Педагогическое требование в регулировании отношений педагогов и воспитанников

Решение вопроса о регулировании внутриколлективных отно­шений и сплочении коллектива связано с проблемой педагоги­ческого требования. Вот почему она заслуживает особого внима­ния. Это, по существу, проблема педагогического стимулирова­ния, большой вклад в разработку которого внес А.С.Макаренко. Он отмечал, что если "вы прямо, по-товарищески, открыто бу­дете требовать", то ученик будет знать, что вы относитесь к нему, как к человеку. Такая требовательность еще больше сплачивает коллектив, больше объединяет учителей и учеников1.

Такая требовательность, основанная на уважении личности воспитанника, — условие установления педагогически целесооб­разных отношений.

Все требования педагога по форме делятся на прямые и кос­венные. В косвенных уже не само содержание требования, а вы­зываемые им психические состояния учащихся становятся стиму-

1 См.: Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. Т. V. - М, 1958.

14 " ft "nunc...... Пштими!

418 Раздел IV. Основы технологии целостного педагогического процесса

Глава 21. Технология педагогического общения




Педагогическое требование в регулировании отношений педагогов и воспитанников - student2.ru лом или, напротив, тормозом тех или иных действий воспи­танников. Исследования А.Ю.Гордина показывают, что в работе одних педагогов преобладают одни, а других — другие формы косвенного требования. Условно по эмоционально-психологичес­кой направленности их можно разделить на три группы:

выражающие положительное отношение: просьба, одобрение, доверие;

выражающие отрицательное отношение: недоверие, осуждение, угроза;

совет, требование в игровой форме, намек, условное требова­ние.

Преобладание предпочитаемых (осознанно или бессознатель­но) педагогом форм требования во многом влияет на характер складывающихся отношений и их развитие. Чем шире и богаче "палитра" косвенных требований, чем выше их процент в общем числе, тем ярче и выразительнее мастерство педагога, тем ближе и дороже он детям и они ему.

Все требования можно разделить на позитивные, т.е. стиму­лирующие какие-то нужные педагогу действия учащихся, и не­гативные, призванные тормозить, прекращать те или иные неже­лательные действия. Там, где число запретов со стороны учителя возрастает, трудно ожидать хорошего к нему отношения учащих­ся. А.С.Макаренко считал, что найти чувство меры между актив­ностью и тормозами — значит решить вопрос о воспитании.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем специфика педагогического общения?

2. Каковы место и роль педагогического общения в структуре дея­тельности учителя и воспитателя?

3. В чем сущность коммуникативной задачи?

4. Каковы этапы решения коммуникативной задачи?

5. Назовите стадии педагогического общения.

6. Раскройте технологические приемы реализации основных стадий педагогического общения.

7. Что такое "стиль педагогического общения" и каковы его основ­ные признаки?

8. Дайте технологическую характеристику основных стилей педаго­гического общения.

)

9. Что понимается под педагогически целесообразными взаимоотно­
шениями?

10. Каковы условия и технологические приемы установления педа­
гогически целесообразных взаимоотношений?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. — М., 1989. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. — Яро­славль, 1989.

Березовик Н.А. Проблемы педагогического общения. — Минск, 1989. Добрович А.Б. Воспитателю о психогигиене общения. — М., 1987. Ильин Е.Н. Искусство общения. — М., 1988. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987. Леонтьев В.А. Педагогическое общение. — М., 1979. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. — М., 1984. Петровский В.А., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаи­модействие. — Ростов н/Д, 1993.

14*

Глава 22. Сущность и основные принципы управления пед. системами 421

Педагогическое требование в регулировании отношений педагогов и воспитанников - student2.ru Педагогическое требование в регулировании отношений педагогов и воспитанников - student2.ru Раздел V ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

Управление, труд руководителя — это творческий процесс, порой искусство всей системы действий.

Ф.Генов

Наши рекомендации