Вербальный и невербальный раппорт с трудноуправляемыми учениками.
1. Выявите учеников более или менее неуправляемых стандартной системой дисциплины (обычно это правополушарные ученики).
2. Опишите поведение учеников этой категории.
3. Действуя в неавторитарной ситуации (в холле, во время отдыха), найдите 2-3 позитивные темы, интересные для учеников. Запишите их. '
4. В ситуации обучения и переобучения “приправляйте” свою речь словами, фразами из интересных для учеников областей, чтобы сохранить их внимание. Выпишите примеры, как вы это сделали.
5. Запишите, возрастало ли внимание учеников.
Поскольку невербальный уровень наиболее эффективен, проиллюстрируем как вербальное, так и невербальное присоединение. Качественное присоединение характеризуется тем, что ученик не осознает, что вы отражаете его психологию и поведение.
Выберите трудноуправляемого ученика и проведите присоединение:
1. Найдите интересную для него тему.
2. Определите модальности и их последовательность при обсуждении интересующей его темы. (За помощью вернитесь назад к “Стратегии извлечения”.)
3. Отклонитесь от интервьюирования и поболтайте, используя аналогичную последовательность модальностей. (Наблюдайте нейрологические индикаторы.) Запишите использованные вами предложения.
4. Убедитесь, что вы постепенно и качественно отражали тело другого человека. Запишите, какие аспекты невербального поведения вы отражали.
5. Опишите развитие раппорта.
ПОЗИТИВНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ.
Позитивное подкрепление (поощрение, так называемое “поглаживание”) часто дает лучший эффект в дисциплинировании, чем негативное подкрепление (выговор). Например, учитель перед проектором призывает учеников смотреть на экран. Он благоразумно помещает Сэма (самого кинестетического ученика) впереди, чтобы удержать его в работе, используя различные способы выравнивания его неуместного поведения. Сэм работает примерно 30-40 секунд, и учителю приходится вмешиваться каждые 60-90 секунд для очередного замечания. Если' же учитель дает периодически позитивное подкрепление (жестами, взглядом, прикосновением), продолжительность времени вовлеченности Сэма в работу возрастает. На практике вам помогут следующие упражнения:
1. Опишите ученика, демонстрирующего неуместное поведение.
2. Проведите обычное дисциплинированно.
3. Как долго ученик остается в работе?
4. Выполните шаг 2, а затем похвалите ученика за то, что он работает, не отвлекаясь.
5. Возросла ли продолжительность работы без отвлечения? Запишите свои наблюдения.
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ДИСЦИПЛИНИРОВАНИИ.
Почему нам желательно усилить невербальные сообщения при дисциплинировании (когда мы хотим бороться с отвлекающим поведением)? 1. Правое полушарие более чувствительно и быстрее реагирует, чем левое. 2. Чтобы избежать перегрузки аудиального канала учеников.
Потренируйтесь в классе. В течение б дней попробуйте прерывать отвлечение ученика невербально. Причем первые 2 дня используйте визуальные сигналы (без прикасания и издавания звуков). Например, посмотрите с нахмуренными бровями, руки в карманах. Затем 2 дня используйте только кинестетические сигналы, а последние 2 дня -аудиальные сигналы. Это самое трудное, поскольку невербальное аудиальное сообщение передается посредством силы голоса, тембра, паузы, - всего, что слышится помимо слов. Запишите все, что вы делали, и результаты этого.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖЕСТОВ ДЛЯ СИМВОЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ. .
Мы знаем, что чем младше ребенок, тем он кинестетичнее и лучше научается посредством мышечной памяти. Это позволяет нам использовать набор жестов учителя и повторение их учениками вместе с усвоением содержания.
Например, учитель обучает класс четным и нечетным числам. Он опускает левую руку вдоль тела и спокойным голосом говорит:
“Один”. Качая правой рукой, он гораздо громче говорит: “Два”. Продолжая так же с другими числами, он обучает учеников использовать символические жесты.
Подобная методика подходит для младших школьников, а дальше можете переходить к широкому использованию демонстраций.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДИКАТОВ.
Когда ученики слышат используемые учителем кинестетические предикаты (в противоположность визуальным и аудиальным), то их тела активируются. С активированием тела СЛЫШАНИЕ качественно ухудшается. Когда учитель говорит: “Возьмите книгу и откройте ее на странице 33”, - слова “возьмите...” будут побуждать учеников взять с парт свои книги. Но они могут не услышать номер страницы, и учитель будет вынужден повторить. Можно избежать этого. По мере возможности употребляйте кинестетические предикаты в конце предложений: “На странице 33 вашей книги вы найдете задание...”.
ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ТРЕВОГИ.
Когда мы сообщаем информацию для осмысления, а затем демонстрируем результат, то кинестетики испытывают замешательство, поскольку они не могут “видеть” движение информации от одной части к другой. Информация для них появляется, исчезает и появляется вновь в другом виде. Если убрать эту область исчезновения, то кинестетик в классе испытает облегчение. Лучше покажем это на примерах:
Мы просим ученика определить подлежащее и сказуемое в предложении, выписывая их справа в колонке, соответствующей каждой категории.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПОДЛЕЖАЩЕЕ СКАЗУЕМОЕ
(исчезновение
Мальчик бежит, информации) мальчик бежит
(появление (появление упорядоченной
информации) информации)
Если ученику предоставить возможность определять подлежащее и сказуемое в активном предложении, использовать при этом пространственные ключи (подлежащее обычно перед сказуемым), он гораздо лучше справится с заданием.
Кинестетические ученики имеют более низкие оценки при работе с тестами, когда на карточке, в вопроснике, на дисплее компьютера нужно (не вдаваясь в процесс “как”) выдать ответ (“да”, “нет”, число или номер ответа). Это для них - максимальное проявление “исчезновения” информации. Гораздо лучше для кинестетика, если он может описать свой ответ.
Когда мы прерываем читающего вслух ученика, делая комментарий, а затем возвращаем его к тексту, кинестетик со слабой способностью к визуализации бывает фрустрирован (испытывает тревогу, замешательство), пытаясь найти место, где его прервали.
Сложно для них превращение дроби в десятичное число:
4/5.........................................0,8
появление ИСЧЕЗНОВЕНИЕ появление в новом виде
Особенно если мы используем только доску или экран. Для кинестетиков желательно манипулировать осязаемыми объектами -карточки с цифрами (на доске это могут быть карточки с магнитиками). Кроме того, математические символы могут вызывать фрустрацию, поскольку требуют включения как правого так и левого полушария. В таком случае нужно описывать процесс словами, а над ними писать общепринятые символы: “умножить на” (х), “равняется” (=), и т.д..
Чтобы “видеть движение информации”, часто целесообразно использовать цветовое кодирование, например, в решении уравнения:
Х + 4 = 10
Х = 10-4 (“4” слева и справа писать другим цветом)
Можно применить и дополнительное кинестетическое усиление:
писать 4 справа правой рукой, а 4 слева - левой рукой.
Попробуйте все это проделать в своем классе. Запишите ваши действия и решения.