К теме 13: Психология общения

Общение– это связь между людьми, в результате которой происходит

влияние одного человека на другого.

Коммуникация –обмен информацией в процессе общения. В некоторых случаях коммуникацию рассматривают как синоним общения.

Обратная связь -В теории коммуникации понятие «обратная связь» относится к ответу получателя на сообщение – кивок, подразумевающий понимание вопроса, быстрый ответ по электронной почте и т.д.

Коммуникативный барьер – все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее.

Социальная перцепция – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения. Человек осознает себя через другого человека посредством определенных механизмов межличностной перцепции. прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Идентификация –способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению.

Эмпатия– эмоциональное сопереживание другому человеку.

Аттракция (привлечение) - форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему.

Социальная рефлексия– механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается другими людьми.

Каузальная атрибуция – (от лат. causa — причина лат. attributio — приписывание) — приписывание причин действий другого человека в условиях, когда нет полной информации о действительных причинах его действий.
Стереотип ― привычные, упрощенные представления о других группах людей, о которых мы располагаем скудной информацией.

Интеракция ―система взаимно обусловленных действий, взаимовлияний партнеров по общению, направленных на изменения их мыслей, эмоций, установок, предпочтений и поведения и деятельности в целом.
Конфликт ―особая форма взаимодействия индивидов, групп, объединений. Конфликт возникает при несовместимости взглядов, позиций и интересов. Обладает как деструктивными, так и конструктивными функциями.

К теме 14: Социальная психология малой группы

Малые группы ― это немногочисленные по составу общности (не более нескольких десятков человек), члены которых объединены совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, внутренней структуры группы, групповых норм и групповых процессов.

Виды малых групп.
Первичные
Вторичные малые

Деление малых групп на:
-Формальные малые группы

-Неформальные малые группы

По длительности существования выделяются группы

-временные
-стабильные

По характеру и формам организации деятельности выделяют следующие разновидности малых групп:

случайно организованная группа

ассоциация

корпорация

коллектив

Команда

Групповая динамика ―каждая группа формируется и развивается по-своему. Вместе с тем в развитии различных групп могут быть выявлены некоторые общие закономерности.

Статусно-ролевая структура группы –совокупность отношений между индивидами, в основе которой лежат типичные способы поведения, предписанные, ожидаемые и осуществляемые участниками группового процесса в соответствии с занимаемой в группе позицией.

Социометрическая структура группы -это система предпочтений и отвержений, эмоциональных симпатий и антипатий между членами группы.

Коммуникативная структура группы ― совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и внешней средой, а также концентрация у них того или иного объема групповой информации.

Руководство и лидерство ―различение понятий «руководство» и «лидерство» связано с существованием в любой организации двух типов отношений — формальных и неформальных.

Групповое давление ―процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение индивида.
Конформизм -подчинение групповому давлению. Возникает в ситуации, когда в конфликте между мнением индивида и мнением группы индивидуальная позиция меняется в пользу группы.

Наши рекомендации