Алгоритм приемов при проведении умывания

Организация питания детей.

Питание– один из компонентов режима дня.

Питаться дошкольники должны 4-5 раз в день через 3.5-4 часа в строго установленное время. Пища должна содержать все необходимые компоненты, все вещества должны присутствовать в пище в сравнительной пропорции.

Формирование навыков культурной еды: не торопиться, прожевывать, правильно держать столовые приборы, есть самостоятельно, жевать без шума, пользоваться салфетками.

Причины плохого аппетита и меры их устранения: состояние здоровья, нарушение режима дня, неправильное кормление, невосприимчивость к пище (аллергия), еда связана с неприятными переживаниями, новое блюдо для ребенка, наследственно-обусловленная форма снижения аппетита.

Нельзя во время еды: кормить насильно, наказывать едой, задабривать едой, ругать за случайно пролившуюся пищу, упрашивать.

Организация сна.

Значение сна: необходим для психического и физического развития (во время сна осущ. охрана НС), происходит восстановление работоспособности нервных клеток и затраченной энергии) недосыпание приводит к нервозам, снижается работоспособность организма, потребность аппетита, во сне происходит переработка полученной за день, если человек не спит, то 80 % теряется.

Требования:▲ необходимо учитывать температуру и особенности засыпания (сангвиник – сильный, уравновешенный подвижный тип НС, легкий быстрый переход от сна к бодрствованию; холерик – сильный, неуравновешенный тип НС, быстро просыпается, с трудом засыпает, с возрастом не спит днем; флегматик – инертный, уравновешенный тип НС, переход от сна к бодрствованию медленный; меланхолик – слабый тип НС, сон не глубокий, но спят больше, чем сангвиники); ▲ поза свободная; ▲ осуществляется контроль во время; ▲ возможно чтение сказки или колыбельной песни; ▲ постепенный спокойный подъем.

3. Понятие культурно-гигиенических навыков, их значение в жизни человека. Содержание культурно-гигиенических навыков у детей разных возрастных групп. Условия, особенности методики формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

КГН- это навыки, обеспечивающие умение содержать себя в порядке, среду окружения, вести себя в соответствии с правилами поведения, которое обеспечивает соц-ую адаптацию ребенка.

Выделяют 5 групп КГН:

1 навыки еды 2. навыки одевания и раздевания 3 навыки умывания, поддержания чистоты тела, одежды, обуви 4 навыки поддержания порядка в окружающей среде 5 взаимоотношения со взрослыми, сверстниками

Значение: ▲ обеспечение социальной адаптации, ▲ влияние на здоровье и обеспечивает заботу о здоровье других людей, ▲ влияние на художественно-эстетическое развитие, ▲ обеспечивает познавательное развитие, к старшему дошкольному возрасту даем некоторые медицинские знания о важности гигиены для здоровья, некоторые сведения об инфекционных заболеваниях, о вредных привычках и продуктах, о строении своего организма и правилах ухода за ним, ▲ обеспечивает физическое развитие.

Условия воспитания КГН: ▲ рационально организованная обстановка предметно-развивающаяся среда (оборудование должно быть удобным и доступным детям, в необходимом количестве), ▲ четкий режим дня, ▲ осознание детьми необходимости соблюдения гигиенических правил, ▲ руководство взрослых – использование методов и приемов – при режимных процессах, контроль, взрослый пример для подражания.

Методы обучения:▲ наглядные: демонстрация наглядного материала, видеофильмов, пиктограммы (схемы алгоритмов)▲ словесные: предварительная установка (мотивация действий), худ. слово(пословицы, потешки),объяснение, напоминание, вопросы, называние (свойства) , оценка▲ практические: упражнения, моделирование(с помощью картинок, пиктограммы)▲ игровые: сюрпризное внесение, игровые ситуации, дид. Игры «Наведем порядок», «Разложи последовательно», «Хорошо – плохо».

Выделяют 2 группы задач

1-я группа задач связана с механизмами НВ -формирование нравственного поведения;- форм-ие нравств-ых чувств;- форм-ие нравств-ых представлений;- форм-ие нравств-ых качеств;- форм-ие привычек поведения и практики поведения.

2-я группа задач временного характера отражает потребность общества в тех или иных людях

- восп-ие гуманности;- восп-ие коллективизма;- восп-ие качеств мужественности и женственности;

- восп-ие патриотизма;- восп-ие интернационализма;- восп-ие культуры поведения, коммуникабельность, предприимчивость, инициативность, самостоятельность, креативность

СРЕДСТВА: Группа художественных средств: Худ. литература, изобр. искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Природа: дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Собственная деятельность детей: игра, труд, учение, худ. деятельность. Особое место в этой группе средств отводится общению. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений. Атмосфера, в которой живет ребенок. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

принцип воспитания детей в коллективе

ПРИНЦИПЫ:

1.Принцип воспитывающего обучения. На протяжении дошк. возраста обучение остается воспитывающим, а воспитание – обучающим. 2.Принцип развивающего обучения. Идея развивающего обучения было предложена Л.С. Выготским: «Обучение должно идти впереди развития и вести его за собой». Он выделил зоны ближайшего развития(то что реб-к сегодня делает с помощью взрослого) и актуального развития (то что реб-к сегодня делает сам). 3.Принцип систематичности и последовательности. Предполагает, что усвоение уч. Материала идет в определенном порядке. Последовательность обучения заложена в общеразвив. программу.при планировании обучении педагог выделяет тему в учебном материале, устанавливает последовательность раскрытия, намечает методику работы, предусматривает связь нового материала с раннее усвоенным материалом. 4.Принцип доступности. Каменский: переходить от легкого к трудному, от известного к несзвестному, от изучения того, что близко к тому, что далеко. 5.Принцип наглядности. Зрительная информация воспринимается мгновенно. ПН соответствует основным формам мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное. 6. Принцип научности. Предусматривает, что мы даем научные знания доступные для детей, постепенно их усложняем.

7. принцип обучения на высоком уровне трудности обучение, оставаясь доступным должно быть сопряжено с приложением серьезных усилий. 8. Принцип осознания процесса обучения. Необходимость развития у ребенка рефлексирующей позиции на осознание слова «Я». Постоянно направлять внимание ребенка на элементарный анализ его деятельности. Ребенок видит свои достижения, укрепляет веру в собственные возможности. 9. Принцип учета возрастных и индивидуальных, половых особенностей.

11. Механизм нравственного воспитания. Методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, их характеристика.

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Механизм нравственного становления личности: Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания,на основе которых у ребенка будут складываться представленияо сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивыдля приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношениек качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства.Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении.Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания:

(знания и представления) + (мотивы) + + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + + (поступки и поведение) = нравственное качество.Данный механизм имеет объективный характер.Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности. Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.

методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования);

методы доверительного взаимодействия (метод уважения, педагогическое требование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации);

методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, к чувству,кволе и поступку).

В. Г. Нечаева выделяет две группы методов:

организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности);

формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок(беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). И к первой, и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.

В.И.Логинова предлагает объединить все методы в три группы:

методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);

методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа);

методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрения, наказания).

12. Воспитание основ патриотизма у детей дошкольного возраста. Задачи, средства, методы патриотического воспитания.

1.«Сущность патриотизма заключается в глубокой осознанной любви к Родине, преданности, в чувстве гордости за ее успехи и достижения, чувства горечи за неудачи, стремление сделать ее могущественнее и краше». – Сухомлинский В.

У детей дошкольного возраста закладываются основы патриотического воспитания.

Задачи ПВ: 1. Воспитание действенной любви к близким людям, работникам ДОУ, желания помогать взрослым и др.детям (с раннего возраста); 2. Воспитание действенной любви к природе. 3. Воспитание привязанности (любви) к родному дому, городу стране. 4. Приобщение к традициям и обычаям народа, страны и вызвать желание принимать в них участие. 5. Формирование «планетарного» мышления и толерантного (терпимого) отношения к людям земли.

Для осуществления задач ПВ необходимо опираться на СРЕДСТВА: художественные ср-ва (худ.лит-ра, музыка, разные виды искусства), природа, собственная деятельность, окружающая обстановка. Методика воспитания основ патриотизма. С.А.Козлова выделяет 3 блока ПВ. 1 блок – необходимо дать детям знания и представления о: а) близких людях, семье, сверстниках, себе; б) о дошк.учреждении, о собственном доме, об улице на которой он живет, районе, городе, стране и др.странах. О городе и стране ребенку необходимо знать название, символику, местонахождение, природа, о труде людей, особенности одежды, о культуре, о обычаях и традициях, знакомить с бытом, с достопримечательностями, на каком языке разговаривают, с людьми прославившими город, страну. 2 блок – необходимо сформировать отношение к стране, городу, людям. 3 блок – отражение своего отношения в поведении (знания и отношения отражаются в поступках, в деятельности.).

Методы ПВ. По Логиновой 3 группы методов нравственного воспитания. 1 – методы формирования нравственного поведения, 2 – методы формирования нравственного сознания, 3 – методы стимулирования чувств и отношений. В Методах ПВ в 1группу входит: приучение, воспитывающие ситуации, руководство взрослого, во 2группу – беседы, чтение лит-ры, убеждение и внушение, создание мотивации, пример взрослого, д/игры. В 3 группу – оценка, поощрение, пример взрослого, наказание, самоанализ, самооценка.

«Программа приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева. – Ознакомление с русским бытом, культурой через русскую избу.

«Наследие» - М.Новицкая, Е.Соловьева. Направлена на введение детей в традиции русской культуры. В программе 4 блока. 1 блок – «Круг событий» - детей знакомят с народным календарем, православным календарем, с земледельческим, календарем памятных дат. 2 блок – «семейный круг» - предусматривает освоение детьми культуры воспитания и традиций семьи, предполагает игровое общение в семье. 3 блок – «встанем в круг» - детей знакомят с народными играми. 4 блок – «круг чтения» - приобщение детей к ценностям родной культуры через худ.лит-ру.

13. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: понятие, компоненты культуры поведения. Особенности усвоения нравственных норм и правил детьми дошкольного возраста. Методика воспитания культуры поведения у дошкольников.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ дошкольника - совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в обществе, в разных видах деятельности.Понятие культуры поведения очень широкое. Оно включает внешнюю и внутреннюю культуру. Внешняя (манеры, внешний вид) и внутренняя культура (уважение к окружающим, чуткость, правдивость и др.) должны находиться в единстве.

В Содержание культуры поведения дошкольников входят следующие компоненты: 1.Культурно-гигинические Навыки и привычки. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви продиктована на не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих от ношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважений к окружающим. 2.Культура общения со взрослыми и сверстниками предусматривает выполнения детьми норм м правил общения, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Это наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение разговаривать лаконично, сохраняя спокойный тон. Не менее важно учить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему. Культура речи формируется на занятиях и в повседневной жизни, в разных видах самостоятельной деятельности.3.Культура деятельности проявляется в поведении детей на занятиях, в игре, в труде. Формировать у ребенка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение поддерживать в порядке рабочее место, где он работает, занимается, играет; привычку доводить начатое дело до конца, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Важный показатель культуры деятельности - естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение дорожить временем.

Условия, воспитания культуры поведения дошкольников:

1. Авторитет и культура воспитателей и родителей. Дети подражают поведению авторитетного воспитателя, переносят его во взаимоотношения со сверстниками. В поведении ребенка отражается также и культура родителей.2. Точное осуществление режима позволяет поддерживать у дошкольников уравновешенное состояние, своевременно переключаться от одной деятельности к другой, не допускать переутомления, чередовать время активной деятельности и отдыха. Точный режим позволяет сформировать стереотип поведения. Своевременное проведение режимных процессов предупреждает срывы в поведении, возникающие обычно во время утомляющего ожидания.3. Правильная организация обстановки, в которой находятся дети. Подбор игрушек, разнообразных материалов, пособий и оборудования, которые соответствуют возрасту детей, их интересам и содержанию знаний, умений и навыков, удобное размещение мебели, 4. Положительная эмоциональная атмосфера В детском саду и семье. Это атмосфера доброжелательности, разнообразной и активной содержательной деятельности детей, что воспитывает у детей стремление к занятости, организует их жизнь и отражается на формировании у них культуры поведения

Методы воспитания: разъяснение, показ, упражнение, напоминании, контроль, оценка, беседа, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, положительный пример, поощрение и наказание.

3 этапа :1.В раннем возр. И 1-2 мл.гр. Важно накопить множество единичных факторов упражнении детей в поощряемом взрос. поведении.Также важна практика поведения и полож. оценка

2.В средней группе восп. следит за самостоятельным выполнением правил, а в случае нарушения добивается своевременного исправления ошибок. Важным является предупреждение возможных нарушений, чему способствует напоминание правил .Необх. использ. Методику предвосхищения. Оценка взр.+ похвала, поощрение, чтобы ребенок чувствовал удовл .отсвоего хорошего поведения.

3 .В старшей -должны быть сформированы достаточно устойчивые навыки культуры поведения. Возрастает способность к произвольному поведению, что позволяет детям сдерживаться от нежелательных поступков, сознательно следовать установленным правилам. Формируются мотивы поведения. Воспитатель становится более требовательным к детям, добивается от них быстрого и точного выполнения правил.Реализует с помощью чтения литер. ,нравств. бесед ,худ.слово, проводятся уроки этикета ,д\и ,театр. игры. ,с\р .

14. Понятие, задачи трудового воспитания. Своеобразие труда детей дошкольного возраста. Виды и содержание детского труда в условиях дошкольной организации.

Труд это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Труду, как человеческой деятельности много внимания уделялось в народной педагогике. важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретич. и методич. взгляд на труд. детей. Большое значение труду придавали А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский. В первые годы после октябрь. революции проблема трудового воспит. стояла очень остро.

В 60-х годах 20 в. были предприняты первые целенаправленные исследования (З.Н. Борисова, В.Г. Нечава), которые позволили определить содержание систематического трудового воспит. и наметить в Программе детского сада подступы к трудовому воспитанию. Ведущим оставался тезис, что трудовое воспитание дошкольников осуществляется, только на основе ознакомления с трудом взрослых. С 1964 г. начинаются систематические, углублённые исследования проблемы трудового воспитания (Нечаева, Радина, Буре и мн. др.) Именно эти исследования дали ответ на вопрос о содержании, средствах, методах, формах организации труда и его роли в воспитании личности ребёнка дошк. возраста.

Отличия труда ребёнка от труда взрослого:

- Ребёнок не создаёт в своём труде общественно значимых материальных ценностей.- Труд дошкол. имеет общественное значение и носит воспитывающ. характер.- Труд удовлетворяет потребности ребёнка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми.

Так же отличит. особенностью является близость детского труда к игре. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру.

В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения, но это не профессиональные навыки. Труд ребёнка носит ситуативный, необязательный характер.

Главная задача трудового воспитания – формирование правильного отношения детей к труду. Эта задача может быть правильно решена, только на основе учёта возрастных особенностей детей.

Формируя у детей трудолюбие необходимо: учить ставить цель; находить пути и возможности выполнения цели; оценивать результаты труда.

Постановка цели: дети младш. дошк. возр. ещё не умеют ставить цель в труде. Эта способность у малышей развивается постепенно в процессе самообслуживания. Вначале цель ставит педагог. Старшие дошкольники сами ставят цель, выполняя повседневные обязанности. однако делают это только в привычных ситуациях. При изменении условий им следует показать. что нужно делать.

Мотивы труда: у младш. дош. ярче выражен интерес к внешней стороне труда. У старших всё большее значение приобретают мотивы общественного характера, которые проявл. как стремление сделать что-то полезное близким людям.

Планирование: планирование детьми трудовой деятельности имеет ряд особенностей: они планируют лишь процесс исполнения работы, не включая организацию; намечают лишь основные этапы работы, но не способы исполнения. Они не планируют контроль и оценки своей работы; словесное планирование отстаёт от практического.

Отношение к результату: младш. дошк. ещё не могут самостоятельно увидеть и оценить результат своего труда. Это делают взрослые при завершении труд. процесса. Старш. дошк. уже до начала работы интересуются зачем она нужна, кому предназначен результат. Изменяется и оценочное отношение к результату: формируются критерии оценки.

Виды детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной и художественный труд.

Средства трудового воспитания: собственная трудовая деятел. детей; ознакомлен. с трудом взросл.; художественные средства.

15. Основные формы организации детского труда в условиях дошкольной организации, их характеристика. Методы руководства трудовой деятельностью детей в разных возрастных группах.

Труд это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Выбор формы организации тр-ой деят-ти детей зависит прежде всего от:

1) возрастных и психофизиологических возможностей детей;

2) уровня трудового опыта детей;

3) конкретных восп-ых задач.4) содержания труда.

ТР. ПОРУЧЕНИЕ – возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников.

Особенности: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача; это наиболее простая форма организации тр. деят-ти дошк-ов. Поручения многообразны по трудности (простые, сложные), характеру выполнения (индивид-ые или совместные), времени исполнения (кратковр-ые, эпизод-ие, длительные).

Содержание: поручения детям мл-их гр. носят преимущественно инд хар-р: по просьбе восп-ля помочь вынести на участок игрушки и т. д.; В ср. гр. детям дают поручения полить комнатные растения, и др.; в ст. гр. восп-ль привлекает детей к выполнению самых разнообразных поручений, не входящих в обязанности дежурных, особое место занимают поручения – задания, рез-тат которых отсрочен во времени (посеять, посадить, постирать кукольное белье, и др.), даются поручения общественного характера (помочь детям мл-их гр)

ДЕЖУРСТВА - такая форма организации труда детей, в которой дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива.

Особенности: это более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей, требующая большей самостоятельности. В практике работы ДУ используется несколько видов дежурств, которые вводятся постепенно: по столовой (2-ая мл. гр.), подг. к зан. (ср. гр.), по уг. прир. (ст. гр.).

КОЛЛЕКТ-ЫЙ ТР. – общая тр-ая деят-ть, объединяющая сразу всех детей группы (уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника).

Условия:

I. Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необх-ый опыт работы в небольшом коллективе.

2. целесообразно делить их на несколько звеньев (до 4-х), каждому из которых предлагается какое-либо общее задание.

3 содержание общей работы включаются виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, 4. Трудом должны быть охвачены все дети.

Способы объединения детей в труде:

Тр. рядом – используется, начиная с мл. гр.; в работе каждый независим, это дает возможность ребенку действовать в ‘инд-ом темпе, а восп-лю – учесть его возможности, установить контакт с каждым ребенком; успешно решаются задачи формирования необходимых навыков, устойчивого внимания к делу, умение доводить его до конца;

Общий тр. – один из видов собственно коллект-ого тр., в котором дети объединяются общим заданием и обобщением результатов работы всех участников; Впервые может быть организован в средней группе имеет место во всех видах труда, организуется как общее поручение, дает возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда, Совместный тр., его особенностями являются:

А) наличие ряда послед-ных этапов (каждый ребенок вып-ет не все задание целиком, а какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же действия и всякий раз передает рез-тат своего труда следующему участнику, который продолжает работу дальше; при этом дети оказываются в зависимости друг от друга;

Б) неодновременное включение детей в процесс деятельности;

в) каждая из предложенных операций имеет некоторую законченность; представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками.

16. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников: задачи, средства, формы организации эстетического воспитания в условиях дошкольной организации.

Эстетическое воспитание— это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

Художественное воспитание –процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способности к художественному творчеству.

Художественная деятельность –это деятельность, в которой формируется художественный вкус, способности, а также навыки и умения художественной деятельности (пение, игры на детских музыкальных инструментах, навыки рисования, художественного чтения, танцевальные навыки и т.д.).

Задачи.В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи. Первая группа задач направлена на эстетическое отношение детей к окружающему: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, в поступках, искусстве; понимать прекрасное и безобразное; комическое и трагическое; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного (А.В. Запорожец, Т.А. Репина и др.). вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение рисованию, лепке, конструированию, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества (Н. Сакулина, Н. Ветлугина, Е. Флерина и др.).

Условия эстетического воспитания.Особое место в оформлении группы должно принадлежать изобразительному искусству: картинам, эстампам, предметам прикладного искусства. Это расширяет эстетические представления детей, создает основу понимания произведений искусства, доставляет художественное наслаждение, вызывает желание самому нарисовать узор, цветок, сделать красивую игрушку.

1. Среда: эстетика быта (вещи, игрушки, интерьер, внешний вид людей, речь, красота отношений).

2. Художественная деятельность: музыкальная, изобразительная, художественно-речевая.

3. Наличие произведений искусства: изобразительное искусство, музыка, литература, архитектура, театр.

Средства воспитания.

1. Эстетика быта: необходимо, чтобы дети освоили 3 правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту.

2. Природа: нужно любоваться и участвовать в поддержании этой красоты.

3. Искусство – изобразительное, музыка, литературное, архитектурное, театральное.

4. Художественная деятельность – должна носить воспроизводящий характер и творческий.

Виды художественной деятельности: 1. Музыкальная деятельность (песенное творчество – пропевание или придумывание мелодий, их воспроизведение; танцевальное творчество – сочинение движений, передача особенностей, характерных для персонажа; детские музыкальные инструменты – подбор песенок, попевок, передача ритмов, самостоятельное сочинение); 2. Художественно-речевая, театрально-игровая деятельность (театрализованные игры – разные виды театра, придумывание сказок, рифмы, стихи, обыгрывание сюжетов); 3. Изобразительная, конструктивная деятельность (нородно-декоративное искусство, различные материалы, фон, рисование фантастического образа, изготовление поделок).

Требования к организации развивающей предметно-пространственной

Среды

Требования определил В.А. Петровский:

· Статичность – подвижность среды

· Комплексирование и гибкое зонирование (центрирование) среды

Возможен следующий подход к организации среды, придерживаясь нежесткого зонирования:

Центр сюжетно-ролевой игры

Центр грамотности

Центр науки

Центр строительно – конструктивных игр

Центр математики (игротека)

Центр искусства

Спортивный комплекс

· Комфортность

· Открытость-закрытость

· Обеспечение гендерных (половых) различий

25. Подберите наглядный материал, который используется для обучения дошкольников порядковому счёту. С какого возраста начинается обучение детей данному виду счёта? Продемонстрируйте приёмы обучения порядковому счёту детей посредством выбранного материала. Назовите дидактические игры, используемые для совершенствования навыков порядкового счёта у детей.

1.Особенности наглядного материала: используется одна группа предметов, если однородный материал - то разного цвета или величины; если разнородный – объединенный общим понятием (животные…).

2.Программные задачи: в средней гр. - учить порядковому счету в пределах 5; употреблять порядковые числительные (первый, второй…), отвечать на вопросы «сколько», «какой по счету», «который»? В ст.гр. - то же, только до 10.

  • Алгоритм приемов обучения счету до 3:

o Игровая ситуация или сюрпризное внесение,

o рассматривание (кто это? какого цвета?)

o «Сколько поросят?»

o Показ образца порядкового счета

o Счет вместе с детьми (индивидуальный)

o «На каком по счету месте поросенок с синим (зеленым, красным) бантиком?»

o «Какого цвета бантик, у первого (второго, третьего) поросенка?»

o Работа детей с раздаточным материалом (те же вопросы, но с раздаточным материалом – разноцветные квадраты - платочки).

  • Подвести детей к пониманию, что от направления счета меняется порядковое место предмета. Для этого предлагается детям посчитать предметы, сначала слева направо, определить порядковое место предметов, посчитать справа налево, и снова определить их место в ряду.
  • Правило порядкового счета: договориться о направлении счета.

Д/и и упражнения:

«Расставь по порядку» - предметы разной величины, если это предметы одушевленные, то «Расставь по росту»;

«Что изменилось» - предлагаем детям закрыть глаза и меняем предметы местами, предварительно определив порядковое место предметов, назвать изменения;

«Чего не стало»;

«Встань по-порядку» - п/и;

Палочки Кюизенера – разложи по-порядку

Усложнения в работе с детьми в ст.гр.

ü То же самое, но увеличение количества предметов (до 10)

ü Зарисовка, заштриховка фигур (цветовая штриховка фигур одного вида), фигур разного вида: ■, ▲, █, ●.

ü Использование упражнений, связанных с ориентировкой от другого человека «Встань, как скажу» (2-ой встань справа от 4-ого - слева, спереди, сзади).

Таким образом, использование разнообразных упражнений позволяет закреплять навыки порядкового счета у детей.

26. Дайте характеристику универсального математического материала - палочек Кюизенера. Перечислите программные задачи, которые можно реализовать посредством их использования в обучении элементам математики старших дошкольников. Продемонстрируйте приёмы обучения.

Характеристика:

Комплект состоит из пластмассовых обьемных палочек 10 различных цветов и величины, обозначающих числа. Наименьшая палочка имеет длину 10 мм, является кубиком, соответствует числу один. В состав комплекта входят: белая - число 1; розовая - число 2; голубая – число 3; красная – число ;жёлтая – число 5; фиолетовая – число 6; чёрная – число 7; бордовая – число 8; синяя – число ;оранжевая – число 10. Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2, 4, 8 образуют "красную семью"; 3,6,9 "синюю семью". "Семейство желтых" составляют 5 и 10. Подбор палочек в одно "семейство" (класс) происходит неслучайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в "семейство красных" входят числа кратные двум, "семейство синих" состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета ("семейство белых") целое число, раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное"семейство".

В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.

Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной.

Программные задачи, которые можно решить с помощью палочек:Количественный счет, соотнесение числа и цвета (средняя, старшая группа)Дети осваивают умение соотносить цвет и число и, наоборот, число и цвет. Для этого в каждой игре, упражнении закрепляются название цветов и числовое обозначение. Например: «Покажи палочку 3 - какого она цвета?" "Найди розовую палочку. Какое число она обозначает?»Детям предлагается выложить числовую лесенку из определенного количества палочек. Сколько же ступенек в лесенке?Предлагается подобрать столько предметов, какое число обозначает палочка Порядковый счет (средняя, старшая группы) Предлагается построить лесенку или разложить палочки слева направо, определить на каком по счету месте палочка каждого цвета.Какая по счету белая палочка? (Если считать сверху вниз или слева направо). А какого цвета вторая палочка? Называние чисел в прямом и обратном порядке (старшая, подготовительная к школе группы) игра («Лесенка») Предлагается построить лесенку, назвать числа, шагая по лесенке снизу вверх (од

Наши рекомендации