И коррекции действий и отношений воспитанников

В процессе накопления социального опыта, самоопределения ребенку нуж­но достаточно серьезное педагогическое «подкрепление». Такой цели служат специальные методы воспитания: они помогают детям совместно со взрослы­ми найти новые резервы своей деятельности, изменить линию поведения, по­верить в свои силы и возможности, осознать ценность своей личности.

1. Часто воспитателей беспокоит угасание у детей активности в той или иной деятельности, особенно учебной, настроение скуки, потеря общественного интереса к общим правилам, порядку, проявления безответственности. В этом случае на помощь может прийти один из самых результативных методов сти­мулирования деятельности воспитанников — соревнование.

Соревновательность заложена в самой природе психики человека. Даже ре­бенку свойственно сравнивать свои результаты с результатами сверстников, чтобы самоутвердиться в достигнутом. На этом механизме состязательности и строится метод соревнования. У соревнования как метода большие воспита­тельные возможности;

□ оно создает сильные эмоционально-ценностные стимулы, которые уси­ливают основные мотивы деятельности воспитанников, особенно если деятельность эта длительная и уже «потускнела» ее первоначальная при­влекательность;

□ соревнование может проявить совершенно неожиданные индивидуаль­ные способности воспитанников, которые в привычной обстановке не давали о себе знать;

□ соревнование сплачивает воспитанников, развивает дух коллективизма, укрепляет дружбу.

Но соревнование — «оружие обоюдоострое»: если оно методически неверно организовано, то может вызвать у детей стремление победить любой ценой, высокомерие, хвастливость, погоню за призами и наградами. Тогда возника­ет ложное товарищество (ради победы скрываются недостойные поступки), или начинаются ссоры и конфликты. Поэтому организация соревнования как метода воспитания требует соблюдения ряда важных педагогических условий.

□ Соревнование организуется в связи с конкретной педагогической зада­чей. Например, оно может выполнять роль «пускового механизма» в на­чале новой деятельности, к которой участников нужно привлечь, или поможет завершить трудную работу, снять напряжение.

□ Не все виды деятельности воспитанников требуют применения метода соревнования. В детской среде не должно быть соревнований во внешно­сти, хотя взрослые достаточно активно переносят в область воспитатель­ной работы конкурсы разнообразных «мисс». Совершенно недопустимо соревноваться в проявлении нравственных качеств: кто у нас самый доб­рый, самый вежливый, самый милосердный.

□ Особой методики требует соревнование в учебной деятельности. Здесь в качестве предмета соревнования нельзя выбирать отметки, переводить их в очки, считать отличников победителями, а слабоуспевающих учащихся проигравшими. Стоит помнить, что каждая учебная отметка конкретного ученика несет в себе огромное множество субъективных составляющих: интеллектуальные возможности, степень проявления способностей, ин­терес именно к этому предмету, его физическое состояние, настроение, отношение к нему учителя и др.

□ Соревнование как метод воспитания должно быть обставлено яркой ат­рибутикой: девизы, звания, титулы, эмблемы, призы и знаки почета. Из детского соревнования ни на минуту не должен уйти дух игры, товари­щеского общения.

□ Важны в соревновании гласность и возможность сравнивать результаты. Весь ход соревнования должен открыто представляться воспитанникам (например, на специальном стенде, в оперативных «листах гласности»), чтобы они сами могли видеть и понимать, какая деятельность стоит за теми или иными очками и баллами.

2. Важным методом коррекции деятельности и отношений воспитанников является поощрение. Этот метод призван в процессе воспитания выполнять очень значимые функции: одобрить правильные действия и поступки воспи­танников, поддержать и развить у них стремление действовать именно так, самоутвердиться в правильной линии поведения.

Воспитательный механизм метода поощрения строится на переживании ре­бенком радости, счастья, гордости, удовлетворения (собой, товарищами, сделан­ной работой). Если это помнить, то станет ясно, что форма поощрения, о кото­рой чаще всего пекутся взрослые, значит немного. Можно купить очень дорогой и желанный подарок, но так устроить ситуацию его вручения, что у ребенка не возникнет переживания радости и счастья. А порой короткая похвала, сделан­ная с ласковой улыбкой, или вовремя высказанная взрослым благодарность мо­жет стать моментом небывалого счастья для воспитанника, он навсегда запом­нит, за что его похвалили, и будет держаться этой линии поведения.

Секрет настоящих воспитателей еще и в том, что они обладают непререка­емым личным авторитетом. Дети попадают под обаяние их личности настолько, что никакие особые поощрения не нужны, достаточно взгляда, прикоснове­ния, обращения по имени, а поручение от такого воспитателя вообще воспри­нимается как особая награда.

3. Метод наказания нередко считается антиподом метода поощрения. Еще в недрах авторитарной педагогики сложилось представление, что в воспитательном процессе поощрения должны «уравновешиваться» наказаниями, иначе дети вы­растут заласканными и избалованными. Но многие выдающиеся педагоги-гума­нисты (И. Г. Песталоцци, Л. Н. Толстой, Я. Корчак, В. А. Сухомлинский), напро­тив, утверждали, что настоящее воспитание должно обходиться без наказаний.

Дети, пока вырастают, естественно, совершают множество ошибок. Тогда одним из них начинает казаться, что они глупые и неудачники, они опускают руки и отчаиваются, а другие изобретают способы скрыть свои ошибки. Вот здесь и нужен специальный педагогический метод, корректирующий обе эти позиции. В. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» объяс­няет слово «наказывать» как «дать наказ», то есть совет, в некоторых случаях — повеление, взыскание. В этом объяснении смысла слова «наказывать» ясно про­слеживается его педагогический механизм: указать ребенку на его ошибку, помочь осознать ее, признать свою вину, направить его к действиям, которые помогли бы исправить ошибку, а в некоторых случаях даже убедить, что без ошибок в жизни невозможно научиться ничему.

Понимая педагогическую природу наказания, воспитатель будет стремить­ся не к послушанию детей любой ценой, а к организации их активного пере­живания отношения к себе, своим поступкам, к организации действий по пре­одолению себя. Это, конечно, труднее, чем репрессивными мерами добиваться сиюминутной дисциплины и порядка.

Традиции авторитарного воспитания еще, к сожалению, сильны в нашей жизни и в среде педагогов, и в семьях. Одна из главных его традиций — прида­ние особого значения методу наказания, ограничение, открытое принуждение детей, стремление добиваться детского послушания как главного результата воспитания. И потому, что мы еще так плохо обходимся в воспитании без на­казаний, их организацию следует хотя бы демократизировать: сделать наказа­ния более гуманными, найти формы, не унижающие человеческое достоин­ство воспитанников. Здесь своевременными окажутся «Семь правил наказания» известного психотерапевта и педагога В. Леви50:

--------------

50 Леви В. Л. Нестандартный ребенок. М., 1983. С. 157-159.

1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психи­ческому.

2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».

3. За один проступок — одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки.

4. И еще одно важнейшее предупреждение: что бы ни случилось, не лишай­те ребенка заслуженной похвалы и награды. Даже если ребенок набезоб­разничал так, что хуже некуда, но в то же время защитил слабого, помог больному, за это надо его похвалить и поощрить, как он того заслуживает.

5. Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и нака­зывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учиты­вается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступ­ка ребенка в большинстве случаев достаточное наказание.

6. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определен­ных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормаль­ны , то их огорчение само по себе и будет наибольшим для него наказанием.

7. Не унижайте ребенка. Какой бы ни была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение его человеческого достоинства. Если ребенок особо самолю­бив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедли­вы, наказание подействует только в обратную сторону.

Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступ­ках больше ни слова!

При организации методов наказания и поощрения важна не столько форма выражения воспитателем своего недовольства поступком ребенка или удов­летворения им, сколько функционально-динамическая сущность метода, то есть те переживания, которые вызваны у ребенка действия воспитателя в ситуации поощрения или наказания. Это хорошо иллюстрирует известный эпизод из повести М. Твена о Томе Сойере: тетушка Полли наказала Тома и заставила его красить забор. Его занятие так привлекло приятелей, что они отдавали свои мальчишечьи сокровища за право прокрасить несколько досок забора. Редкий момент счастья, радости, признания и материального удовлетворения, кото­рый пережил Том, стал самым настоящим поощрением. Такую метаморфозу наказания обеспечила именно функционально-динамическая сторона воспи­тательной ситуации, которую не учла тетушка Полли.

Рассмотренные нами методы воспитания, бесспорно, не исчерпывают все­го их многообразия. Мы лишь попытались разобраться в общих характеристи­ках их системы, для того, чтобы педагогически грамотно решать частные зада­чи воспитательной деятельности, точно инструментовать воспитательное взаимодействие в целостном педагогическом процессе.

Технологии воспитания

Глава 7

Наши рекомендации