Особенности психического развития в юношеском возрасте.

Следует начать с определения понятия возраста: «Возраст (в психологии)- конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей».

Большинством авторов хронологически границы юношества условно подразделяются на раннюю (от 15 до 18) и позднюю юность(18- 23 года).

В учебнике «психология человека от рождения до смерти» ( автор: Реан) юность это 16-19 лет

В свою очередь, социальная ситуация развития в юношеском возрасте представлена следующим образом: промежуточное положение между подростком и взрослым. Изменяются социальные роли, интересы, это ведет в свою очередь к растущей мере ответственности и самостоятельности. Однако черты зависимости, сильно мучившие в период подросткового возраста, все еще не исчерпаны. Это, к примеру, материальный аспект. В целом можно сказать, что юноша еще не сепарирован от своих родителей, воспитателей. Соответственно нельзя говорить об окончательном взрослении личности, ее зрелости.

«Юношеский возраст характеризуется также своими социальными задачами взросления: развитие самосознания, профессиональное самоопределение, вступление во взрослую жизнь». Именно в этот возрастной период (при нормальном развитии) утверждается самостоятельность личности, стабилизируются все психические процессы.

Ряд ученых полагает, что происходящие изменения - этап эволюции организма (биологические причины развития). Социологические теории видят юность как определенный этап социализации, психологические фиксируются на закономерностях психической эволюции, психоаналитические делают акцент на юношестве как этапе психосексуального развития.

Ведущей деятельностью в юношестве является выбор жизненного пути, проявляется этот выбор, прежде всего, в профессиональном самоопределении. Согласно С.Л. Рубинштейну, существует 2 пути: адаптивная модель и модель развития. Первая характеризуется пассивной позицией подчинения, что приводит к нетворческой, безынициативной деятельности в будущем, в том числе и в профессиональной сфере. Второй путь основан на развитой рефлексии личности, самосознании, понимании важности и ценности общественного труда (сильная гражданская позиция). Человек с данной концепцией стремится стать творцом собственной жизни, активно развиваться, быть полезным обществу; ему свойственны творческие проявления.

В отличие от подростка, которому свойственно фантазировать и воображать абстрактные возможности будущего, перед юношей стоит реальная задача формирования и реализации жизненных планов. Рефлексивный юноша хорошо понимает, что, например, от выбора профессии зависит его будущая жизнь. Именно по этим причинам студенты зачастую меняют университеты, специальности, направления собственной деятельности.

Следует добавить, что в юношестве происходит значительное развитие личности, формируется мировоззрение (осуществляется это на базе поиска смысла жизни (в данный возрастной период преимущественно мыслительно, ввиду существующих ограничений)). Этот поиск смысла вызван размышлениями о своем жизненном предназначении. Растет самосознание. Юноша соотносит образ Я с существующими у него установками, поступками, стремлениями. ( ЭГО и Супер - ЭГО)

И.С. Кон полагал, что процесс становления образа Я проходит несколько этапов. Первый из них – «расплывчатое Я». «Юноши и девушки, переживающие стадию диффузного Я или «ролевого моратория», часто отличаются меньшей психологической самостоятельностью и повышенной конформностью, их моральное сознание не выходит за пределы обыденных, конвенциональных норм и представлений, а их межличностным отношениям недостает глубины, психологической интимности и устойчивости» [13] Согласно Эрику Эриксону, юношеский возраст – это ключевой период для приобретения чувства идентичности. Перед человеком встает задача объединения всего, что он знает о себе в рамках своих социальных ролей( студент, сын/дочь, друг, спортсмен) в единое целое. При удачном протекании этого кризиса, индивидуум обретает чувство идентичности, в ином же варианте развития юношу мучают сомнения относительно себя, своего места в группе, жизни, возникает неясность жизненной перспективы.

Однако с развитием самосознания формируются собственные, «осознанные» взгляды и представления, происходит дифференциация интересов. При этом, как известно, переход на данную ступень не является неизбежным. Далеко не каждый человек достигает высших этапов развития во всех смыслах. Здесь мы переходим к такому понятию, как «психологический возраст». Он определяется как стадия развития индивида в онтогенезе – объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная. Каждый психологический возраст, по Выготскому, характеризуется своей социальной ситуацией развития (специфические отношения между человеком и окружающей его действительностью). Соответственно хронологический, «календарный» возраст далеко не всегда соответствует психологическому.

Д. Марше установил 4 варианта формирования идентичности: еще не сложившуюся идентичность, «предрешенный» вариант развития; «проба ролей»; «зрелая идентичность». Первая характеризуется не прохождением через кризис, связанный с определением себя. Вторая может являться следствием неблагоприятных социальных условий взросления ( например: родители- алкоголики). В данном случае взросление и сформированная идентичность осуществляется под чужим влиянием, вынужденно. «Проба ролей» это период интенсивного поиска себя. Именно данный этап и является характерным для юношеского возраста. И, наконец, зрелая идентичность, характеризуется чувством собственной определенности. Данная ступень и является показателем успешного прохождения кризиса юношеского возраста. С этого прохождения и начинается самореализация.

Юношеский возраст – наиболее важный период развития, на который приходится основнойкризис идентичности.За ним следует либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в развитии – «диффузия идентичности».

Интервал между юностью и взрослым состоянием, когда молодой человек стремится (путем проб и ошибок) найти свое место в обществе, Э. Эриксон называл «психическим мораторием». Острота этого кризиса зависит как от степени разрешенности более ранних кризисов (доверия, независимости, активности и т.д.), так и от всей духовной атмосферы общества.

В процессе развития самосознания у подростков наблюдаются качественные изменения мотивов, которые характеризуются теперь большой устойчивостью. Многие интересы принимают характер стойкого увлечения.

В юношеском возрасте, по словам Л. И. Божович, по содержанию на первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненным планом ученика, его намерениями в будущем, его мировоззрением и самоопределением.

Значение для юношества имеет также опыт первой любви. Для данного возрастного этапа этот опыт принимает форму симпатии, увлечения, влюбленности или же форму дружбы-любви. Первая любовь во многом может повлиять на развитие личности, она является важным аспектом юности.

Интеллектуальное развитие в юности также претерпевает немалые изменения. Мышление становится более критическим, систематическим. Главная тенденция развития когнитивной сферы в юношеском возрасте может быть охарактеризована как продолжающееся развитие общих и специальных способностей детей на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда.

Продолжающееся в юношеском возрасте развитие абстрактно-логического мышленияпредопределяет появление не только нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности. Все чаще ребята начинают вести споры об отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают. Например, об устройстве мироздания. На уроках они часто пытаются вызвать учителя на разговор о философских проблемах, не имеющих ничего общего с темой занятия, от которых досадливо отмахиваются взрослые. Вероятно, такие «праздные» споры и «философствование» раздражают учителей и родителей. Но следует понимать, что эти отвлеченные рассуждения так же необходимы подросткам, как и ответы на бесконечные «почему?» дошкольникам.

Для многих детей абстрактная возможность кажется интереснее и важнее действительности, поскольку нет никаких ограничений, кроме логических.

Размышление и рассуждение становятся более полными, обобщенными. Если профессиональное самоопределение произошло сознательно, рефлексивно, то это ведет за собой и более сознательное отношение к обучению, учебной деятельности, ведь теперь умственное развитие осуществляется не просто на базе родительских установок, но и происходит за счет собственного понимания важности данного вида деятельности.

Интеллектуальное развитие ребенка при достижении им возраста, охарактеризованного как «юность», продолжается. «Однако граница между подростковым и юношеским возрастом настолько мала, что более целесообразным является объединение подросткового и юношеского возраста в один возрастной период» (Реан, психология человека от рождения до смерти).

Тем не менее, характеризуя развитие психических познавательных процессов в период юности, следует сказать, что в старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы школьников приобретают такие качества, которые делают их более совершенными и гибкими, причем развитие средств познания очень часто опережает собственно личностное развитие детей.

С завершением подросткового возраста и переходом в юношеский возраст отмечается прогрессирующее развитие теоретического мышления.Юноши уже мыслят логически и в состоянии заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они еще с большей легкостью, чем подростки, могут размышлять на нравственные, политические и другие темы.

Теоретическое мышление — один из видов мышления, который направлен на открытие законов, свойств объектов. Данный вид мышления обычно отличают от мышления практического.

Абстрактно-логическое мышление (понятийное) — вид мыслительного процесса, в котором используются определенные понятия, практически недоступные интеллекту детей более младшего возраста.

К старшему школьному возрасту дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них теоретического, или словесно-логического, мышления.

Одновременно продолжается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов.

Одна из особенностей юношеского возраста заключается в том, что широта интеллектуальных интересов часто сочетается в ранней юности с разбросанностью, отсутствием систематизированности взглядов и подходов, а также адекватной оценки своих возможностей. Многие юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и особенно умственных возможностей.

Вместе с тем в этом возрасте появляется немалое число безразличных, скучающих юношей и девушек, которым учеба кажется совершенно неинтересной по сравнению с воображаемой «подлинной» жизнью. Подобное явление отчасти может быть объяснено рутинностью и монотонностью учебного процесса в школе, не дающего простора индивидуальным способностям и инициативе учащихся. Кроме того, вероятно, некоторым ребятам не под силу сложная учебная программа, они не хотят учиться, а лишь формально «отсиживают» уроки.

Еще одной особенностью развития когнитивной сферы ребенка в юношеском возрасте является то, что умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении определенных умений и изменении отдельных свойств своего интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности, по определению Е. А. Климова, это «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности».

Многие исследователи (Коган Н., 1973) считают, что в познавательных процессах индивидуальный стиль деятельности выступает как стиль мышления, то есть устойчивая совокупность индивидуальных вариаций в способах восприятия, запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования информации.

Стиль мышления старшеклассника или юноши в значительной степени определяется типом его нервной системы. Например, старшеклассники с инертной нервной системой в условиях перегрузки учебными заданиями учатся хуже, чем обладатели подвижного типа нервной системы, так как не успевают за быстрым темпом преподавания.

Важным аспектом является также растущая потребность в общении, принятии. Она связана, в первую очередь, с необходимостью решения тех проблем, которые существуют на данном этапе. Зачастую их решение возможно лишь благодаря общению с окружающими, значимыми людьми. Юношеская мечта о любвивыражает прежде всего потребность молодого человека в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости. Юноша нуждается в понимании, естественно, что понимание проще найти у сверстника, который проходит те же изменения. Для них важной является искренность друг к другу. Однако ввиду того, что для каждого важным является решение собственных задач развития, возможных психологических конфликтов, сверстники нередко сталкиваются с напряженностью в отношениях. Можно сказать, что юношами движет жажда «самораскрытия», эта жажда и является первопричиной всех происходящих изменений, трудностей и особенностей данного периода.

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

При переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание молодого человека теряет свою эмоциональную напряженность и существует уже на спокойном эмоциональном фоне.

Общая направленность юношей и девушек на будущее создает благоприятные психологические основы для большей открытости подростков разнообразным переживаниям. Эстетические чувства, переживания, связанные с появлением новых видов деятельности, чувство влюбленности, радость творчества, большой интерес к миру чувств другого человека, особенно сверстника — все это обусловливает большую эмоциональную восприимчивость молодых людей, свойственную данному возрасту. Кроме того, в этом возрасте у подростков развиваются способности отдаваться переживаниям, рожденным новыми, прежде не испытанными впечатлениями.

В этом возрасте у юношей и девушек возникает и более точное регулирование чувств, в частности, более совершенное владение выражением своих чувств и настроений. Если подросток может скрывать свои переживания под личиной безразличия, то юноша умеет не только скрывать испытываемые им чувства, но и маскировать их. Так, взволнованность от встречи с небезразличным человеком он может маскировать ироническим смехом, застенчивость — развязными манерами и самоуверенным тоном, грусть — напускной веселостью.

Юношеский возраст чрезвычайно значим для развития эмоциональной сферы человека. Можно сказать, что это «критический» возраст, поскольку в это время закладываются основы эмоциональной жизни человека, которые станут фундаментом его эмоциональности в зрелые годы.

Юность — возраст специфической эмоциональной сенситивности. В этот период интенсивно реализуются и расцветают при благоприятных условиях все те потенции эмоциональности человека, которые заложены в его натуре. «Юношеская горячность», «юношеская пылкость» — не случайные слова, а выразительная характеристика особенностей эмоциональной жизни молодых людей в эти годы.

Сенситивность (от лат. sensus — чувство, ощущение) — характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. п.

В период ранней юности у молодых людей формируются основы эмоциональной культуры.

Эмоциональная культура включает в себя следующие основные черты:

1. Эмоциональная отзывчивость на широкий круг явлений, происходящих в общественной жизни, в сфере искусства, на проявления творчества, на мир моральных ценностей.

2. Развитая способность понимать, уважать и ценить чувства других людей, проявлять к ним внимание.

3. Способность сопереживать чувствам других людей, а также «входить» в мир переживаний героев произведений литературы и искусства.

4. Умение делить свои переживания с близкими.

5. Чувство ответственности за свои переживания перед собой и окружающими (Якобсон П. М., 1976).

Одним из существенных моментов становится формирование чувства взрослости,причем взрослости не вообще, а именно мужской и женской. Для эмоциональной жизни юности характерно не только переживание предметных чувств (направленных на определенное событие, лицо, явление), но и формирование у молодых людей чувств обобщенных (чувства прекрасного, чувства трагического, чувства юмора и т. д.). Эти чувства выражают уже общие, устойчивые мировоззренческие установки личности.

Потребность в автономии — потребность в обретении самостоятельности, независимости, свободы; желание принять на себя права и обязанности взрослого человека.

Поведенческая автономия — обретение независимости и свободы, достаточной, чтобы без внешнего руководства принимать самостоятельные решения.

Эмоциональная автономия — избавление от детской эмоциональной зависимости от родителей.

В юношеском возрасте впервые в самосознаниеосознанно входит фактор времени.Прежде всего с возрастом заметно ускоряется субъективная скорость течения времени. Эта тенденция, начавшись в юношестве, потом продолжается и во взрослом, и в пожилом возрасте. Развитие временных представлений связано с умственным развитием и изменением общей жизненной перспективы. Если ребенок живет преимущественно настоящим, то юноша – будущим. Подростки еще воспринимают время дискретно, оно ограничено для них непосредственным прошлым и настоящим, а будущее кажется буквальным, непосредственным продолжением настоящего. В юности же временной горизонт расширяется как вглубь, охватывая отдаленное прошлое и будущее, так и вширь, включая уже не только личные, но и социальные перспективы. Это связано с переориентацией юношеского сознания с внешнего контроля на внутренний самоконтроль и с ростом потребности в достижении.

Расширение временной перспективы означает также сближениеличного и исторического времени.У ребенка и подростка они не связаны. Историческое время ими воспринимается как нечто безличное, объективное. Дети могут знать хронологическую последовательность событий и длительность эпох, но тем не менее они кажутся им одинаково далекими и не связанными с их собственной жизнью. То, что было 30-40 лет назад, для 12-летнего, например, почти такая же древность, как и начало нашей эры, а 30-летний человек ему кажется старым. Для юноши же главным измерением времени становится будущее.

Вдобавок ко всему прочему, следует сказать о влиянии родителей на детей. Уже с первого года жизни ребенка отношения с миром являются социальными отношениями. В юношеском возрасте, в силу особенностей социализации, мы уже не можем испытывать уважения к родителям, учителям лишь на основании их социальной роли. Для юношей и девушек первостепенную роль в этом вопросе играет личность, которую представляет собой человек, пусть это даже собственный родитель. В данный возрастной период человек стремится к эмансипации от учителей, взрослых, родителей, если они не являются «значимыми другими». Здесь присутствует некая амбивалентность, заключающаяся в том, что юноша стремится к независимости во взглядах, убеждениях и т.п., но и одновременно к причастности, ориентиру в виде «значимого другого». В юношеском возрастесущественно обновляются мотивы общения. Происходит углубление и дифференциация дружеских связей на основе эмоциональной, интеллектуальной близости подростков. Разрушается внутригрупповое общение со сверстниками, усиливаются контакты с лицами противоположного пола, а также со взрослыми при возникновении сложных житейских ситуаций (Кон И. С, 1989).

Итак, под юностью понимается период развития человека, связанный с завершением подросткового возраста и протекающий до достижения физической, половой зрелости. Развитие познавательных процессов и особенно интеллекта в подростковом и юношеском возрасте имеет две стороны — количественную (подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем младший школьник) и качественную (сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает). Поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдаются именно в интеллектуальной сфере.

В конце этого возрастного периода человек обретает самоидентификацию, самостоятельность, осуществляет переход во взрослую жизнь. Для людей этого возраста характерен ряд особенностей: А) Изменение социальных ролей, интересов. В связи с этим происходит рост ответственности и обретение самостоятельности. Б) Ведущая деятельность – профессиональное самоопределение. В) Осуществляется формирование мировоззрения, происходит дифференциация интересов Г) Высокая потребность в общении, принятии значимыми людьми Д) Стремление к эмансипации, сепарации от когда-то имевших огромное значение учителей, родителей Е) Развитие критического мышления.

Центральное психологическое новообразование юношеского возраста– становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я».Это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, новой стадией развития интеллекта. Главное приобретение ранней юности –открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых.Юноши особенно чувствительны к своим внутренним психологическим проблемам, склонны переоценивать их значимость. Это легко подтверждается результатами стандартных личностных тестов. Например, при предложении дописать незаконченный рассказ дети и подростки чаще описывают действия, поступки, события, а старшие подростки и юноши – чаще мысли, чувства, внутренние проблемы персонажей.

Вопрос 33 (ПР). Психическое развитие в период молодости и значение этого периода в контексте жизненного пути человека.

Юность – не только возрастная, но и социальная категория. Следовательно, возрастные границы во многом зависят от действия социальных факторов. Может быть поэтому, авторы, живущие в других социально-экономических условиях, выделяли для нее различные возрастные рамки и давали разные названия. Так, К.Д. Ушинский считал молодежный период самым решающим и ограничивал его 16-23 годами. Д.Б. Бромлей признавал периодом поздней юности и ранней зрелости интервал от18 до 21 года. Б.Г. Ананьев называл этот период ранней взрослостью. В.В. Гинзбург полагал, что возрастные рамки у юности для мужчин и женщин несколько различны. В зарубежной психологии, например у Э. Шпрангера юношеский возраст продолжается у девочек с 13 до 19, у мальчиков – с 14 до 22 лет и является определенной стадией духовного развития. И если для 14-17 летних главная проблема – кризис, связанный со стремлением к освобождению от детских отношений, то у 17 – 21летних на первый план выступает кризис «оторванности», чувство одиночества.

Д.И. Фельдштейн полагает, что периоду юности соответствует возрастной отрезок от 16 до 18 лет; по мнению Е.Е. Сапоговой возрастные границы этого периода - 16-20 лет; Г.С. Абрамова считает, что юношеский возраст длится от18 до 22 лет; существуют и другие взгляды на возрастные рамки данного периода развития.

К началу этого периода юноши и девушки обычно достигают физической зрелости. Завершается период бурного роста и развития организма, наступает относительно спокойное время дальнейшего физического развития.

Мыслительная деятельность приобретает такой уровень развития процессов анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, который делает вполне возможной самостоятельную и творческую деятельность в различных областях. Познавательные интересы в юношеском возрасте приобретают широкий, устойчивый и действенный характер.

Повышается интерес к философско-этическим проблемам (чести, жизненной цели, счастья, долга, любви, дружбы). Значительное место в эмоциональной жизни в юношеском возрасте занимают чувства, связанные с интимной сферой отношений людей. «Развившееся тело, стремление Я к интегрированности с новой силой обостряет потребность (тоску) в поддержании реальности собственного Я, обладающего не только потенциальной, но и настоящей, правдивой, истинной, принимаемой другими людьми силой. Появляется готовность к установлению особого отношения с другими», - пишет Г.С.Абрамова об отношении, называемом дружбой. Юность характеризуется как период выраженных социальных потребностей. И потребность в друге, для молодого человека, это потребность в другом человеке, человеке близком и равном во всех отношениях.

В юношеском возрасте происходит профессиональное самоопределение человека. Можно сказать, что выбор профессии для большинства молодых людей является первым серьезным выбором в жизни. Чередниченко Г.А. и Шубин В.Н. пишут о том, что, выбирая профессию, молодые люди, по сути, выбирают свою социальную группу, стиль своей будущей жизни и «в конечном счете – всю жизнь. Молодые люди, как правило, отстаивают свое право на самостоятельное осуществление этого выбора. Вообще стремление к самостоятельности и независимости от родителей является характерной особенностью данного возраста. В.С. Мухина полагает, что в юности человек продолжает рефлексировать на свои отношения с семьей в поисках своего места в мире вообще и в самой семье в частности. Он проходит через обособление, отчуждение от всех тех, кого любил, от родителей. Это уже не подростковый негативизм, а часто лояльное, но твердое отстранение родных, стремящихся сохранить прежние непосредственные отношения с выросшим сыном или дочерью. Возможно, такая позиция по отношению к семье связана с внутренним стремлением молодого человека к осознанию и утверждению собственной индивидуальности, выработке собственного мировоззрения, возможно, в корне отличного от мировоззрения родителей (но это опять же не подростковый негативизм, а искреннее несогласие с родительским взглядом на жизнь). Центральной проблемой молодого человека является нахождение индивидуального, подлинно собственного отношения к социальной реальности, к своей культуре и к своему времени.

С началом индивидуализации связана рефлексия своих способностей как действительно своих способностей. Самосознание в этом возрасте приобретает качественно-специфический характер. Оно связано с необходимостью оценить качества своей личности с учетом конкретных жизненных устремлений. То есть, в отличие от подростка, который только пытается понять, какой он есть на самом деле, юноша способен сравнить себя-реального с тем, каким он хочет стать, и тем, каким он может стать. По мнению Д.И. Фельдштейна: «На основе самосознания развивается потребность в самовоспитании, направленном уже не только на преодоление тех или иных недостатков и развитие отдельных положительных качеств, но и на формирование личности в целом в соответствии с идеалами, складывающимися у юношей и девушек…»

В юношеском возрасте молодые люди впервые сталкиваются с экзистенциальным кризисом – кризисом смысла жизни. Вопрос о смысле жизни впервые остро встает именно в юношеском возрасте, т.к. именно для молодежи характерен отказ от традиций, обособление от родительской семьи, прежде задававшей основные цели существования. Поступление в школу также означало первое отделение ребенка от семьи и переход в социальную жизнь. Но все дети оказывались в одной и той же общественно предопределенной социальной структуре – школе. Правила школьной жизни, в свою очередь, задавали стереотипы поведения и взаимоотношений. И только, окончив школу, на пороге самостоятельной жизни молодые люди впервые оказываются предоставленными сами себе. Неизбежно встают вопросы о том, кем быть, каким быть и зачем быть.

«Задаваясь вопросом о смысле жизни, - пишет И.С. Кон, - юноша думает одновременно и о направлениях общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. Он хочет не только объяснить объективное, общественное значение возможных направлений деятельности, но и найти ее личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности: каково именно мое место в этом мире, в какой именно деятельности в наибольшей степени раскроются мои индивидуальные способности?»

Соответственно, мы можем говорить о том, что и профессиональное определение, и формирование самосознания, и мировоззрения, и построение принципиально новых межличностных отношений, впервые происходящие именно в юношеском возрасте, являются компонентами «задачи на смысл».

Правильный выбор профессии дает человеку возможность личностного вклада в свою работу. Юноша, выбравший специальность, соответствующую его интересам, уже на этапе профессионального обучения будет любить свою работу, таким образом, работа сможет наполнить жизнь человека смыслом.

Индивидуализация, построение собственного мировоззрения, осознание собственной активной роли творца своей жизни так же являются существенными «подзадачами» в поиске смысла жизни. Осознание человеком собственной ответственности за то, какой будет его жизнь, исключает какой-либо фатализм и дает ощущение свободы строить свою жизнь так, как человек считает нужным. Иными словами, молодой человек, чувствующий себя субъектом собственной жизни, сам ищет ее смысл и пытается этот смысл осуществить. Тогда как, молодой человек, полагающий, что в его жизни мало что зависит от него самого, считающий себя таким же, как и все вокруг, не имеющий своего собственного взгляда на жизнь, не сможет (и, вероятно, даже не будет пытаться) найти свой индивидуальный смысл жизни.

Кризис перехода к взрослости (18-20 лет) – «Отрыв от родительских корней».

Взрослость: молодость и зрелость.

Ранняя взрослость (молодость, «вхождение в зрелость») – 20-30 лет. Социальная ситуация развития – принятие на себя полноты ответственности. Ведущая деятельность: труд; максимальная реализация сущностных сил человека; спектр основных деятельностей – труд, семья, общение – остается постоянным, но изменяется их соотношение. Общение: круг общения, связанный с профессиональной деятельностью; освоение и реализация супружеских и родительско-детских отношений. Психологические новообразования: построение стратегии жизни; феномен акме; смысложизненные решения; новый уровень интеллектуального развития (способность самому формулировать проблемы, диалектическое мышление); материнство/отцовство.

Стадия ранней взрослости (молодости) характеризуется получением избирательного права, полной юридической и экономической ответственности, возможностью включения во все виды социальной активности. На этой стадии принимаются смысложизненные решения, выстраивается стратегия (стиль жизни), продолжается или завершается получение профессионального образования, осваиваются профессиональные роли и складывается соответствующий круг общения. Большинство людей образует собственную семью, появляются первые дети. Осваиваются и реализуются супружеские и родительские роли. Основные задачи и проблемы молодости (Г. Шихи): уточнение жизненных планов и начало их осуществления; поиски себя, выработка индивидуальности; окончательное осознание себя как взрослого человека со своими правами и обязанностями, выбор супруга и создание собственной семьи; специализация и приобретение мастерства в профессиональной деятельности.

Для ранней зрелости (от 18 до 25 лет) свойственно усиленное развитие психических функций (фронтальный прогресс). Характерны конструктивные, положительные сдвиги – «пики», или «оптимумы», внимания, памяти, мышления. В этом возрасте обнаруживается большое число оптимумов в развитии мышления и памяти.

У взрослого человека происходит качественное преобразование структуры интеллекта. Доминирующее место занимает обобщение на словесном материале. Новая возможная стадия развития интеллекта – способность самому ставить проблемы, достойные иногда усилий многих поколений.

Чтобы охарактеризовать когнитивное развитие после юности, некоторые теоретики используют понятия «диалектическое» мышление и самостоятельно выбранная позиция и ответственность, подразумевая качественную перестройку интеллекта. Под диалектической стадией в развитии мышления понимается способность обдумывания противоположных мыслей и синтезирование или интегрирование их, интеграции идеального и реального.

Социальная ситуация развития предполагает активное включение человека в сферу общественного производства, в сферу трудовой деятельности, а также в создание собственной семьи и воспитание детей. С внутренней стороны социальная ситуация развития в период взрослости определяется стремлением к самостоятельности, независимости, и, главное, отношением к ответственности.

В период взрослости ведущим типом деятельности является труд.

В период молодости развитие человека приобретает новый характер, так как больше не связано с заметным физическим ростом и быстрым приобретением новых когнитивных навыков. Развитие в этом возрасте определяется, преимущественно, по социальным и культурным ориентирам. Поскольку молодые люди прилагают все усилия, чтобы стать самостоятельными, экономически независимыми членами общества, они стремятся уйти от зависимости и нести ответственность за себя и других. По данным лонгитюдных исследований когнитивное развитие не заканчивается вместе с юностью, хотя нет полного согласия в вопросе о том, какие способности взрослых меняются и каким образом. Развитие диалектического мышления, ответственности и обязательности, гибкое использование интеллекта и развивающиеся смысловые системы – только некоторые из описанных когнитивных достижений, характерных для ранней взрослости. Многие теоретики при определении главных задач развития в период взрослости исходят из теории психосоциальных стадий Эриксона. По Эриксону, главными задачами этого периода являются упрочнение идентичности и установление близости. Близость выражается через установление интимных отношений, происходит выбор брачного партнера. Требования и обязанности родительства способствуют формированию взрослого человека.

Успешное совмещение работы и семейных обязанностей – одна из главных проблем ранней взрослости.

66.Особенности психического развития во взрослом (зрелом) возрасте. Кризисы зрелого возраста.

Зрелость — наиболее продолжительный период онтоге­неза, характеризующийся тенденцией к достижению наи­высшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности. Эта основная характеристика зрелого возраста определила интерес к этому возрасту представителей различных областей знаний, что обусло­вило развитие акмеологии — науки о периоде максималь­ного расцвета, личностного роста, высшего момента про­ явления духовных сил.

Социальная ситуация развития в период зрелости свя­за

Наши рекомендации