Методы стимулирования и коррекции действий и отношений воспитанников

В процессе накопления социального опыта, самоопределения ребенку нуж­но достаточно серьезное педагогическое «подкрепление». Такой цели служат специальные методы воспитания: они помогают детям совместно со взрослы­ми найти новые резервы своей деятельности, изменить линию поведения, по­верить в свои силы и возможности, осознать ценность своей личности.

1. Часто воспитателей беспокоит угасание у детей активности в той или иной деятельности, особенно учебной, настроение скуки, потеря общественного интереса к общим правилам, порядку, проявления безответственности. В этом случае на помощь может прийти один из самых результативных методов сти­мулирования деятельности воспитанников — соревнование.

Но соревнование — «оружие обоюдоострое»: если оно методически неверно организовано, то может вызвать у детей стремление победить любой ценой, высокомерие, хвастливость, погоню за призами и наградами. Тогда возника­ет ложное товарищество (ради победы скрываются недостойные поступки), или начинаются ссоры и конфликты. Поэтому организация соревнования как метода воспитания требует соблюдения ряда важных педагогических условий.

- Соревнование организуется в связи с конкретной педагогической зада­чей. Например, оно может выполнять роль «пускового механизма» в на­чале новой деятельности, к которой участников нужно привлечь, или поможет завершить трудную работу, снять напряжение.

- Не все виды деятельности воспитанников требуют применения метода соревнования. В детской среде не должно быть соревнований во внешно­сти, хотя взрослые достаточно активно переносят в область воспитатель­ной работы конкурсы разнообразных «мисс». Совершенно недопустимо соревноваться в проявлении нравственных качеств: кто у нас самый доб­рый, самый вежливый, самый милосердный.

- Особой методики требует соревнование в учебной деятельности. Здесь в качестве предмета соревнования нельзя выбирать отметки, переводить их в очки, считать отличников победителями, а слабоуспевающих учащихся проигравшими. Стоит помнить, что каждая учебная отметка конкретного ученика несет в себе огромное множество субъективных составляющих: интеллектуальные возможности, степень проявления способностей, ин­терес именно к этому предмету, его физическое состояние, настроение, отношение к нему учителя и др.

- Соревнование как метод воспитания должно быть обставлено яркой атрибутикой: девизы, звания, титулы, эмблемы, призы и знаки почета. Из детского соревнования ни на минуту не должен уйти дух игры, товари­щеского общения.

- Важны в соревновании гласность и возможность сравнивать результаты. Весь ход соревнования должен открыто представляться воспитанникам (например, на специальном стенде, в оперативных «листах гласности»), чтобы они сами могли видеть и понимать, какая деятельность стоит за теми или иными очками и баллами.

2. Важным методом коррекции деятельности и отношений воспитанников является поощрение.Этот метод призван в процессе воспитания выполнять очень значимые функции: одобрить правильные действия и поступки воспи­танников, поддержать и развить у них стремление действовать именно так, самоутвердиться в правильной линии поведения.

3. Метод наказаниянередко считается антиподом метода поощрения. Еще в недрах авторитарной педагогики сложилось представление, что в воспитательном процессе поощрения должны «уравновешиваться» наказаниями, иначе дети вы­растут заласканными и избалованными. Но многие выдающиеся педагоги-гума­нисты (И. Г. Песталоцци, Л. Н. Толстой, Я. Корчак, В. А. Сухомлинский), напро­тив, утверждали, что настоящее воспитание должно обходиться без наказаний.

При организации методов наказания и поощрения важна не столько форма выражения воспитателем своего недовольства поступком ребенка или удов­летворения им, сколько функционально-динамическая сущность метода, то есть те переживания, которые вызваны у ребенка действия воспитателя в ситуации поощрения или наказания.

Глава 7

ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ

Наши рекомендации