Методы воспитания: понятие, структура. Характеристика одного из методов стимулирования поведения и деятельности.

Методы воспитания - способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанников, направленные на решение воспитательных задач. Реализация конкретного метода на практике осуществляется через приемы воспитания. Прием воспитания - составная часть, элемент, конкретное действие, отдельная операция в структуре метода. Материализация приемов воспитания на практике достигается через средства воспитания. Средства воспитания - объекты материальной или духовной культуры, а также различные виды деятельности преднамеренно включенные в процесс воспитания для достижения поставленных воспитательных целей. Основные средства обучения: слово, образ, деятельность. В структуру метода всегда входят приемы и средства воспитания. Методов воспитания и их различных модификаций накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, т.е. классификация. Классификация - это выстроенная (сгруппированная) по определенному признаку (или группе признаков) система методов. В настоящее время наиболее удобной с точки зрения практики является классификация методов воспитания, предложенная Г.И.Щукиной, в которой выделены три группы методов по их месту в процессе воспитания:

1) методы формирования сознания личности (беседа, лекция, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение, убеждение);

2) методы организации деятельности и формирования опыта поведения (педагогическое требование, упражнение, приучение, поручение, воспитывающие ситуации, общественное мнение);

3) методы мотивации деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание).

Поощрение - общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются учащимся. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения - возникновение острого желания вести себя так и действовать та­ким образом, чтобы испытывать это состояние психического комфорта, как можно чаще. Особенно эффективно поощрение при рабо­те с младшими воспитанниками, которые наиболее чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом. Педагогическая целесообразность поощрения возрастает при работе с воспитанниками несмелыми, застенчи­выми, неуверенными в себе. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Предметом особой заботы педагога должно быть недопущение раздела воспитанников на захваленных и обойденных вниманием. Формы поощрения: а) моральные (похвала, одобрение, объявление благодарности и т.д.); б) материальные (награждение грамотой, дипломом, ценным подарком). Этапы реализации метода: 1) изучение коллективного метода, определение формы поощрения; 2) создание благоприятной обстановки; 3) педагогическое воздействие; 4) учет результатов поощрения. Важнейшие условия педагогической эффективности поощрения — принципиальность, объективность, гласность, понятность для всех, поддержка общественным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, соблюдение меры, взаимосвязь с другими методами.

Цель воспитания в общ-ве на соврем. этапе. Понятие цели, реальной и идеальной цели воспитания. Содержание воспитания

Воспитание - это целенаправленное создание социальных, материальных, духовных и организационных условий для развития человека.

Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия.

Деятельность учителя направлена на формирование личности растущего человека. Результаты ее находят отражение в облике воспитанника, в чертах его личности, в характере и поведении. Полноценное развитие личности осуществляется при условии, если воспитание наиболее полно отражает требования общества, определяющие цель воспитания. Без точного знания цели и ее учета в воспитательной деятельности нет и не может быть полноценного воспитания. В цели воспитания выражен определенный идеал, сформулированы требования к человеку - каким он должен быть и для каких общественных нужд его надо подготовить.

Современная отечественная педагогика предполагает наличие как идеальной, так и реальной цели воспитания.

Идеальная цель воспитания отражает соответствие идеалу воспитания, под которым понимается всесторонне развитая гармоническая личность. История развития человеческого общества показывает, что в одном человеке реально не могут быть развиты с должной полнотой все стороны его личности. Идеальная цель воспитания является ориентиром на возможности человека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности.

Реальные цели воспитания в отличие от идеальных изменяются в зависимости от целого ряда условий.

Реальные цели воспитания имеют исторический характер. Сформулированная обществом реальная цель воспитания носит объективный характер, поскольку отражает принятые обществом ценности и направлена на воспитание необходимых обществу людей. Цели воспитания могут носить и субъективный характер - как правило, в том случае, когда конкретная семья формулирует для себя, каким они хотят вырастить своего ребенка. Такая цель может совпадать с реальной объективной целью, а может и вступать с нею в противоречие.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Установка на развитие личности придает "человеческое измерение" таким целям школы, как выработка у учеников осознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и цивилизации.

Наши рекомендации