Оценка и учет результатов учебной деятельности.
Оценка – определение степени усвоенности знаний, умений и навыков.
Отметка- условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах и баллах.
Уровни усвоения знаний.
Уровень | Вид деятельности |
I | Восприятие, запоминание и возможность воспроизведения информации. |
II | Применение знаний в знакомой ситуации |
III | Применение знаний в новой незнакомой ситуации |
16. Самостоятельная работа обучающихся. Особенности самостоятельной работы обучающихся в медицинском вузе. Педагогические аспекты успешности самостоятельной работы.
Самостоятельная работа студентов (СРС) – это планируемая работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. СРС обладает огромным дидактическим потенциалом, поскольку, в её ходе происходит не только изучение учебного материала, но и его расширение, формирование умения работать с различными видами информации, развитие аналитических способностей, навыков контроля и планирования учебного времени.
Самостоятельную работу студентов подразделяют на аудиторную и внеаудиторную. Основными критериями качества организации самостоятельной работы студентов служат: наличие контроля качества самостоятельной работы и технические условия выполнения заданий.
Активация самомтоятельной работы студентов подразумевает не простое увеличение часов за счет сокращения аудиторных занятий.
Пять уровней самостоятельной работы.
1. Дословное и преобразующее воспроизведение информации.
2. самостоятельная работа по образцу.
3. реконструктивно – самостоятельные работы.
4. эвристические самостоятельные работы.
5. творческие (исследовательские) самостоятельные работы.
Пример внеаудиторной самостоятельной работы (формирование здорового образа жизни).
Уровень самостоятельной работы | Профессиональные компетенции |
1. уровень. Письменные ответы на вопросы. Определения понятий своими словами. 2. уровень. Составить глоссарий. 3. уровень. Составить тестовые задания 4. уровень. Написать эссе 5. уровень. Составить портфолио | Компетенции в сфере теоретических и методологических основ. |
3. уровень. Законспектировать специальную литературу. 4. уровень. Подготовить обзор по теме 5. уровень. Выполнить мини исследование. | Компетенции в сфере научно – исследовательской работы. |
3. уровень. Подготовить доклад. 4. уровень. Составить портфолио 5. уровень. Разработать программу здоровья. | Компетенции в сфере оказания практической помощи. |
17. Коммуникативная культура преподавателя. Проектирование занятий со студентами.
Под культурой речи подразумевается владение языковыми нормами произношения, ударения и словоупотребления, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствие с его целью и содержанием.
Речевые ошибки студентов следует тактично исправлять, но самым достойным примером является личная речевая культура преподавателя.
Современный русский язык содержит 120 тыс. слов. Средний человек употребляет 5-6 тыс. слов. Лексикон преподавателя составляет 10-12 тезисов, не считая терминологии. Богатая лексика и отличная ориентированность в научной терминологии сами по себе еще не создают ораторского искусства. Необходимо отобрать нужные слова и образовать точные фраз, верно и доходчиво выражающие авторскую мысль. При выполнении данных условий язык становится не только носитель информации и средство общения, но и источник эмоционального и воспитательного воздействия.
Оценочные критерии аудитории следующие: актуальность тематики, профессионализм; искренность, правдивость лектора; глубина анализа поднятых проблем; конкретность подхода к рассматриваемым вопросам; обоснованность, доказательность, убедительность; выразительность речи, остроумие; логика изложения материала.
В основу проектирования курса занятий со студентами положены принципы системности, информативности, наглядности и понятности.
Учебный текст строится на основе реферативно переработанных научных текстов системно изложенных.
В соответствии с назначением текста в языке сложились пять стилей изложения мысли: разговорно – обиходный; официально – деловой; художественно – литературный; публицистический; научный.
Научный стиль изложения информации должен обладать следующими свойствами: логика, доказательность, точность определений и формулировок, отсутствие разночтения, отсутствие эмоциональной окрашенности. Он характеризуется обилием научных терминов, допускает повтор слов в узком контексте, употребляется авторское «мы», опускается личное местоимение (что способствует объективизации научной информации), употребление страдательного залога.
Основной критерий оценки лекции - точность и ясность языка изложения, обеспечивающее адекватность смысла текста.
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования – это ускорение темпов развития общества. Работодатель оценивает не только уровень полученной квалификации, но и умение использовать накопленный опыт для приобретения новых компетенций. В этих условиях усиливается значение компетентностного подхода к подготовке специалиста. Внедрение компетентностного подхода в российском образовании обуславливается процессом интеграции мировой экономики и европейской системы высшего образовании, а также сменой образовательной парадигмы. Проектирование занятий со с студентами обязательно базируется на компетентносном подходе к обучению
Компетентность - способность действовать в ситуации неопределенности.
Компетенция - круг полномочий какого-либо учреждения или лица (в широком понимании);
- круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом, т. е. уровень образованности (в узком понимании);
- обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение учебной деятельности (в обучении).