Как облегчить процедуру умывания
Воспитывая наших детей в «ходунковом» возрасте, в числе других целей мы преследуем устранение споров. Одно из главных испытаний для ходунка – дать умыть себя. Мы обнаружили способ превратить эту «пытку» в забаву и для мамы, и для ребенка. Есть детский стишок с такими строчками:
Вот сидит господин мэр.
Вот сидят двое его слуг.
Вот сидит петух,
А вот сидит курица.
Вот тут цыплята-малютки бежали,
Вот тут они кашу съели.
И на подбородке сели, сели, сели!
Мы пользуемся этой песенкой для игры – касаемся пальцем лица ребенка. Лобик – это «господин мэр», глазки – «двое его слуг», щечки – это петух и курица. Цыплята-малютки по носику «бежали» и, конечно же, ротиком «кашу съели». Последняя строчка звучит, когда вы легко касаетесь подбородка, на котором «цыплята сели, сели, сели». После нескольких повторов этой игры, которая доставляет ребенку большое удовольствие, можете напевать строчки и одновременно протирать ребенку лицо влажной салфеткой – в последовательности, соответствующей тексту. И вы, и ребенок будете при этом радостно хихикать, а лицо станет чистым. Многие родители, воспитывая ходунков, обзаводятся проблемами, потому что не способны мыслить по-детски. Если ваша цель – умыть ребенка любой ценой, дело кончится воплями ребенка и вашим, материнским, возмущением. Иногда вы даже можете наказать ребенка за непослушание, которого могли избежать, – рассмешив ребенка, вместо того чтобы обижать его.
Хныканье
Как может столь раздражающий звук, хныканье, исходить от столь прелестных маленьких человечков? Просьба, требование и укор одновременно, под аккомпанемент хлюпанья носом и всхлипов. Этот звук все набирает высоту, пока нытик не выдохнется (чего долго ждать) либо слушатель не утомится (что случается довольно быстро). Большинство детей часто хнычут в возрасте от двух с половиной до четырех лет, когда пробуют разными «голосами» привлечь слушателей и проверить свое воздействие на них. Почему дети проводят столь длительный эксперимент? Потому что нередко их воздействие звуками, голосом равносильно магии. В зависимости от аудитории дети могут перейти как к еще более раздражающим «пассажам», так и обрести способность заговорить чистыми голосами.
Вот способы предотвратить нытье. Отметьте, каковы ситуации, провоцирующие хныканье, и опережайте ребенка. Если ваша малышка начинает хныкать всякий раз, когда вы разговариваете по телефону, займите ее чем-то, прежде чем наберете нужный вам телефонный номер. Если хныканьем ребенок оповещает о том, что он устал, что ему скучно, то, меняя ситуацию, вы устраните хныканье. Часто ваша быстрая реакция на сигналы ребенка предупреждает его хныканье. Не допускайте того, чтобы ребенку приходилось такими способами добиваться вашего внимания.
Не давайте хныканью разрастаться. При первых звуках, напоминающих хныканье, скажите ребенку: «Перестань! Я не хочу слышать этот твой противный голос!» И уйдите, точнее, сделайте несколько шагов, затем обернитесь и произнесите: «Но я послушаю тебя, когда ты заговоришь приятным голосом». Или произнесите такую фразу: «Эта комната – не для нытья. Если тебе хочется хныкать, иди в другую комнату». Подавите хныканье в зачатке и потребуйте от ребенка изменить его звуковое «самовыражение» в лучшую сторону. Иначе вы рискуете тем, что хныканье измотает вас и вы сдадитесь: ваша терпимость только продлит вашу пытку, но не остановит хныканье. Но если ребенок поймет, что нытьем он ничего не добьется, он перестанет капризничать. Вы можете, в конце концов, дать ребенку то, что ему хочется, как только он вновь заговорит с вами своим обычным чистым детским голоском и вежливо попросит вас… Другой способ одержать победу над нытиком – сменить тему. Продолжайте разговор с ребенком и переключите его внимание на что-то иное, не менее интересное для него: «Ой, смотри, какой красивый цветок. Давай понюхаем его». Вы дадите понять ребенку, что его хныканье нисколько не трогает вас.
Если ребенок не унимается, передразните его – пусть услышит, как неприятен его голос; но остерегайтесь насмешничать над ребенком. Не прибегайте к этому приему, если и вы, и ребенок взбудоражены. Это надо делать спокойно. Захныкайте, обращаясь к ребенку: «Что тебе больше нравится: мамин кислый голос («Н-н-н-не хочу готовить ужин») или мамин приятный голос («Господи, как я устала; вот бы мне кто-нибудь помог»)?» Когда ребенок усвоит, что хныканьем он ничего не добьется (и когда он лучше овладеет речью), эти противные звуки навсегда останутся в прошлом.