VIII. X а р а ктер и сти к а восприятия и интеллек туального развития.
Матрешка трехсоставная: задание приняла, сложила методом проб.
Матрешка четырехсоставная: задание приняла, действовал.'И неадекватно. Самостоятельно сложить матрешку не смогла. Иг обучилась. Неадекватность в складывании четырехсоставной ми трешки ребенком старше 5 лет может говорить об отставании в развитии. В связи с этим шестисоставная матрешка девочке не давалась.
Пирамидка: сложила без учета величины.
«Почтовый ящик»: в основном действовала силой, инопм переходя к пробам. Эти способы крайне несовершенны для дан ного возраста. Не обучилась. Во время обучения не понимала ми устной, ни жестовой инструкции.
Конструирование по образцу: анализа образца не осуществляет ни самостоятельно, ни с помощью взрослого. Не обучается.
Поскольку девочка показала крайне низкие результаты при! выполнении предложенных заданий, ей не предлагались склады
I иание разрезных картинок, невербальная классификация и счет.
'"Вместо этого ей был предложен выбор парных картинок по образцу. Девочка выбора не осуществила, накладывала все картинки друг на друга (стопкой), что является неадекватным действием.
IX. Выводы.
В раннем развитии ребенка обращает на себя внимание ха-жктер задержки развития прямостояния, нетипичный для умст-юнно полноценного ребенка со снижением слуха. Задержка пря-лостояния у глухого или слабослышащего компенсируется обыч-ю к 1 году 3 мес.— 1 году 4 мес. Ира начала ходить в 2 года мес. В 5 лет 6 мес. девочка еще плохо жует пищу, не одевается •амостоятельно, что также не характерно для умственно полно-К'нных детей. О возможном снижении интеллекта говорят так-ке неблагоприятный внешний вид ребенка (бессмысленная улыб-<а, слюнотечение), низкий уровень игры, очень плохое внимание, угсутствие самостоятельной деятельности, отсутствие реакции на |добрение. Девочка не оценивает неудачу. Девочка агрессивная, жсторможенная, неадекватная в поведении. В целом поведение )чснь трудное. У девочки сохранный слух (она воспринимает лспот на расстоянии более 6 м), однако при этом она совершенно ю имеет самостоятельной речи (не произносит не только фраз, но 1 отдельных слов). Девочка понимает жест, так же как и устную "чь, лишь в ограниченной ситуации.
Все задания девочка принимает, так как не оценивает своих Вможностей; однако при их выполнении либо действует неадек-Тно, либо пользуется чрезвычайно низкими способами. В целом Оверка сенсорной и интеллектуальной сферы, так же как и все 1нные обследования, указывает на снижение интеллекта.
X. Заключение.
Состояние слуха: слух сохранный.
Состояние устной речи: имеется ограниченное понимание об-Щснной речи, самостоятельная речь отсутствует. ' Интеллект: снижен.
• Рекомендуется обучение в дошкольном учреждении для детей |8рушениями интеллекта.
Па комиссию часто направляются дети, у которых снижение сллекта сочетается со снижением слуха. По «Типовому поло-|Нию о дошкольных учреждениях для детей с нарушениями уха» дети с дефектами слуха при снижении интеллекта на-пзляются в учреждения или группы для детей с дефектами ка при сниженном интеллекте.
|Три обсуждении результатов обследования детей следует от-ишчивать дефекты слуха и их последствия от речевых дефек-при сохранном слухе, т. е. разграничивать глухоту и тугость, с одной стороны, и различные виды алалий (сенсорную, |()|)пую и сенсомоторную) — с другой. Наиболее часты в прак-
И11ПЗ 38
тике случаи смешения тугоухости и алалии, так как слабослыша щие дети, имеющие незначительное снижение слуха, могут I определенных условиях производить впечатление детей с сохраи ным слухом. В то же время алалия — это отсутствие или недо развитие речи у детей при нормальном слухе и первичной сохрап ности умственных способностей'.
Необходимо также дифференцировать речевые и интеллек туальные нарушения.
В данной работе не обсуждаются медицинские противопоказа ния к направлению в дошкольные учреждения для детей с недо статками слуха и нарушениями интеллекта (эпилепсия, тяжельн соматические заболевания, психические заболевания и др.), ;; лишь показания и противопоказания, которые могут быть выян лены в процессе психолого-педагогического обследования.
ГЛАВА IV