Анализ процесса умывания детей

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Декан педагогического факультета

________________ / З. Н Козлова

«____» ________________ 2007г.

ПРОГРАММА

Учебной практики (ознакомительной)

для специальности 1-01 01 02 Дошкольное образование.

дополнительная специальность

1-01 01 02-03 Дошкольное образование. Иностранный язык (английский).

1-01 01 01-06 Дошкольное образование. Практическая психология.

Факультет педагогический

Кафедра специальных дисциплин дошкольного образования

Курс II

Семестр IV

Барановичи 2007

Разработана на основе типовой программы БГПУ им. М. Танка. — Минск, 2003.

С о с т а в и т е л ь : Кузьменкова Н. Г. — преподаватель

Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой специальных дисциплин дошкольного образования педагогического факультета БарГУ

Протокол № 13 от «21» июня 2007г.

Заведующий кафедрой К.С. Тристень

Одобрена методической комиссией педагогического факультета БарГУ

Протокол № 11 от «25» июня 2007г.

Председатель Н.А. Королева

ВВЕДЕНИЕ

Учебная практика (ознакомительная) в дошкольных учреждениях является первым этапом работы, которая обеспечивает единство теоретической и практической подготовки будущих специалистов дошкольного образования.

По учебному плану учебно-ознакомительная практика проводится на 2 курсе (IV семестр) на протяжении 10 дней (60 часов).

Ее целью является формирование у студентов целостного представления о воспитательно-образовательном комплексе современного дошкольного учреждения и воспитателе как главном субъекте воспитательного процесса в детском саду.

Задачи практики:

1. Изучение специфики труда воспитателя: функции и профессиональные обязанности воспитателя в группах дошкольного возраста.

2. Развитие умений вести записи наблюдений, обрабатывать, обобщать полученную в ходе наблюдений информацию, полно и правильно отражать ее в дневнике практики.

3. Овладение студентами средствами элементарной диагностики деятельности воспитателя, индивидуальных особенностей ребенка и особенностей группы.

4. Формирование умений наблюдения, анализа и оценки воспитательно-образовательного процесса в детском саду, его соответствия программным требованиям.

5. Формирование профессионального интереса к педагогической деятельности воспитателя детского сада и системы профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых воспитателю для выполнения своих функций в конкретной возрастной группе.

6. Овладение студентами способами и тактикой общения, обеспечивающими установление личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.

Содержание учебной практики (ознакомительной)

Дни Разделы и темы практики Содержание и формы учебной работы Управляемая самостоятельная работа студентов Формы контроля
1 день - 6 час Знакомство с дошкольным учреждением - базой педагогической практики. 1. Беседа с заведующей детским садом об особенностях организации работы, требования к трудовой дисциплине. 2. Знакомство с инструкцией по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах. 3. Экскурсия по дошкольному учреждению, знакомство с методическим кабинетом. 4. Распределение студентов по возрастным группам, знакомство с воспитателями, детьми. Изучение программы воспитания и обучения в ДОУ. Краткий конспект инструкции по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках.
2- день 6 час. Изучение режима дня данной возрастной группы (1 половина дня. - прием детей, утренняя гимнастика, игровая деятельность, прием пищи, прогулка, подготовка к обеду, обед,, подготовка ко сну, сон) Наблюдение и анализ:- условия созданные в дошкольном учреждении для проведения всех режимных процессов (наличие необходимого оборудования, соблюдение педагогических и гигиенических требований); - деятельность воспитателя, направленная на организацию и проведение режимных процессов (количество и содержание указаний, тон, характер словесных и наглядных приемов, используемых воспитателем, их результативность, реакция воспитателя на невыполнение детьми его требований); - проявление детей в процессе выполнения режимных процессов (знание последовательности этих процессов, активность, самостоятельность, контакты детей с воспитателем, помощником воспитателя; наличие негативных реакций, их причины; количество детей, запаздывающих с выполнением режима, причины); - наличие и характер взаимодействия в работе воспитателя и помощника воспитателя. Определить уровень сформированности культурно-гигиенических навыков.   Определить стиль общения воспитателя с детьми направленный на организацию и проведение режимных процессов.   Конспект утренней гимнастики, конспект проведения одного из режимных процессов в своей возрастной группе. Оформить записи в дневниках.
3 день - 4 час. Наблюдение и анализ режимных процессов во 2 половине дня (подъем детей после сна, закаливающие мероприятия, прием пищи, сбор на прогулку, прогулка, организация деятельности детей: трудовая, игровая, индивидуальная работа) Наблюдение и анализ режимных процессов во второй половине дня- последовательность режимных процессов, их содержание, структура; Сравнительный анализ с первой половиной дня.   Продолжить наблюдения за стилем общения воспитателя с детьми. Конспект одного из режимных процессов второй половины дня.
4 день - 6 час. Изучение и анализ особенностей организации и методики проведения прогулки в детском саду. Наблюдение и анализ: 1. Условия, созданные для проведения прогулки. 2. Особенности организации детей при подготовке к прогулке (подготовка и отбор игрушек, оборудования, руководство про-цессом одевания, длительность сборов на прогулку). 3. Структура прогулки, основные виды деятельности и их чередование, соблюдение двигательного режима. 4. Приемы руководства воспитателя деятельностью и поведением детей. Продолжить изучение стиля общения воспитателя с детьми, оформление записей в дневнике. Конспект проведения прогулки в своей возрастной группе.  
5 день - 6 час. Наблюдение и анализ организации учебно-познавательной деятельности детей. Наблюдение и анализ занятий в первой половине дня (занятия обычные или комплексные, творческие или занятия-игры, в зависимости от возможностей и условий, возрастных особенностей детей). Определение уровня сформированности учебно-познаватель-ной деятельности у двух детей группы в разных видах деятельности (по выбору) Два конспекта занятий для данной возрастной группы Оформление записей в дневнике.
6-7 день по 6 час. Наблюдение и анализ организации и руководства игровой деятельностью детей. (1 и 2 половина дня). Организация игровой деятельности детей в первой половине дня, во второй половине дня. - созданы ли в группе условия для организации игр; - в какие игры играют дети; - роль воспитателя в организации и руководстве играми; - какие задачи решал воспитатель, руководя играми детей. Определение этапа развития игры у дошкольников (по Д. Б. Эльконину) - 1 день Определение типа поведения и вида игр, встречающихся у детей вашей группы по классификации М. Партена (США)- 2 день. 1. Конспекты двух подвижных игр для детей данной возрастной группы. 2. Конспект дидактической игры для своей возрастной группы.  
8 день - 6 час. Оказание помощи воспитателю в организации и проведении режимных процессов в первую половину дня Организация и проведение совместно с воспитателем режимных процессов в первой половине дня (утренний прием, утренняя гимнастика, умывание, прием пищи, одевание, раздевание, организация сна). Самостоятельное проведение прогулки в первой половине дня; Составление конспектов по проведению режимных процессов в первой половине дня и прогулки. Изготовление наглядного материала или дидактических пособий для своей возрастной группы.
9 день - 4 час. Оказание помощи воспитателю в организации и проведении режимных процессов (2 половины дня). Организация и проведение совместно с воспитателем режимных процессов во второй половине дня :(подъем детей после дневного сна, закаливающие процедуры, прием пищи, одевание, прогулка, раздевание, умывание детей). Самостоятельная работа студентов-практикантов: а) проведение игры малой подвижности с использованием считалок (каждый студент работает с подгруппой детей) во второй половине дня. Составление конспектов по проведению режимных процессов во второй половине дня и игр малой подвижности. Оформление записей в дневниках.
10 день - 6 час. Выполнение исследовательского задания по определению стиля педагогического общения воспитателя с детьми. Наблюдение и анализ проявлений отношения воспитателя с детьми. Подведения итогов анализа взаимодействия воспитателя с детьми в течение педагогической практики. Подготовка к итоговой конференции Выставка пособий

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Вопросы для обсуждения и анализа занятия

1. Соответствует ли выбор задач для занятия требованиям программы и возможностям детей данной возрастной группы?

2. Соответствует ли структура и логика занятия программным задачам?

3. Каково развивающее значение и воспитательная направленность содержания занятия, методов и приемов его проведения?

4. Какова оценка степени активности детей на занятии; роль структуры занятия в обеспечении активности детей; приемы активизации детей?

5. Как осуществляется учет возрастных и индивидуальных особенностей детей?

6. Как сочетались на занятии формы фронтальной и индивидуальной работы?

7. В чем проявлялась самостоятельность детей во время занятия, чем она обеспечивалась?

8. Каков уровень сформированности учебной деятельности у детей данной возрастной группы?

Вопросы для анализа игровой деятельности

1. В какие игры играли дети в данной возрастной группе в течение дня? Какое время использовано детьми для игры? Каково разнообразие игр?

2. Какие воспитательно-образовательные задачи решались воспитателем в играх, возникавших по его инициативе?

3. Какие игры возникали по инициативе детей? Каковы их тематика и содержание? Какие задачи решал воспитатель в руководстве играми?

4. Какие условия созданы для игр в данной возрастной группе (рациональность подбора игрового оборудования и его размещение)?

5. Как планируется руководство играми? В чем своеобразие планирования руководства творческими играми?

6. Каковы ведущие игровые интересы детей данной возрастной группы?

7. На каком этапе (по Д.Б. Эльконину) находится развитие игры у детей вашей группы?

Анализ приема детей

1. Где проводится прием детей? Готова ли группа к приему, какой материал подготовлен воспитателем к приему детей?

2. Все ли дети идут с желанием в группу? Как воспитатель встречает детей, распределяет внимание на всех детей?

3. Чем заняты дети, как воспитатель организует детей для игры, о чем беседует с детьми, как воспитатель занимается с ними?

4. Как учитывается воспитателем содержание деятельности, которая будет проводиться в течение дня?

5. Имела ли место индивидуальная работа с детьми?

6. Какие приемы использует воспитатель для создания у детей радостного настроения?

Анализ процесса умывания детей

1. Подготовка к процессу умывания: лежит на месте ли туалетное мыло, у всех ли детей чистые полотенца?

2. Как воспитатель организует детей для умывания, сколько детей вместе идут умываться, чем заняты другие дети, которые ждут умывания, что делали после умывания?

3. Наличие у детей умений и навыков умывания, их соответствие программным требованиям.

4. Руководство процессом умывания со стороны воспитателя. Методы и приемы руководства.

5. Продолжительность процесса умывания.

6. Проводилась ли в процессе умывания словарная работа?

7. Индивидуальный подход к детям.

Наши рекомендации