Игра как средство социально-нравственного и личностного развития детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
39.Условия, необходимые для качественного становления игры в условиях слуховой депривации. Для того чтобы обучение играм проходило полноценно и игры выполняли свою развивающую функцию, в детских садах должны быть созданы необходимые условия. Прежде всего важно осознание сурдопедагогами и воспитателями значения игры для психического развития детей с нарушенным слухом. Отношение к игре как второстепенной деятельности по сравнению с формированием речи, развитием слухового восприятия может привести к обеднению детского развития, ограничению способов познания окружающей действительности.Важно создать необходимые условия для игр детей в течение дня, предусмотреть их в режиме. Обучение играм происходит в различных формах: в свободной деятельности детей, на прогулках, на занятиях по различным разделам программы и на специальных занятиях по игре. В течение дня выделяется несколько различных отрезков времени для свободных игр, когда дети могут играть в знакомые игры по собственному выбору или с помощью воспитателя. В зависимости от количества времени игры могут быть дидактическими или сюжетно-ролевыми. На прогулке проводятся подвижные игры, в также игры с песком, снегом и другими природными материалами. Учитывая трудности спонтанного формирования игры, в детских садах для глухих и слабослышащих детей выделяются специальные занятия по игре. Время занятий в зависимости от года обучения распределяется между занятиями по обучению сюжетно-ролевым, дидактическим и подвижным играм. Организация занятий позволяет вести систематическую и последовательную работу по обучению играм. Важно, чтобы ни время свободных игр, ни время занятий не подменялось другими видами деятельности, не сводилось к отработке и заучиванию названий игрушек.Для того чтобы дети играли, необходимо иметь в группах достаточное количество игрушек. Подбор игрушек не должен быть случайным. Игрушки для повседневных игр должны располагаться на нижних полках стеллажей и быть доступны детям. Часть игрушек может располагаться в так называемых игровых зонах. Целесообразно в младших группах сделать таблички с названиями игрушек и расположить их рядом, это будет способствовать лучшему запоминанию названий игрушек и действий с ними. В старших группах можно иметь небольшие тексты, позволяющие детям развернуть общение в связи с игрой.Важнейшим условием обучения детей с нарушениями слуха играм является постоянное руководство со стороны воспитателя, которое в зависимости от возраста детей носит разный характер.С маленькими детьми воспитатель обыгрывает игрушки, показывает возможные способы их использования. В средней группе помогает детям подобрать игрушки для игр, вводит в игры детей предметы-заместители, показывает возможности роли. В старших группах его руководство заключается в проведении подготовительной работы, планировании с детьми игры, предложении варьирования сюжета и т. д. Для эффективного обучения игре важно, чтобы их тематика и содержание были тесно связаны с другими разделами программы: ознакомлением с окружающим, конструированием, трудом, изобразительной деятельностью, развитием речи. Взаимосвязь между разделами позволит обеспечить подготовку к играм: накопить необходимые представления, подготовить игровые атрибуты, уточнить речевой материал. Тесные связи могут быть установлены между игрой и развитием речи, когда проводятся игры-драматизации, требующие совместной деятельности сурдопедагога и воспитателей. Содержание игр также может стать материалом занятий по развитию речи, где дети составляют рассказы о играх, иллюстрируют их, подготавливают книжки-самоделки, что позволяет лучше усвоить речевой материал игр.
Проведение работы по обучению игре требует от воспитателей особого эмоционального настроя, свободного раскрепощенного состояния детей.
40.Особенности становления игровой деятельности детей с нарушением слуха.Развитие ребенка раннего и дошкольного возраста связано с формированием предметной, игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой деятельности, в процессе которых происходит познание предметов и явлений окружающего мира, отношений людей, развиваются речь и навыки общения, происходит зарождение личности человека. Полноценное формирование этих видов деятельности у детей с нарушениями слуха происходит в процессе целенаправленного воздействия на них.Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая вследствие ее неоспоримого значения для психического развития ребенка.У детей с нарушениями слуха предметная деятельность формируется преимущественно в дошкольный период детства (А. А. Катаева, 1977). Более позднее формирование предметной деятельности обуславливает запаздывание сроков формирования игры. Особенности формирования игры у детей с нарушениями слуха связаны также с задержкой в развитии восприятия и мышления, недостаточным уровнем воображения. Недоразвитие речи и ограниченность речевого общения негативно влияют на становление сюжетно-ролевой игры.Дошкольники с нарушениями слуха, как и слышащие дети, любят играть. Они стремятся в играх отразить те впечатления, которые получают благодаря наблюдениям за окружающей жизнью и участию в ней. Однако тематика их игр значительно беднее, с преобладанием в основном бытовых игр. Эти игры в случае отсутствия специального обучения длительное время носят предметно-процессуальный характер, и даже в старшем дошкольном возрасте не становятся подлинной сюжетно-ролевой игрой.
Играм глухих детей присуще педантичное отражение предметных действий вместо развертывания сюжета дети воспроизводят детализированные предметные действия. Не умея самостоятельно вычленить существенное, передать отношения людей, они воспроизводят элементы ситуации, не являющиеся основными для данной игры. Многократно повторяются одни те же игровые действия, особенно если они раньше были продемонстрированы взрослым. Подражание близким взрослым (маме, воспитательнице) часто становится целью действий ребенка при вхождении его в роль. Однако они копируют в игре лишь внешнюю сторону поведения, не вникая в его суть. 'Элемент подражания остается характерным для игр детей длительное время; они стараются точно, с подробнейшими деталями воспроизводить игры, продемонстрированные воспитателем в то время как слышащие дети тяготеют к внесению изменений, раз витию сюжета, фантазированию.Наиболее характерными для игр глухих детей являются труднымигрового замещения, т. е. возможности использования в игре предметов, которые в быту имеют другое назначение. Игровое заметим помогает ребенку осознать смысловое значение слова, ОТОЙТИ от конкретного значения. Введение предметов-заменителей связано с
развитием знакового символического способа мышления, опосредовано развитием воображения, мышления, речи. В самостоятельных играх глухие дети редко прибегают к использованию предметов в несвойственных им функциях.
Полноценная сюжетно-ролевая игра без специального обучения не формируется, и в старшем дошкольном возрасте у большинства детей наблюдаются процессуальные действия или игры, включающие элементы сюжета. У слабослышащих детей, пользующихся фразовой речью, как правило, уровень игры выше: в старшем дошкольном возрасте у них появляется сюжетно-ролевая игра, однако она не достигает уровня игры нормально слышащих сверстников.
41 Виды и содержание трудовой деятельности детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Одна из основных задач нравственного воспитания - воспитание готовности к труду, так как трудолюбие, потребность трудиться является одним из главных свойств личности человека. Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, познании собственных возможностей. Эго достигается благодаря решению двух групп задач: помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью (в освоении Структуры деятельности, приобретении трудовых умений и навыков); развитие личности ребенка в труде В структуре этих задач решаются и коррекционные задачи: развитие чувственной основы, формирование предметной деятельности, совершенствование моторных двигательных умений, осмысление последовательности действий для достижения результата, развитие познавательного интереса и т. д.
Все задачи реализуются комплексно в процессе различных видов детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, ручной и естественный, труд в природе. Содержание видов труда в свою очередь реализуется через разнообразные организационные формы: поручения (индивидуальные, подгрупповые, общие; кратковременные или длительные, постоянные или одноразовые); дежурства по столовой, уголку природы, занятиям от одного поручения к нескольким взаимосвязанным действиям, согласование действий, темп и качество выполнения, продолжительность дежурства); общий, совместный, коллективный труд (общий средняя группа, совместный и коллективный - старшая, подготовительная); специальные занятия и повседневная трудовая деятельность Общественная направленность цели труда, элементы самостоятельного труда ребенка, вступление во взаимодействие и в договорные отношения). Трудовое воспитание осуществляется с помощью ряда средств: собственная трудовая деятельность детей; ознакомление с трудом художественные средства .УСЛОВИЯ:создание эмоционально-положительной атмосферы, организация материальной среды и трудового оборудования;_учет нагрузки; учет индивидуальных интересов, склонность к тому или иному виду' труда для реализации личностно -ориентированной модели воспитания; формирование основ экономического воспитания); решение коррекционных задач (координация движений, развитие мелкой моторики, мышечной силы, ориентировка в предметах и способах их использования, познание свойств предметов, объектов в процессе их преобразований, планирование деятельности, выявление причинных зависимостей, элементы самоконтроля и самооценки, формирование сотрудничества и взаимодействия, развитие речи и так дапее. то есть все вставляет основу познавательной деятельности).