Язык вербальный и невербальный.

«Лечение разговором» - это определение часто применяют в психоанализе и в психотерапии в целом. Гештальт-терапия, в том числе, также серьезно относится к языку, развивает осознавание через внимание к нему.

В названии этой главы указаны две формы языка, на которые мы будем оращать внимание. Вербальный язык – это коммуникация посредством слов. Очень важны слова, которые мы используем, так как они описывают наш способ бытия в этом мире. Чем больше мы будем наблюдать за своими словами, тем лучше станем осознавать себя.

Невербальный язык – это другой аспект говорения и звукоизвлечения, который имеет очень много разнообразных способов выражение. Это тон, интонационные краски голоса, его объем. Но есть звуки, непосредственно связанные с процессом говорения типа «кх», которые возникают, когда мы прочищаем голос, заикание и т. д. Есть звуки, не слова, которые предназначены для невербального общения: например, смех, мычание, свист, вздох, «уф» и т. д.

В этой главе мы не рассматриваем звуки, непроизвольно сопровождающие чувства, такие, как вопль и плач. Не рассматриваем мы и случаи с непроизвольной коммуникацией, которая выражается через положение тела, известная как «язык тела» (смотрите следующую главу).

Вербальный язык. Возможно, при работе с Вашим терапевтом он будет подчеркивать характерные способы, которыми Вы выражаете себя в реальной жизни. Вариации здесь бесконечны, так как каждый человек имеет собственный стиль. Мы проиллюстрируем здесь только несколько типов использования языка, которые наиболее часто встречаются: уклонение, обезличивание, проглатывание (интроекция).

Возьмем, к примеру, уклонение. В этом случае люди выражают свое мнение очень осторожно, неуверенно, со многими оговорками. Их любые выражения: «я предполагаю так», «я думаю так», «возможно», «вероятно». Это все хорошие слова и выражения, когда применяются уместно. Они становятся интересными в психотерапии, когда мы замечаем, что они используются избыточно или несоответственно.

Обезличивание относится к случаям, когда человек стремится отделить себя от своих чувств или выразить желание умозрительным способом. Относительно чувств мы можем услышать такие фразы, как «Гнев возник потому, что…», «Он заставил меня плохо себя почувствовать, когда он…» и «Было печально, когда…».

Ни одна из этих фраз не содержит прямого выражения чувств, таких как: «я сердит…» или «я почувствовал себя плохо, когда он…» или «я чувствовал печаль, когда он…».

Недооформленные желания, не присваиваемые мной, мне очень знакомы. Иногда я замечаю, что произношу фразы, типа: «Я предполагаю, приму душ сейчас» или «Я могу съесть это яблоко, если никто другой не хочет его», или «Я думаю, я пойду погулять». Отметьте дистанцию, которую я помещаю между собой и своими желаниями. Намного более конкретными могли бы быть высказывания «Я собираюсь сейчас принять душ» или «Я хочу это яблоко, кто-то еще хочет его», и «Я собираюсь на прогулку». Я заметил, что некоторые люди также используют такие вопросы: «Никто не хочет это яблоко?». Отметьте, что эти слова как бы пропускают простое и ясное: «Я хочу его».

Интроекция – это технический гештальт-термин, означающий понятие, представления, принципы, которые мы принимаем без реальной их проверки. Фриц Перлз представляет интроекцию в своей книге «Эго, голод и агрессия», используя пищевую метафору. Он говорит о голодании чего-либо без разжевывания, что потом находится внутри нас проглоченное, но не переваренное.

В языке интроекты обычно выражаются посредством слов «нужно» и «должно», которые применяют и к себе, и к другим. Чаще к другим, например: «Во время звучания национально гимна вы обязаны стоять», «Я действительно дожжен одолжить соседу мою газонокосилку», «Отцы должны платить за обучение своих детей», «Место жены должно быть в доме». Отметьте, что каждое из этих положений вызывает чувство вины (делает виноватым кого-то, иногда - говорящего). Если исследовать дальше, основой для «должен» оказывается некоторое неопределенное: «так говорят». Жизнь с понятием «должен» есть несчастная жизнь.

Много лет одним из моих любимы «должен» было: «Мужчина должен платить за женщину». За обед, за кино. В течение нескольких лет после моего развода я встречался с разными женщинами и отмечал, что в понятии «должен» много мусора. Как-то одна женщина предложила, чтобы мы вместе пообедали. После обеда я попросил ее заплатить половину счета. Она рассердилась, и из-за этого мы поссорились. Другая женщина отказалась встретиться со мной во второй раз, когда я сказал, что не хотел бы платить за ее багаж. Со своей стороны, я осознавал, что я чувствовал себя безопаснее и значительнее, когда платил. Я обнаружил ожидания, главным образом, сексуальные, которые я держал в уме, когда платил. Посмотрите на изнанку «должен» и вы увидите изрядное количество вздора.

Невербальный язык. Мы общаемся с помощью слов и голоса и различных звуков. Обычно мы не задаем вопросов о нашем звуковом стиле, но если кто-то делает замечание по этому поводу, мы можем почувствовать сильную угрозу.

Люди используют свои голосовые возможности и меняют интонацию по различным поводам. Голоса могут быть разными: громкими, мягкими, плаксивыми, решительными, писклявыми, серьезными, бормочущими и т. д.

- «Прекрати бормотать, ради бога. Говори так, чтобы мы могли выслушать тебя!» - тысячу раз моя мать должна была говорить это.

- «Я не бормочу», - бормотал я в ответ.

Годами позже на групповой терапии мой психотерапевт предложил мне эксперимент. Поставив пустой стул, она произнесла: «Скажи это своему отцу». Я согласился. Через мгновение она прервала меня: « Ты осознал, что ты бормочешь?» И я понял, что мое бормотание как-то связано с отцом. Появился свет!

Упражнения.

Вербальный патер: Обратите внимание на то, как Вы используете слова.

1. Есть ли у Вас некоторые любимые, но ненужные Вам фразы типа «я знаю, что я думаю», «по правде говоря», «другими словами» и т.д. Если так, для чего Вы их используете?

2. Что Вы делаете, когда говорите: уклоняетесь или обезличиваете? Если делаете, то каким образом?

3. Вы заметили какие-нибудь интроекты? Обвиняете ли Вы себя или других, используя слова «должен», «следовало бы». Если так, приведите пример:

4. Задаете ли Вы вопросы, чтобы скрыть утверждения? Если так, например?

5. Заметили ли Вы что-либо еще интересное?

6. Отмечайте звуки Вашего голоса в течение дня. Вы говорите характерным тоном, громко, в характерной манере?

7. Скажите громко следующую фразу четырем или пяти значимым людям в Вашей жизни (или вообразите каждого из них сидящего напротив Вас, каждого в отдельное время): «Я собираюсь порадовать себя новой машиной (или стерео, или картиной, путешествием – всем, чего Вы очень хотите)». Отметьте различия в Вашем говорении – тоне, громкости; можете изменить фразу в любом направлении, дополнить другими фразами, чем-то смешным.

Глава 3.

Тело и работа с телом

Гештальт-терапия уделяет большое внимание телу, что полезно для терапевтического опыта (и не только для него). Эта глава посвящена обзору многочисленных методов работы с телом в гештальт-терапии.

Язык тела. Если в предыдущей главе мы обсуждали вербальное и невербальное общение, то сейчас обратите внимание на самовыражение посредством тела: лицевая экспрессия, движения рук, осанка, движения, положения некоторых или всех частей тела (эта тема хорошо разработана, и есть достаточно легко доступных популярных книг на эту тему).

Во-первых, давайте будем различать два вида языка тела: транзитный и хронический. Я отношу к транзитному общению меняющуюся, иногда моментальную реакцию, такую, как улыбка. Фиксированное, как бы «замороженное» выражение я понимаю как хронический язык тела. Но и здесь обычно имеется возможность изменения, так, к примеру, «замороженная» лицевая экспрессия только относительно «заморожена».

В семидесятые годы - время моих «темных» лет - у меня над носом появились три вертикальные глубокие морщины около 2,5 см в длину. Фотографии этого десятилетия подтверждают это. В настоящее время я «выправил» свою жизнь (образно говоря), хотя эти линии eще существуют, но явно менее глубокие. Я могу воссоздать их и сейчас, морща свой лоб, но мне нужно приложить к этому усилия, принимая беспокойный вид. Поверьте мне, я достаточно беспокоился тогда и мое лицо, особенно в области лба, показывало это.

У очень многих людей, благодаря их хронической реакции на условия жизни, на лицах как бы «выгравировано» четко фиксированное выражение.

И по другим частям тела можно заметить тот же процесс. Хрестоматийный пример из Дэвида Копперфилда. Достаточно вспомнить скромного Урию Хипа и его рабскую экспрессию, согнутую спину и руки, постоянно совершающие моющие движения.

Транзитная коммуникация отражает то, что происходит сейчас.

Когда я беспокоюсь о чем-то в какой-то определенный момент, я могу морщить лоб, то есть я делаю это сейчас, Это моя реакция на то, что случилось именно сейчас, а не хроническое отношение к жизни.

Во время Вашей сессии терапевт может предложить Вам отметить реакции вашего тела в процессе общения с ним, особенно когда они не совпадают с тем, что Вы говорите. Например: когда человек говорит рассерженным тоном и в то же время улыбается; или говорит дружеским тоном и сжимает кулаки; или может говорить, что спокоен, когда его пальцы быстро барабанят по столу.

Кроме того, существует произвольно осознаваемый язык тела и непроизвольно осознаваемый. В вышеприведенных ситуациях клиент может осознавать, что он улыбается, (сжимает кулаки, барабанит пальцами) или не осознавать это.

Если он осознает - одно терапевтическое включение: Как произошло, что Вы намеренно улыбаетесь мне, когда Вы сердиты на меня? Если не осознает - другое: «Вы знаете, что сердиты. Давайте, исследуем, как случилось, что Вы не осознаете, что улыбаетесь мне в то же самое время».

Итак, в терапии мы наблюдаем, что некоторые внутренние состояния тело в общении выражает своим языком: хроническим или транзитным, осознаваемым или неосознаваемым, произвольным или непроизвольным, посредством лицевой экспрессии, движения, позы.

Упражнения.

1. Посмотрите в зеркало на Ваше лицо. Отметьте его хронические реакции (особенно глаз, рта, и лба).

2. Обратите внимание на свое тело. Что-нибудь заметили?

3. Наблюдайте за окружающими. Не надоедайте им, но молчаливо отмечайте проявления их телесных коммуникаций. Это интересно.

Пример фиксированных коммуникаций:

а) транзитные:

б) осознаваемые:

в) неосознаваемые:

г) произвольные:

д) непроизвольные:

Дыхание - первая и постоянная поддержка нашей жизни. Некоторые люди во время эмоционального стресса ограничивают свое дыхание, дыша поверхностно или временно задерживая его. Или, подобно мне, постоянно ограничивают дыхание хроническим мышечным напряжением тела.

Первым сигналом, что я живу неправильно, было то, что я заметил свое дыхание. Когда у человека все в порядке, дыхание не осознается. Каждый раз, когда я пытался глубоко вздохнуть, я чувствовал тупую боль в груди. Особенно болезненно это было во время оргазма. Некоторое время я боялся ряда болезней - рака легких или туберкулёза, или чего-либо еще, что воображалось в этот момент (конечно, я не побеспокоился проконсультироваться с врачом, считая, что знаю себя лучше).

После нескольких лет сопротивления мысли начать терапию, я, наконец, приступил к ней. Сначала я не чувствовал изменений. Постепенно боль ослабела. Скоро я начал

воспринимать боль в груди как индикатор моего эмоционального состояния.

Если я чувствовал себя лучше, дыхание становилось легче.

Еще сегодня я проверяю своё дыхание: когда я чувствую тупую боль при глубоком вдохе, я стараюсь осознать, что именно неправильного происходит в моей жизни, то есть я начинаю её контролировать. Когда у меня есть мужество поправить это, мое дыхание восстанавливается снова.

Во время Вашей терапевтической работы и во время любых других жизненных ситуаций, обращайте внимание на Ваше дыхание. Вы многому научитесь.

Упражнения.

  1. Сядьте комфортно, спина должна быть прямая, но не напряженная, закройте глаза. Обратите внимание на Ваше дыхание и чувства, связанные с ним.
  2. Отмечайте все изменения в Вашем дыхании в течение дня. Было ли что-то интересное?

Помимо общего осознавания дыхания существуют специальные приемы в использовании глубокого дыхания, которые могут быть полезными в Вашей терапии. Глубокое дыхание нацелено на достижение глубокого уровня чувств в некоторых техниках, в том числе в ребефинге, гипнотической индукции и т. д. Чтобы вызвать более глубокое осознание внутреннего состояния, при меняют глубокое регулярное дыхание в позиции лежа на спине. Делать это лучше с Вашим терапевтом или с проводником.

Биоэнергетические и другие техники, ориентированные на работу с телом.

Чтобы стимулировать осознание и выражение чувств, некоторые терапевты используют техники, развитые Вильгельмом Райхом, Александром Лоуэном и другими. В арсенале терапевтических техник существует большое разнообразие специфических методов. Об одном из таких приемов рассказывается в самом начале первой главы.

Упражнения.

  1. Отметьте, какой участок тела у Вас особенно напряжен, пальпируйте[5] это место сами или пусть Ваш друг поможет Вам: сделать это. Посмотрите, что произойдёт.
  1. Встаньте. Примите следующую позу: колени согнуты, спина тоже согнута и наклонена вперед к носкам, пятки не касаются земли. Стойте так долго, как можете, и обратите внимание, что произойдет с Вами. Посмотрите, где энергия Вашего тела течет свободно, а где заблокирована.

Движение. Терапевты выделяют два типа движений всего тела: рутинные - те, которыми мы обычно пользуемся в обычной жизни, и те, которые мы способны делать во время эксперимента и исследования. Между прочим, некоторые терапевты, работающие, главным образом, с движением, известны как кинестезиологи.

Я вспоминаю, как я участвовал в конференции в Сан-Франииско, где я получил первый опыт двигательной терапии с Дел Тейлор. Это был большой зал, и я находился рядом с ней.

Звучала африканская ритмичная музыка. Мое первоначальное напряжение стало стремительно возрастать. Два дня группа исследовала движение: на месте, в пространстве, одиночное движение, совместное. Наиболее яркий для меня момент был, когда Дел играла «Болеро» Равеля, я фактически поставил мой собственный танец. Я никогда бы не подумал, что я смогу придумывать танец или танцевать хорошо.

То есть Ваш терапевт может попросить Вас двигаться по кругу и фиксировать, что Вы замечаете. Как ходите, держитесь, напрягаетесь. О чем говорят Вам Ваши движения?

В Вашей работе движение может помочь глубокому пониманию себя, стать открывающим. Часто я прошу клиента продемонстрировать понятие, используя язык движений. Например, в случае, когда клиент говорит: «Я застрял, я только хожу по кругу», Я могу ему предложить: «Хорошо, вставай и иди по кругу, приговаривая: «Вот как я проживаю свою жизнь». Смотрите, с чем Вы споткнетесь, что с Вами произойдет.

Упражнения.

1. Итак, проделайте вышеописанное упражнение. Двигайтесь и отмечайте Ваш стиль, Ваш ритм, Вашу энергию, манеру держаться, подвижность: как и что.

2. Охарактеризуйте Вашу жизнь сейчас на языке движений и выразите ее хореографически. Посмотрите, что возникнет у Вас, что придет к Вам.

Телесный контакт. Когда-то, очень давно фрейдовские аналитики сердито хмурились при упоминании о телесном контакте в терапии, даже грозили пальцем. Некоторые психоаналитики делают это до сих пор. Многие гештальт-терапевты более терпимы в этом отношении. У них, я надеюсь, ответственное отношение к контактам такого рода.

В моей терапии с Эл, когда я был очень расстроен, напряжен и одинок, я с нетерпением ждал момента, когда обниму его в конце сессии при прощании. Однажды, когда я плакал, он подкатил своё кресло ко мне и взял меня за руку.

Лаура Перлз говорит: «Дайте столько поддержки, сколько необходимо, и так мало, как возможно».

Иногда поддержка в форме телесного контакта просто необходима. Терапия хороша для экспериментирования. В групповой гештальт-терапии часто используется телесный контакт для поддержки и воспитания.

Многие люди в нашей культуре имеют комплексы по поводу телесного контакта. Прикосновение, симпатия, массирование и т. д. - это все возможности для исследования.

Физические упражнения. Некоторые терапевты настаивают, чтобы их клиенты развивали здоровый стиль жизни: физическую активность, используя прогулки, бег, хатка-йогу, тай-чи, различные виды спорта. Какой именно способ будет упомянут и выделен, зависит от пристрастий самого терапевта. В моей собственной практике я поощряю клиентов заботиться о своем теле также как и о мыслях и чувствах, исходя из их возможностей. Терапевт, который уделяет внимание здоровому стилю жизни в полной мере, часто говорит о холистическом подходе к жизни.[6] Такой терапевт будет обращать внимание клиента на целостность личности, благодаря соответствующему питанию, упражнениям,
натуральной терапии, управлению стрессом. Иногда взаимодействие с другими сторонами жизни завораживает.

У моего недавнего клиента была тема: «Жизнь должна быть легкой», - произносил он это жалующимся тоном. Не удивительно, что он прошел через алкоголизм, через реабилитацию от этого злоупотребления, а его жизнь была всё еще плохо организована. Весь в долгах, дом в беспорядке, толстый и т. д. Я предложил ему эксперимент: вставать в 6 часов утра, на 45 минут раньше, чем обычно, и упражняться в хатка-йоге. Он почувствовал больше энергии и начал приводить свою жизнь в порядок. Недавно в моем офисе он порвал свою кредитную карточку надвое.

Во время сессии по йоге моя учительница попросила меня сесть на пол и коснуться носков. Затем она легла на мою спину u своим весом давила так, что мой подбородок оказался на моем колене. Боль была нестерпимая. «Подчинись боли! - она сказала. – Подчинись!». Я сделал это - и многому научился.

Упражнения.

Исследуйте, как Вы заботитесь о своём теле: питаетесь, сколько употребляете алкоголя, табака, кофеина, занимаетесь ли регулярными физическими упражнениями и т. д. Поразмышляйте о связи всего этого с Вашей эмоциональной жизнью. Совпадают ли Ваши физические и эмоциональные образы жизни! Различны ли они? Каковы они на самом деле?

Глава 4.

Вы и Ваш терапевт.

Когда я думаю о своём терапевте Эл, перед глазами возникают некоторые картинки: я и Эл, Эл и я. Эл, осторожно шлепающий меня по лицу (только однажды). Эл, обнимающий меня, и я, обнимающий его. Я вижу, как он подъезжает ко мне на своем вращающемся кресле и берет меня за руку, я плачу. Эл показывает мне свои картины во время нашей последней сессии. Совместный обед на довольно скучной конференции
в Бостоне.

Много серьёзного материала появляется в терапии между Вами и Вашим терапевтом. Вы, возможно, не знаете своего терапевта до начала работы, но он может стать очень важным человеком для Вас. Иногда в его присутствии Вы можете рискнуть быть другим (любящим, враждебным - любым). Фриц Перлз называл терапию «безопасным чрезвычайным положением». Это то безопасное место, где можно тщательно исследовать пугающие вещи.

Другой аспект отношений «терапевт - клиент» - поддержка. Главная цель гешгальт-терапии; развитие самоподдержки, но опора на пути к результату может понадобиться. Например, для меня большой поддержкой был момент, когда Эл подъехал ко мне па кресле снова и взял мою руку.

Часто клиент переживает со своим терапевтом старую модель детских отношений с родителями. Это крайне напряженный опыт, а иногда, он может быть очень трудным и болезненным. Для некоторых клиентов этот опыт (иногда короткий, иногда продолжающийся месяцы или годы) становится самой важной стороной их терапии. Хотя вариантов отношений может быть много, и у некоторых клиентов переживание и
проживание с терапевтом детских отношений с родителями может не играть важной роли.

Упражнения.

1. Какие основные чувства Вы испытываете к Вашему терапевту?

2. Есть ли что-либо, что Вы избегали в работе с ним! Какой-то вид взаимодействия с ним или выражение каких-то эмоций?

Глава 5.

Сны и фантазии.

В этой главе мы поговорим и продемонстрируем подход гештальт-терапии ко снам (дневным или ночным), к использованию фантазий и образов. Люди часто видят важные сны, но не думают рассказывать о них на терапевтической сессии. Хотя одни клиенты неожиданно для самих себя ссылаются на свои сны, а другие этого не делают. Обычно,
если наблюдается затишье в работе, я могу спросить: «Видели ли Вы недавно сны?», Но иногда в течение нескольких месяцев я не задаю этого вопроса. Итак, если у Вас есть сны, не ждите вопросов о них от Вашего терапевта, начните обсуждать их сами.

Для меня очень важными и часто повторяющимися были спортивные сны. Самый запомнившийся из них во время моей терапии: я был игрок в баскетбольной команде, а мои отец был тренер. Эл не работал со снами, но с тех пор, как я узнал, как это делать, я сам стал работать со своими снами в его присутствии. Благодаря этому, я лучше осознал источник моего критического отношения к себе, которое было подобно
критическому отношению моего отца ко мне, когда я был ребенком.

Основатель психоанализа, Зигмунд Фрейд, проводил большую новаторскую работу со снами. Он анализировал сон, находя символы и значения характеров, событий и объектов сновидения. Гештальт-подход Фрица Перлза начинается с предпосылки, что каждый сон - это экзистенциальное послание, сообщение о Вашем существовании. Например, я обнаружил, что мой баскетбольный сон, описанный выше, определил мою внутреннюю позицию: «Бад, то, что ты делаешь, это недостаточно хорошо. Это - твоё существование». Другими словами, если сказать от моего имени: «Я никогда не удовлетворен тем, насколько хорошо я что-либо делаю. Это - мое существование».

Отличие Фрейдовской работы со сном от гештальт-терапии Фрица Перлза заключается в том, что мы просим клиента рассказывать о сне в настоящем времени, как если бы это случилось сейчас, Например: « Я играю в баскетбол, мой отец - тренер ... », а не в прошлом времени: «Я видел сон, Я играл в баскетбол и мой отец был тренером ... ». Настоящее время делает это сообщение более живым и ярким для клиента.

Мы также предполагаем, что каждый персонаж, событие или элемент сна отражает часть личности сновидца. Назначение работы со сном - внести в осознание все эти части и, в конечном счете, объединить их. Так, в моем баскетбольном сне: Бад - игрок, это мое «Я», стремящееся к победе. Отец - тренер, мое критическое «Я». Игра - моё теперешнее затруднительное положение и: т. д. Исследуя все эти части, мы готовим их интеграцию, обсуждаем взаимоотношение между ними или отвергаем одну из них: творческое решение может быть каким угодно.

Упражнения.

  1. Видели ли Вы какие либо сны недавно! Если да, то запишите первый, который

возникнет в Вашей памяти здесь и сейчас.

  1. Какие элементы, части сна Вам запомнились! Как они представляют различные, часто конфликтующие, части Вашей личности?
  2. Проконсультируйтесь с Вашим гештальт-терапевтом по поводу работы по интеграции этих частей.
  1. Были ли у Вас повторяющиеся сны, не обязательно один, проходящие через всю Вашу жизнь. Возможно, у Вас недавно был такой, который повторялся много раз.
  1. Если такой есть, поработайте с ним так же, как и с первым сном в этом упражнении. Какое экзистенциальное послание Вы получили в этом сне?

Работа с дневными снами (или фантазиями, как их часто называют) такая же, как и работа с ночными снами. Используя гештальт-подход, выделяем те же три аспекта:

  • рассматриваем опыт дневного сновидения как экзистенциальное
    послание;
  • проговариваем его в настоящем времени, выделяя его живость
    и непосредственность;
  • исследуем элементы сна как проекции частей Вашей личности,
    затем работаем в направлении интеграции.

Иногда на терапевтической сессии я инструктирую клиента, как «увидеть дневной сон, создать его здесь и сейчас». Обычно для стимуляции процесса я советую ему закрыть глаза и принять позицию полулежа. Это фантазирование (или кино в Вашей голове) может быть в Вашей памяти или составлять нечто новое. Ниже приводится пример фантазии - воспоминания недавнего клиента, назовем его Билл.

Билл пришел в терапию после года борьбы с приступами интенсивного страха. Он боялся уходить из дома, где он жил один после развода. На одной из последних сессий он вспомнил, что в возрасте трех лет у него была операция. Я попросил его лечь, закрыть глаза и представить её. Перед его глазами возникла ситуация из прошлого: « Мне 3 года и я в госпитале. Здесь темно и страшно. Я всегда один, никто не обращает на меня внимание. Мои родители покинули меня, я боюсь, что они никогда не вернутся».

Вспоминая свой опыт, используя воображение, Билл сделал большой эмоциональный прорыв. Он действительно почувствовал и осознал некоторые связи между его текущим ужасом и его детством во время нашей сессии.

Иногда я предлагаю другой тип фантазирования: прошу клиента представить некоторое событие развертывающимся. Обычно это предмет беспокойства или замешательства. Я прошу клиента разрешить образу развиваться в телесном опыте, ощутить проблему в каком-то участке тела. До некоторой степени это близко к фокусированию (см. главу 1).

Например, Асmрид очень напряжена и тревожна в отношениях с мужчинами. Она встретила нового мужчину, Теда. Я прошу её вообразить себя с ним через шесть месяцев. Она фантазирует что-то, похожее на следующее: «Мы спускаемся по улице. Он меняет направление своего движения в мою сторону и, обходя, выталкивает меня с тротуара в кювет. Я чувствую сильный гнев, но улыбаюсь и шучу». Работа воображения затем исследуется по её теме. Мы можем обсудить и проработать способ обращения Астрид с конфликтом.

Другая вариация - направленное воображение. При таком методе работы терапевт просит клиента закрыть глаза, фантазировать и при этом разрешить терапевту участвовать и говорить в его сцене или фантазии. У клиента появляются определённые реакции, которые позволяют сформировать определенное отношение к проблеме. Я не часто использую этот метод.

Упражнение.

Выберите какую-либо область, в которой Вы испытываете затруднение (секс, гнев, особое отношение с кем-либо и т. д.) Откиньтесь назад, закройте глаза, пофантазируйте, создайте «дневной сон», относящийся к этой проблеме. Когда сделаете, запишите его. Поработайте с этим здесь и сейчас.

Глава 6.

Наши рекомендации