Особенности психического развития в юношеском периоде. Возрастной кризис юношества. Ведущая деятельность в юношеском периоде.
Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что юноши стоят на пороге вступления в самостоятельную жизнь и в центре его психологического развития стоит профессиональноесамоопределение.
Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми. Ранняя юность — это установление психологической независимости во всех сферах: в моральных суждениях, политических взглядах, поступках, своих чувств и интимных отношений, поиск смысла и образа жизни, переживание одиночества, выбор профессии — вот круг наиболее значимых в этом возрасте проблем. Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется повышением уровня самоконтроля и саморегуляции. Появляется особая чувствительность к оценке другимисвоей внешности, способностей, умений и наряду с этим чрезмерная критичность в отношении к окружающим: ранимость уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с подчеркнутой независимостью, борьба с авторитетами. Ведущая деятельность в юношеском возрасте — учебно-профессиональная деятельность. Изменяется отношение к отметке, она утрачивает свою побудительную силу – важны сами по себе знания, в значительной степени обеспечивающие будущее. Определяется свой собственный (далекий от идеала, но реально действующий) стиль учебной работы. Учебная деятельность определяется сложным комплексом мотивов:
· мотивы широкого общественного плана (завоевать себе место в жизни, получить одобрение окружающих, подготовиться к будущей профессии);
· мотивы, идущие от самой учебной деятельности (интерес к знаниям, удовольствие от сделанной работы интеллектуального труда);
· мотивы, прямо не связанные с учением, но имеющие к нему некоторое отношение (награда, наказание, конкурирующие потребности и желания);
· мотивы отрицательного порядка (утомление, скука, трудность материала, отсутствие комфорта в отношениях с учителем или учениками).
Развитие абстрактно-логического мышлениязнаменует появление не только нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности в познании. Они готовы часами спорить об отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают. В юношеском возрасте отмечается философская направленность мышления, которая обусловлена развитием формально-логических операций и эмоциональными особенностями. Юношам более свойственно абстрактное мышление, девушкам – конкретное. Поэтому девушки обычно лучше решают конкретные задачи, чем абстрактные. Художественно-гуманитарные интересы у девушек в большинстве случаев преобладают над естественно-научными. В юношеском возрасте увеличивается объем внимания, а также способность длительно сохранять его интенсивность и переключаться с одного предмета на другой. Внимание становится более избирательным и зависящим от направленности интересов.
Центральными психологическими новообразованиями юношеского возраста являются профессиональное самоопределение и мировоззрение. Центральный психологический процесс в юношеском самосознании — формирование личной идентичности. Главное психологическое приобретение ранней юности — обнаружение ценности своего внутреннего мира. Внешний мир начинает восприниматься через себя. Развивается способность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Юноши и девушки стремятся глубже разобраться в своем характере, своих чувствах, действиях, поступках. В ранней юности человеку присуща потребность в общении: интенсивное физическое и умственное развитие приводит к расширению интереса к миру и деятельности; возрастает необходимость в новом опыте, познании и в защищенности: комфортное общение с людьми, потребность в принятии и признании. Наряду с развитием приятельских отношений со сверстниками в этом возрасте особую ценность приобретаем понятие дружбы.Сложно складываются отношения со взрослыми. Юноши считают важным для себя общение со взрослыми, с родителями. Однако, это общение ценится только в том случае, если оно имеет доверительную форму.
Завершение юношеского периода связывают с кризисом юности. Основное содержание этого кризиса – встреча идеальных представлений с реальной жизнью. Чем более осознаются расхождения в том, что «сам придумал о себе и своей жизни» и тем, что в какой-то момент осознал как реальность, тем острее происходят внутренние переживания. Помогают пережить кризис подготовленность юности к серьезным переменам в жизни, выражающаяся в способности спокойно принять происходящие изменения и перестроить своё поведение в соответствии с ними, и не принимать ситуацию изменения как крушение всех жизненных планов и устоев.