые изучают закономерности воспитания подрастающего человека, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп;

· социальная педагогика, внутри которой различают семейную педагогику, превентивную педагогику (принудительное воспитание, перевоспитание правонарушителей), профилактическую педагогику и др.;

· коррекционная педагогика (специальная педагогика, дефектология) изучает специфику воспитания и обучения людей с недостатками развития: сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и глухонемых), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи);

· частные методики – предметные дидактики,исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов;

· история педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики образования в различные исторические эпохи;

· отраслевая педагогика (военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.).

Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. В последние годы заявляют о себе такие ее отрасли, как сравнительная педагогика, философия образования, реабилитационная педагогика и др.

Педагогика развивается в тесной взаимосвязи с другими науками. В числе первых сложились связи педагогики с философией и психологией, которые и сегодня являются необходимым условием развития педагогической науки и практики.

Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, т.к. на основе философских идей создавались и создаются педагогические теории и концепции, философские идеи являются методологическим основанием научно-педагогического поиска. Взаимодействие педагогики и философии породило возникновение такой отрасли научного знания, как философия образования.

Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Все выдающиеся педагоги выдвигали требования понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы и законы психической деятельности и развития личности, строить обучение и воспитание, сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями. Интеграция педагогики и психологии привела к возникновению педагогической психологии и психопедагогики.

Педагогика тесно связана с науками, изучающими человека как индивида: с биологией (анатомией и физиологией человека), антропологией и медициной. Например, связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной и реабилитационной педагогики, которая во взаимосвязи с медициной разрабатывает систему средств, с помощью которой достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализации, компенсирующие имеющиеся дефекты.

Развитие педагогики связано также с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных связей и отношений: социологией, экономикой, политологией и другими социальными науками. Например, сложные и неоднозначные отношения между педагогикой и экономическими науками (экономическая политика во все времена была необходимым условием развития образованности общества) послужили обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования.

Расширяются связи педагогики с историей и литературой, географией и экологией, даже наука о внеземных цивилизациях помогает в понимании земных педагогических проблем. Человек, сфера его обитания, влияние космических ритмов на формирование людей сегодня интенсивно исследуются во всем мире.

Новые отрасли возникли на стыке педагогики с точными и техническими науками – кибернетическая, математическая, компьютерная педагогики, суггестология и др. Сегодняшняя педагогика как одна из главных наук о человеке развивается очень интенсивно.

Тема 2.2Методы педагогического исследования

Содержание темы:

Понятие об исследовании в области педагогики. Понятие о методах педагогического исследования. Классификация и общая характеристика методов педагогического исследования. Методы изучения педагогического опыта: наблюдение, методы опроса (беседа, интервьюирование, анкетирование), изучение продуктов деятельности учащихся, изучение школьной документации, эксперимент. Методы теоретического анализа: индуктивный и дедуктивный метод, работа с литературой (составление библиографии, реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование). Математические и статистические методы в педагогическом исследовании.

Краткие теоретические сведения по теме:

Наши рекомендации