Изменение характера личных отношений воспитанников со взрослыми

Развитие взрослости происходит в условиях сотруд­ничества взрослого с ребенком в разных видах дея­тельности. При этом ребенку необычайно трудно по­делиться со взрослым своими настоящими пробле­мами, приоткрыть внутренний мир. Поэтому школьник часто пользуется «суперкодированием», в резуль­тате чего общение с ним становится сходным с раз­гадыванием шарад.

Рассмотрим ситуацию, возникшую на уроке.

Ситуация

— Ольга Ивановна, посмотрите, я правильно решаю? (Ученик третий раз за 10 минут подходит к столу учи­теля.)

— Ты ведь сам знаешь, Максим, что правильно. Сядь сейчас же на место и, прежде чем спросить, подни­май руку.

Учитель расценил неуверенность Максима и его по­требность в одобрении как нарушение дисциплины, заставил подчиниться требованиям и проигнориро­вал его чувства.

Психологи предлагают в таких ситуациях использо­вать эмпатическое слушание. Рассмотрим эту же ситуацию в случае применения учителем эмпатического слушания.

Ситуация

— Ольга Ивановна, посмотрите, я правильно решаю?

— У тебя есть сомнения в том, что ты делаешь?

—Угу.

— Расскажи, как ты решал. Как можно проверить, правильно ли ты решил?

Ученик рассказывает, каким способом он решал за­дачу, как делал проверку.

— Теперь ты убедился, что все делаешь правильно? Может быть, подобное реагирование покажется учи­телю непривычным и даже неестественным, ведь вре­мя урока не резиновое — некогда вести душевные разговоры. Гораздо привычнее сделать замечание. Однако при этом ученик останется наедине со своим переживанием, а материал урока все равно будет для него безразличен. В итоге у школьника постепенно усилится нежелание учиться.

Правила эмпатического слушания

1. Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах, освободить душу от соб­ственных переживаний и постараться отстраниться от готовых установок и предубеждений против этого ученика. Только в этом случае вы можете почувство­вать то, что чувствует ваш собеседник, «увидеть» его эмоцию.

2. Своей реакцией на слова школьника вы должны в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстрировать собеседнику, что его чув­ство не только правильно понято, но и принято вами.

3. Нужно держать паузу. После вашего ответа ученику необходимо помолчать. Помните, что это время при­надлежит ему, не забивайте его своими дополнитель­ными соображениями, разъяснениями, уточнениями. Пауза необходима человеку для того, чтобы разоб­раться в своих переживаниях.

4. Необходимо помнить, что эмпатическое слушание — не интерпретация скрытых от собеседника мотивов его поведения. Надо только отразить чувство ребенка, но не объяснять причину возникновения у него этого чув­ства. Замечания типа «На самом деле тебе хотелось бы, чтобы на тебя все время обращали внимание» не могут вызвать ничего, кроме отторжения и защиты, осо­бенно, если они произносятся в начале беседы, когда доверительная атмосфера еще не возникла.

5. В тех случаях, когда школьник возбужден, когда беседа складывается таким образом, что, перепол­ненный чувствами, он говорит не закрывая рта или же ему просто свойственно так разговаривать, а ваша беседа носит уже достаточно доверительный харак­тер, вовсе необязательно отвечать развернутыми фразами. Достаточно просто поддерживать ребенка междометиями, короткими фразами типа «Да-да», «Угу», кивать головой или же повторять его последние слова («эхо-реакция»).

6. Методику эмпатического слушания имеет смысл применять только в том случае, когда ребенок сам хочет поделиться какими-то переживаниями. Когда же он задает обычные вопросы, например спрашива­ет: «Вы не знаете, что означает то-то или то-то?» — или просто не хочет говорить с вами, применение эмпатического слушания невозможно.

Ситуации, в которых ученики мешают педагогу вести урок

В течение урока возникает масса ситуаций, когда уче­ники своим поведением мешают учителю вести урок. Чаще всего учитель использует следующие виды реа­гирования.

Предписывающие замечания

1. Приказы, команды, указания.

— Выплюнь сейчас же резинку!

— Прекрати вертеться!

2. Предостережения. Угрозы.

— Еще раз придешь без сменной обуви, будешь мыть пол в классе.

3. Нотации. Проповеди.

— Ты бы лучше учился, а не за девочками подгляды­вал!

4. Поучения.

— Книги, как известно, предназначены для чтения, а не для рисования.

5. Советы. Предписания.

— Девочки, обсудите ваши проблемы на перемене.

Подавляющие замечания

1. Обвинение. Осуждение.

— Когда в школе драка, я всегда знаю — это Павлов!

2. Обзывание. Насмешка. Стереотипизация.

— Вы скачете, как стадо диких обезьян!

3. Интерпретация. Анализирование.

— Ты написала это, чтобы показать свои недюжинные способности. Хорошо бы они распространялись и на орфографию.

4. Поощрение. Авансирование.

— У тебя достаточно ума, чтобы стать отличником.

5. Допрос. Расследование.

— Кто сделал дырку в глобусе, немедленно отвечай­те!

Наши рекомендации