Контроль и оценка знаний, умений и навыков

Систематический контроль и оценка знаний составляют обязательную часть педагогического процесса. Усвоение знаний обучаемыми проверяется на каждом занятии, наряду с этим проводятся специальные занятия, уроки по контролю и оценке знаний. Воспитательное значение постоянного контроля знаний очевидно: прививается трудолюбие, самостоятельность и ответственность, развивается способность к самообразованию, самосовершенствованию. Знание- совокупность понятий, теоретических сведений о рассматриваемом вопросе, объекте. Умение – возможность применения теоретических знаний к решению практических задач. Навык - формирование устойчивых, надежных форм проявления умений. Устный опрос самая простая и самая эффективная форма контроля знаний. Устная проверка знаний обеспечивает взаимосвязь, диалог учителя с учениками, прививает ученикам способности правильно излагать свои мысли, делать самостоятельные выводы, отвечать на вопросы и ориентироваться к проблемным ситуациям. Устный опрос проводится индивидуально, вызывая каждого ученика к доске, или, фронтально, проверяя по одному и тому же вопросу несколько учеников. Письменные формы контроля знанийдостаточно разнообразны: контрольные работы по теоретическим вопросам и по решению задач, физические диктанты, отчеты по результатам лабораторных работ, рефераты, ответы к тестовым вопросам и .т.д. Этот вид контроля позволяет проводить массовый контроль за короткое время по обширным, глубоким вопросам. На практике часто применяется текущая тестовая проверка (программированный контроль). Дается задание, содержащие 15 – 20 вопросов. Каждый вопрос снабжен 3 – 5 правдоподобными ответами. Каждый ученик в контрольном листе выбранный им правильный ответ обозначает знаком +. Проверку результатов программированного контроля можно облегчить. Для этой цели используется трафарет с вырезами в положениях правильных ответов и он накладывается на контрольный листок. Количество правильных ответов соответствует количеству знаков + в отверстиях трафарета. Теоретические и дидактические вопросы тестирования мы рассмотрим отдельно Уроки повторения проводятся в форме обзорных лекций, бесед, консультаций, решения типовых задач и обобщающих физических экспериментов. Повторения как закрепляющие занятия проводятся в конце изучения отдельной главы, раздела или в конце четверти. Повторение не должно быть механическим, копирующим пройденное, а должно содержать обобщающие сведения, структурно-логические схемы, дополнительные новые сведения. Комбинированный урок является многоцелевым, посвящается объяснению нового материала, решению типовых задач, выполнению физических экспериментов, проведению разных видов контроля, повторению и анализу вопросов для закрепления учебного материала. Комбинированный урок удобен для применения различных материалов, наглядностей, методов для интенсификации обучения, для апробации и показа новых методических разработок. В последнее время в общеобразовательных школах наряду с традиционными комбинированными занятиями часто практикуются специализированные виды занятий в виде лекций, семинарских занятий, физического и компьютерного экспериментов. Факультативные занятия являются формой и средством реализации дифференцированного обучения по способностям и интересам. Углубленное изучение современных разделов физики, профориентационная направленность осуществляются на факультативных занятиях, которые развивают творческие способности учащихся и их интерес к физике. Содержание факультативных занятий соответствует содержанию учебных программ и в отличие от них включает последние достижения науки и техники. Например, параллельно с разделом электродинамики излагаются на факультативе понятия плазмы, поупроводников, с курсом оптики – лазеры, понятия голографии и т.д. По программе факультативных занятий написаны специальные (на казахском и русском языках) учебники. С учетом требований профессиональной подготовки обучаемых и возможностей научно-технической классификации педагогического коллектива кроме общих факультативных занятий организуются и специальные факультативные занятия. Специальные факультативы предназначаются обычно подготовке учащихся к олимпиадам, к изучению дополнительных глав информатики и электроники. Самостоятельная работа по физике выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию. В перечень самостоятельных работ входят изучение нового материала, решение задач, выполнение лабораторных работ и написание реферата, компьютерное моделирование. Организация самостоятельной работы учащихся является главной целью учебного процесса, так как конечной целью обучения является приобретение навыков самостоятельного добывания знаний и саморазвития личности. Эффективными и надежными формами организации и контроля самостоятельной работы обучаемых являются учебные конференции и учебные семинары. Учебные конференции проводятся по расписанию в классе, или, в физическом кабинете. Обычно за учебный год планируются 1 – 2 конференции, которые посвящаются обширным вопросам, имеющим научно- технические приложения и достаточные литературные источники. Например, к числу таких тем учебных конференций относятся темы: “Физика и компьютерная техника”, ”Будущее энергетики”, ”Космонавтика и общество”. Планируется 5 – 6 докладов, их названия и фамилии докладчиков заранее вывешиваются в классе. На каждый доклад ученику дается 5 – 6 минут. Вопросы докладчику задаются после окончания доклада. В конце по всем докладам учитель делает общий вывод. Учебные семинарыпосвящаются обсуждению, обмену мнениями по конкретным темам. Семинар требует от учащихся более высокий уровень самостоятельности в работе, умение приобретать знания самостоятельно. Семинарские занятия по физике целесообразно посвящать обобщению техники решения однотипных задач. Например, по темам “Задачи на законы динамики”, ”Применение законов Кирхгофа”, ”Колебания и волны в опытах”. Можно установить типовые, обобщающие подходы к решению задач. Учитель должен обеспечить активность учеников в обсуждении выносимого вопроса на семинар. В отличие от учебной конференции во время доклада на учебном семинаре можно задавать вопросы, уточнять, высказывать свои мнения по содержанию доклада. Экскурсии- эффективный метод установления связи теории с практикой. Экскурсии по физике посвящаются ознакомлению учащихся с научно-техническими установками и производственными комплексами. В сельской местности можно выбрать мастерские, парк сельхозтехники, близлежащие строительные предприятия. Экскурсии проводятся 1 – 3 раза в течении учебного года. Результаты экскурсии могут быть использованы для подготовки докладов к учебным конференциям. Кружки по физике - одна из форм организации внеклассной самостоятельной работы учащихся. В кружок учащиеся записываются по своему желанию. Кружковые работы способствуют развитию творческих способностей учащихся, их интерес к научно-исследовательским работам, правильному выбору будущей профессии. Широко практикуются кружковые работы типичными названиями “Радиоэлектроника”, ”Информатика”, ”Техническое моделирование” и т.д. В общеобразовательных школах организуются и другие виды внеклассной работы по физике: олимпиады, конкурсы, по физике, викторины, творческие вечера, встречи по интересам и т.д





ФИЗИКА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА, СТРУКТУРА ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ Познание природы, формирование научного мировоззрения учащихся, идеи и пути реализации научно-технического прогресса основываются на достижениях физики. Поэтому физика как учебная дисциплина занимает ведущее положение в учебных планах общеобразовательных и высших школ. В общеобразовательных школах преподавание физики ведется в 6 – 11 классах. В специализированных физико-математических школах недельная учебная нагрузка по физике доходит до 5 – 6 часов. В высшей школе физика является обязательной дисциплиной для физико-математических, физико- технических, инженерно-физических, общетехнических, химических, биологических и других специальностей. В университетах физика как основа концепций современного естествознания преподается на гуманитарных, экономических, философских, социологических факультетах с целью формирования у студентов научных понятий о строении мира, о соотношении материи, сознания и религии, о закономерностях эволюции общества. Содержание учебной дисциплины постоянно расширяется и углубляется в соответствии с развитием ее научной основы. При этом отбирается фундаментальный и наиболее общий материал в самом простом виде. Элементарность и универсальность учебного материала является признаком научной глубизны изучаемого материала. Поскольку физика – наука о природе, содержание учебной дисциплины носит всеобщий характер для всех стран. Учебники высокого уровня содержания дисциплины могут быть написаны только специалистами в данной отрасли науки. В методической литературе широко известны опыты Московского физико-технического института, Новосибирского университета, Массачусетского технологического института по организации преподавания физики в непосредственной связи с работой научных коллективов. Структура содержания курса физики Последовательность изложения материала, соотношение уровней теоретических и практических знаний, глубизна межпредметных связей определяют структуру содержания курса физики. Как видно, определение учебной программы, т.е. перечня тем по разделам физики недостаточно для реализации оптимального процесса обучения физике. Необходимо постоянно совершенствовать основу и структуру учебной программы с учетом специфики цели обучения. Основными требованиями к выбору содержания курса физики являются обеспечение формирования фундаментальных понятий физики, изучение основополагающих теоретических и экспериментальных законов и методов физики, привитие знаний о технических приложениях физики. Объем и содержание учебного материала и соответствующая структура определяются учебной программой. Развитие научных основ и технических приложений физики требуют совершенствования учебной программы и методики преподавания физики, в результате чего систематически оптимизируется и структура курса физики. Эти изменения учитываются в новых учебниках физики, которые отбираются на конкурсной основе. О типовой структуре учебной дисциплины можно говорить относительно определенной программы, цели обучения. Анализ практики создания учебной и научной литературы показывает, что содержание изучаемого курса может иметь радиальную, концентрическую, ступенчатую структуры. Радиальностьструктуры курса физики означает последовательное, независимое изучение каждого раздела физики начиная от простых понятий и заканчивая сведениями о последних научных достижениях. При этом отдельные темы не повторяются. Преимуществом такого разбиения учебного материала является то, что каждое новое понятие, новый раздел физики вызывает познавательный интерес учащихся и отсутствие повторения материала позволяет экономить время, отведенное на обучение. Однако рассматриваемая структура дисциплины обладает серьезным недостатком: не учитываются возрастные особенности, уровень знаний обучаемых. Так, в 6 – классе изучают механику – первый раздел физики. Сложные вопросы механики, например, основы гидроаэродинамики и соответствующие научные проблемы невозможно понятным образом излагать ученикам младших классов. В то же время радиальную структуру могут иметь специальные курсы по новым научным направлениям, предлагаемые магистрантам, аспирантам, докторантам. Радиальная структура курса физики схематически изображена на рис. 1.

Концентрическая структура, схема которой показана на рис.2, свободна от недостатков радиальной структуры. Отдельные разделы физики изучаются повторно, на разных этапах. В общеобразовательных школах на первом этапе (6 – 7 классы) описываются физические явления, объясняются основные понятия, термины. В 8–11 классах физические закономерности описываются более глубже, для количественного анализа явлений используются математические формулы. Каждый этап изучения дисциплины можно изобразить замыкающей окружностью, тогда множество этапов образует концентрические круги. Концентрическая структура, в отличие от радиальной, учитывает возрастные возможности учащихся усвоения знаний. Однако на разных этапах обучения неизбежно повторение многих вопросов, вследствие чего теряется время и снижается познавательный интерес учащихся к дисциплине.

Ступенчатая структура (рис.3) включает преимущества как радиальной, так и концентрической структур. Некоторые темы, разделы дисциплины изучаются по радиальной, некоторые по концентрической структуре. Такой комбинированный подход способствует эффективному использованию учебного времени и поддержанию познавательного интереса учащихся к дисциплине. Современные учебники общеобразовательных школ имеют, как правило, ступенчатую структуру. Приведем примеры использования ступенчатой структуры содержания в учебниках физики. Законы Паскаля, Архимеда излагаются только в учебнике для 6 – 7 классов. Закон Ома для участка электрической цепи изучается в 8 – классе, и этот же закон для полной цепи в более общем виде рассматривается в 10 классе. Также свет, его природу в средней школе изучают в два этапа, а понятия квантовой физики – только в старших классах.

Наши рекомендации