VIII. X а р а ктер и сти к а восприятия и интеллек туального развития.

Матрешка трехсоставная: задание приняла, сложила методом проб.

Матрешка четырехсоставная: задание приняла, действовал.'И неадекватно. Самостоятельно сложить матрешку не смогла. Иг обучилась. Неадекватность в складывании четырехсоставной ми трешки ребенком старше 5 лет может говорить об отставании в развитии. В связи с этим шестисоставная матрешка девочке не давалась.

Пирамидка: сложила без учета величины.

«Почтовый ящик»: в основном действовала силой, инопм переходя к пробам. Эти способы крайне несовершенны для дан ного возраста. Не обучилась. Во время обучения не понимала ми устной, ни жестовой инструкции.

Конструирование по образцу: анализа образца не осуществля­ет ни самостоятельно, ни с помощью взрослого. Не обучается.

Поскольку девочка показала крайне низкие результаты при! выполнении предложенных заданий, ей не предлагались склады

I иание разрезных картинок, невербальная классификация и счет.

'"Вместо этого ей был предложен выбор парных картинок по об­разцу. Девочка выбора не осуществила, накладывала все картин­ки друг на друга (стопкой), что является неадекватным дейст­вием.

IX. Выводы.

В раннем развитии ребенка обращает на себя внимание ха-жктер задержки развития прямостояния, нетипичный для умст-юнно полноценного ребенка со снижением слуха. Задержка пря-лостояния у глухого или слабослышащего компенсируется обыч-ю к 1 году 3 мес.— 1 году 4 мес. Ира начала ходить в 2 года мес. В 5 лет 6 мес. девочка еще плохо жует пищу, не одевается •амостоятельно, что также не характерно для умственно полно-К'нных детей. О возможном снижении интеллекта говорят так-ке неблагоприятный внешний вид ребенка (бессмысленная улыб-<а, слюнотечение), низкий уровень игры, очень плохое внимание, угсутствие самостоятельной деятельности, отсутствие реакции на |добрение. Девочка не оценивает неудачу. Девочка агрессивная, жсторможенная, неадекватная в поведении. В целом поведение )чснь трудное. У девочки сохранный слух (она воспринимает лспот на расстоянии более 6 м), однако при этом она совершенно ю имеет самостоятельной речи (не произносит не только фраз, но 1 отдельных слов). Девочка понимает жест, так же как и устную "чь, лишь в ограниченной ситуации.

Все задания девочка принимает, так как не оценивает своих Вможностей; однако при их выполнении либо действует неадек-Тно, либо пользуется чрезвычайно низкими способами. В целом Оверка сенсорной и интеллектуальной сферы, так же как и все 1нные обследования, указывает на снижение интеллекта.

X. Заключение.

Состояние слуха: слух сохранный.

Состояние устной речи: имеется ограниченное понимание об-Щснной речи, самостоятельная речь отсутствует. ' Интеллект: снижен.

• Рекомендуется обучение в дошкольном учреждении для детей |8рушениями интеллекта.

Па комиссию часто направляются дети, у которых снижение сллекта сочетается со снижением слуха. По «Типовому поло-|Нию о дошкольных учреждениях для детей с нарушениями уха» дети с дефектами слуха при снижении интеллекта на-пзляются в учреждения или группы для детей с дефектами ка при сниженном интеллекте.

|Три обсуждении результатов обследования детей следует от-ишчивать дефекты слуха и их последствия от речевых дефек-при сохранном слухе, т. е. разграничивать глухоту и туго­сть, с одной стороны, и различные виды алалий (сенсорную, |()|)пую и сенсомоторную) — с другой. Наиболее часты в прак-

И11ПЗ 38

тике случаи смешения тугоухости и алалии, так как слабослыша щие дети, имеющие незначительное снижение слуха, могут I определенных условиях производить впечатление детей с сохраи ным слухом. В то же время алалия — это отсутствие или недо развитие речи у детей при нормальном слухе и первичной сохрап ности умственных способностей'.

Необходимо также дифференцировать речевые и интеллек туальные нарушения.

В данной работе не обсуждаются медицинские противопоказа ния к направлению в дошкольные учреждения для детей с недо статками слуха и нарушениями интеллекта (эпилепсия, тяжельн соматические заболевания, психические заболевания и др.), ;; лишь показания и противопоказания, которые могут быть выян лены в процессе психолого-педагогического обследования.

ГЛАВА IV

Наши рекомендации