Вербальный и невербальный аспекты общения

Твердое произношение Мягкое произношение

Альтернатива брюнетка

Антенна бенефис

Бизнес бухгалтерия

Бестселлер герцог

Генетический деканат

Демиург декада

Диспансер дезинфекция

Индексация депеша

Компьютер камердинер

Кодекс компетенция

Кредо прогресс

Менеджер претензия

Модель пресса

Продюсер термин

Рейтинг терминал

Сервис техас

Стресс текст

Тезис шинель

Тест экспресс

Тенденция юриспруденция Энергия

БМ 1. Общение.

Сущность, функции и средства общения.

Роль общения в социальной практике.

Виды и формы общения (устное – письменное; вербальное – невербальное; монологическое – диалогическое; фатическое – нефатическое; контактное – дистантное; опосредованное – непосредственное; официальное – неофициальное; межличностное – групповое – массовое и т. д.).

Эффективность общения. Условия реализации эффективного общения (языковая и речевая компетентность; психологическая компетентность; коммуникативная компетентность).

Риторическая теория и риторическая практика как отражение общих закономерностей речевого поведения в процессе общения.

Профессиональное общение. Педагогическое общение: сущность, специфика, функции. Сфера обучения как “зона повышенной речевой ответственности”.

Коммуникативная и речевая ситуация.

Структура коммуникативно-речевой ситуации

Коммуниканты (адресант и адресат). Социальные и речевые роли общающихся. Коммуникативное намерение (речевая интенция). Уровни общения (примитивный, манипулятивный, конвенционный).

Гармонизирующее общение. Постулаты общения (Аристотель, Х. Грайс, Р. Лакофф и др.).

Требования к речевому поведению общающихся, сформулированные в отечественной риторике. Стили общения. Педагогические стили общения (общение – устрашение; общение – заигрывание; общение – с четко выраженной дистанцией; общение – дружеского расположения; общение – совместной увлеченности познавательной деятельностью).

Особенности общения в ситуации “учитель – ученик” (“учитель – группа учащихся”). Коммуникативные и речевые задачи. Учитель как коммуникативный лидер. Культура речевого поведения учителя. Речевой этикет. Средства выражения благодарности, средства установления контакта. Максимы такта, одобрения, скромности, согласия. Средства их выражения. Речевая этика в профессиональной деятельности учителя.

Текст (высказывание) как единица общения.

Текст как продукт социального взаимодействия и как динамическая единица. Основные признаки текста. Категории текста (информативность, цельность и связность, завершенность, модальность и др.). Типология текстов. Первичные и вторичные тексты.

Стили речи и стилистическая окраска текста.

Речевой жанр как типизированное высказывание. Речевой акт и речевой жанр. Речевой жанр и риторический жанр.

Умение понимать (интерпретировать) и создавать тексты (высказывания) как необходимые условия результативного общения

Речевая деятельность

Речь как способ формирования и формулирования мысли посредством языка в процессе речевой деятельности.

Порождение и интерпретация текстов как компоненты коммуникативно-познавательной деятельности.

Речевая деятельность как способ реализации общественно-коммуникативных потребностей человека в процессе их вербального общения.

Виды речевой деятельности. Этапы создания и восприятия текстов

5. Роль языка и речи в общении.

Культура речи как необходимое условие эффективного общения. Нормы русского литературного языка. Норма как социальное явление. Речь правильная и речь хорошая.

Коммуникативные качества речи. Правильность и чистота речи. Орфоэпические, акцентологические, грамматические нормы речи. Нормы словоупотребления.

Богатство и точность речи. Выразительность речи. Специфика проявления выразительности в профессиональной учебно-научной речи. Логичность речи. Специфика проявления логики в речи. Типические логические ошибки и пути их устранения

Вербальный и невербальный аспекты общения

Невербальные средства общения. Функции жестов в общении (изобразительная, реагирующая, указательная, регулирующая). Взаимодействие жестов и мимики, жестов и телодвижений в процессе общения. Особенности невербального поведения учителя.

Профессионально значимые качества голоса и слуха учителя: благозвучность (чистота и ясность тембра); широкий диапазон по высоте, громкости и тембру, гибкость, подвижность; выносливость (стойкость); адаптивность (приспособление к условиям общения); помехоустойчивость; суггестивность (способность голоса внушать эмоции и влиять на поведение адресата). Функции интонации в языке и речи. Пауза, интенсивность, логическое ударение, мелодика, высота, темп, долгота, тембр и их роль в интонационном оформлении высказывания. Индивидуальный стиль речи учителя.

Слушание в профессиональной деятельности учителя. Чтение в профессиональной деятельности учителя. Приемы осмысления текста. Роль внетекстовых компонентов (схемы, таблицы, рисунки, фотоматериалы, графики, шрифтовые выделения, условные графические обозначения и т. п.) в процессе осмысления текста. Роль названия, эпиграфа, оформления текста (книги) и т. п. в процессе осмысления читаемого.

Наши рекомендации