Оценка и учет результатов учебной деятельности.

Оценка – определение степени усвоенности знаний, умений и навыков.

Отметка- условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах и баллах.

Уровни усвоения знаний.

Уровень Вид деятельности
I Восприятие, запоминание и возможность воспроизведения информации.
II Применение знаний в знакомой ситуации
III Применение знаний в новой незнакомой ситуации

16. Самостоятельная работа обучающихся. Особенности самостоятельной работы обучающихся в медицинском вузе. Педагогические аспекты успешности самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студентов (СРС) – это планируемая работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. СРС обладает огромным дидактическим потенциалом, поскольку, в её ходе происходит не только изучение учебного материала, но и его расширение, формирование умения работать с различными видами информации, развитие аналитических способностей, навыков контроля и планирования учебного времени.

Самостоятельную работу студентов подразделяют на аудиторную и внеаудиторную. Основными критериями качества организации самостоятельной работы студентов служат: наличие контроля качества самостоятельной работы и технические условия выполнения заданий.

Активация самомтоятельной работы студентов подразумевает не простое увеличение часов за счет сокращения аудиторных занятий.

Пять уровней самостоятельной работы.

1. Дословное и преобразующее воспроизведение информации.

2. самостоятельная работа по образцу.

3. реконструктивно – самостоятельные работы.

4. эвристические самостоятельные работы.

5. творческие (исследовательские) самостоятельные работы.

Пример внеаудиторной самостоятельной работы (формирование здорового образа жизни).

Уровень самостоятельной работы Профессиональные компетенции
1. уровень. Письменные ответы на вопросы. Определения понятий своими словами. 2. уровень. Составить глоссарий. 3. уровень. Составить тестовые задания 4. уровень. Написать эссе 5. уровень. Составить портфолио Компетенции в сфере теоретических и методологических основ.
3. уровень. Законспектировать специальную литературу. 4. уровень. Подготовить обзор по теме 5. уровень. Выполнить мини исследование. Компетенции в сфере научно – исследовательской работы.
3. уровень. Подготовить доклад. 4. уровень. Составить портфолио 5. уровень. Разработать программу здоровья. Компетенции в сфере оказания практической помощи.


17. Коммуникативная культура преподавателя. Проектирование занятий со студентами.

Под культурой речи подразумевается владение языковыми нормами произношения, ударения и словоупотребления, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствие с его целью и содержанием.

Речевые ошибки студентов следует тактично исправлять, но самым достойным примером является личная речевая культура преподавателя.

Современный русский язык содержит 120 тыс. слов. Средний человек употребляет 5-6 тыс. слов. Лексикон преподавателя составляет 10-12 тезисов, не считая терминологии. Богатая лексика и отличная ориентированность в научной терминологии сами по себе еще не создают ораторского искусства. Необходимо отобрать нужные слова и образовать точные фраз, верно и доходчиво выражающие авторскую мысль. При выполнении данных условий язык становится не только носитель информации и средство общения, но и источник эмоционального и воспитательного воздействия.

Оценочные критерии аудитории следующие: актуальность тематики, профессионализм; искренность, правдивость лектора; глубина анализа поднятых проблем; конкретность подхода к рассматриваемым вопросам; обоснованность, доказательность, убедительность; выразительность речи, остроумие; логика изложения материала.

В основу проектирования курса занятий со студентами положены принципы системности, информативности, наглядности и понятности.

Учебный текст строится на основе реферативно переработанных научных текстов системно изложенных.

В соответствии с назначением текста в языке сложились пять стилей изложения мысли: разговорно – обиходный; официально – деловой; художественно – литературный; публицистический; научный.

Научный стиль изложения информации должен обладать следующими свойствами: логика, доказательность, точность определений и формулировок, отсутствие разночтения, отсутствие эмоциональной окрашенности. Он характеризуется обилием научных терминов, допускает повтор слов в узком контексте, употребляется авторское «мы», опускается личное местоимение (что способствует объективизации научной информации), употребление страдательного залога.

Основной критерий оценки лекции - точность и ясность языка изложения, обеспечивающее адекватность смысла текста.

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования – это ускорение темпов развития общества. Работодатель оценивает не только уровень полученной квалификации, но и умение использовать накопленный опыт для приобретения новых компетенций. В этих условиях усиливается значение компетентностного подхода к подготовке специалиста. Внедрение компетентностного подхода в российском образовании обуславливается процессом интеграции мировой экономики и европейской системы высшего образовании, а также сменой образовательной парадигмы. Проектирование занятий со с студентами обязательно базируется на компетентносном подходе к обучению

Компетентность - способность действовать в ситуации неопределенности.

Компетенция - круг полномочий какого-либо учреждения или лица (в широком понимании);

- круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом, т. е. уровень образованности (в узком понимании);

- обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение учебной деятельности (в обучении).

Наши рекомендации