Вербальный и невербальный интеллект

На основании соотношения первой и второй сигнальных сис­тем И.П. Павлов предложил классификацию специально челове­ческих типов высшей нервной деятельности, выделив художествен­ный, мыслительный и средний типы.

Художественный тип характеризуется преобладанием функций первой сигнальной системы. Люди этого типа в процессе мышления широко пользуются чувственными образами. Они воспринимают явления и предметы целиком, не дробя их на части. У мыслитель­ного типа, у которого усилена работа второй сигнальной системы, резко выражена способность отвлечения от действительности, ос­нованная на стремлении анализировать, дробить действительность на части, а затем соединять части в целое. Для среднего типа свой­ственна уравновешенность функций двух сигнальных систем.

18-3341

И.П. Павлов в работе -^Двадцатилетний опыт» писал; «Жизнь отчетливо указывает на две категории людей: художников и мыс­лителей- Между ними резкая разница. Одни — художники во всех их родах: писателей, музыкантов, живописцев и т.д. — захватыва­ют действительность целиком, сплошь, сполна, живую действи­тельность, без всякого дробления, без всякого разъединения. Дру­гие — мыслители — именно дробят ее и тем как бы умерщвляют ее, делая из нее какой-то временный скелет, и затем только по­степенно как бы снова собирают ее части и стараются их таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается» (Полн. собр. соч. М--Л.:АН СССР, 1951. Т. 3. Кн. 2. С. 214).

Большинство людей принадлежат к среднему типу.По мнению И.П. Павлова, крайние типы — «художественный» и «мыслитель­ный» — служат поставщиками нервных и психиатрических клиник.

Для диагностики специально человеческих типов высшей нервной деятельности — «художественного» и «мыслительного» — в рабо­тах школы Б.М. Теплова широко применяется методикаМ.Н. Бо­рисовой. Создавая свой метод, М.Н. Борисова исходила из описа­ния И. П. Павловым особенностей отражения действительности у «художников» и «мыслителей». Для первых характерно непосред­ственное, целостное отражение, для вторых — отражение анали­тическое, опосредованное словом. Для своей методики она выбра­ла два вида деятельности — узнавание и словесное описание зрительно запоминаемых объектов (изображения наборов листь­ев), полагая, что узнавание зрительно запоминаемых рисунков требует функций первой сигнальной системы, так как по своей природе оно более синтетично, свернуто. Словесное описание тех же изображений развернуто, аналитично и в большей мере пред­полагает использование второй сигнальной системы. По результа­там зрительного и вербального способов запоминания методика позволяет определять соотношение двух сигнальных систем.

Сопоставление показателей соотношения первой и второй сиг­нальных систем (поМ.Н. Борисовой) и теста Д. Векслера, измеря­ющего вербальный и невербальный интеллект, выполненное ме­тодом факторного анализа, выявило связь невербального интел­лекта с преобладанием у испытуемых зрительного способа запоминания (лучшие показатели при узнавании, чем при описа­нии), а вербального интеллекта — с описанием по М.Н. Борисо­вой (Голубева Э.А-, 1993).

В один из двух выделенных факторов (образно-действенный) с наибольшими весами вошли результаты исполнения невербаль­ных субтестов (кубики Кооса, сюжетные картинки, сложение ча­стей, недостающие детали, символы), их суммарная оценка, а 274

также «узнавание» по М.Н. Борисовой. К другому фактору (сло­весно-логическому) с наибольшими факторными нагрузками от­несены исполнение вербальных субтестов (словарного, сходства, общей осведомленности), их суммарная оценка и «описание» по М,Н. Борисовой.

Два специально человеческих типа высшей нервной деятель­ности, диагностируемые по тесту Векслера, методике Борисовой, а также Коссова, тяготеют к разным типам темперамента.Темпе­рамент по И.П. Павлову определяется как сочетание трех основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности, подвижнос­ти процессов возбуждения и торможения. Свойства нервной систе­мы диагностировались по ЭЭГ-методикам, по коэффициенту «в», характеризующему наклон кривой зависимости времени реакции от интенсивности стимула, и критической частоте мельканий. Ус­тановлено, что испытуемые с меланхолическим темпераментом (со слабыми нервными процессами, их инертностью и преоблада­нием торможения над возбуждением) имеют более высокие пока­затели вербального интеллекта (по Векслеру) и по соотношению сигнальных систем относятся к «мыслительному» типу. Флегмати­ки, сангвиники и холерики по сравнению с меланхоликами при­мерно одинаково тяготеют к художественному типу. Однако ме­ланхоликам в большей степени противостоят холерики. Таким об­разом, черты темперамента и когнитивные особенности специально человеческих типов высшей нервной деятельности образуют свое­го рода различные эмоционально-познавательные комплексы (Пе-ченков В.В., 1997).

Интеллектуальные особенности «мыслительного» типа сочета­ются с повышенной тревожностью и пессимизмом меланхоличес­кого темперамента. Особенности «художественного» типа могут сочетаться с любым из трех других типов темперамента, для кото­рых в целом характерен более оптимистический эмоциональный настрой по сравнению с меланхолическим темпераментом.

На основе многолетних комплексных исследований специаль­но человеческих типов высшей нервной деятельности, темпера­мента, общих и специальных способностей Э.А. Голубева и ее кол­леги (1993, 1997) выделяют два основных комплекса признаков, характеризующих два типа мышления, группирующихся вокруг общих либо коммуникативных, либо познавательных способнос­тей (см. табл., с. 276). В таблице показана схема дихотического пред­ставления интеллекта в структуре индивидуальности. Наиболее вы­сокий уровень невербального интеллекта (по Векслеру) характе­рен для «художников» (по методикам Борисовой, Коссова), которые обладают коммуникативными способностями: музыкальными,

1Е*

Таблица

Наши рекомендации