Вопрос 32. Характеристика методов стимулирования.
В практической педагогической деятельности возможно применения методов, которые усиливают действие на ребенка тех или иных факторов и приводят к активизации личности воспитуемого, его действий и поступков. Эти методы побуждают школьника, дают толчок к действию, стимулируют его. С глубокой древности известны такие методы стимулирования человеческой деятельности как поощрение и наказание. Современная педагогика особое внимание обращает на метод соревнования, который особенно стимулирует активность детей.
Сущность действия методов стимулирования состоит в побуждении к социально одобряемому поведению. Побудителем выступают поощрение(одобрение) и наказание (осуждение) поступка. Психологической основой этих методов является переживание, самооценка школьника, осмысление поступка, вызванные оценкой учителя и (или) товарищей. Человеку в группе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения учащихся с помощью его оценки.
Итак, применяются методы стимулирования с целью: активизации личности к деятельности, закрепления положительных действий, побуждения к деятельности, поддерживания интереса к деятельности. В эту группу методов входят: требование, доверие, перспектива, традиции, соревнование, общественное мнение, одобрение (поощрение), осуждение (наказание), метод взрыва (одномоментный и специально организованный), переключение, обеспечение успеха в деятельности и т.д.
Поощрение — это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поступков, поведения школьника или группы. Оно вызывает чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку, стимулирует ученика к улучшению его поведения. Формы поощрения: похвала, благодарность учителя, взрослых, награждение книгами и другие материальные награды. Методика поощрения рекомендует одобрять не только результат, но мотив и способ деятельности, приучать детей ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес. Поощрение чаще требуется младшим школьникам и не уверенным в себе детям.
Наказание — это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. В отечественной педагогике был период отказа от наказания как метода, унижающего личность и имеющего негативные последствия (в 20-е годы). Однако позже было признано правомерным педагогически грамотное применение наказания: оно, вызывая чувство стыда, неудовлетворенность, корректирует поведение ученика, дает ему возможность понять свою ошибку. Метод наказания требует обдуманных действии, анализа причин проступка и выбора такой формы, которая не унижает достоинство личности. Формы наказания разнообразны: замечание учителя, предупреждение, беседа, вызов на педсовет, перевод в другой класс, школу, исключение из школы. Частным случаем наказания является метод естественных последствий: насорил — убери, нагрубил — извинись.
Соревнование. Детям в любом возрасте свойственно стремление к первенству. Желание утвердиться в окружающей среде — врожденная потребность человека. Реализация этой потребности происходит в соревновании. Результаты соревнований надолго закрепляют положение воспитанника в коллективе. Это естественное, природное стремление к соперничеству у детей необходимо использовать при воспитании. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развиваются интеллектуально, физически, нравственно и эстетически. Сравнивая свои результаты с успехами одноклассников, они получают стимул собственного роста и дальнейшего самосовершенствования. Эффективности соревнования в детском коллективе способствует его игровая форма и то, что цели, задачи, содержание и условия определяются самими детьми.
Все эти методы, каждый по-своему, организуют и направляют жизнь ребенка и детского коллектива. Они активизируют детей на выполнение своих обязанностей, содействуют формированию нового и ценного жизненного опыта, тормозят и исключают вредные, нежелательные формы поведения.
Литература для самостоятельной подготовки:
1. Афонина Г. М. Педагогика. Ростов-на-Дону, 2002, стр.105
2. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997, стр.38
3. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 2001, стр.260
4. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. П/ред. П.И.Пидкасистого. М., 2002, стр.316
5. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2000, стр.279
6. Пуйман С.А. Педагогика. Мн., 2001, стр.181
7. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.341