VI. Обучение говорению в диалогической форме
Некоторые цели:
§ научить сообщать информацию, отвечая на вопросы различных видов (без вопросительного слова и с вопросительным словом) и самостоятельно запрашивать информацию, задавая вопросы указанных типов;
§ научить целенаправленно расспрашивать /вести диалог-расспрос (ролевая игра, интервью);
§ научить вести диалог - обмен мнениями;
§ научить вести диалог-волеизъявление, т.е. вариативно выражать просьбу, совет и правильно на них реагировать;
§ научить составлять ритуализованный микродиалог с опорой на диалог- образец и без опоры, а также вести развернутые ритуализованные диалоги в стандартных ситуациях общения;
§ научить вести более расширенный двусторонний диалог-расспрос и обмен мнениями:
а) по опорам (диалог с пошаговым управлением),
б) по аналогии с образцом;
§ научиться вести групповую беседу: активно включаться в нее, поддерживать ее, проявляя заинтересованность и т.д.
VII. Обучение говорению в монологической форме
Некоторые цели:
§ научить сочетать друг с другом речевые образцы в соответствии с КЗ (сообщить информацию; описать явление) на основе определенной последовательности: называние предмета, его качества, его действия, места и времени и т.д.;
§ научить несколькими фразами отвечать на вопрос о прочитанном или услышанном, как бы пересказывая его содержание, давая ему оценку; описывать картины, предметы по образцу, данному учителем;
§ научить составлять высказывание по аналогии с прослушанным или прочитанным:
а) с опорой на вопросы, краткий план (в форме словосочетаний),
б) без опоры;
§ научить выражать свое мнение, оценку, обосновывая его с помощью двух-трех фраз;
§ научить более свободно использовать такие коммуникативные типы речи, как описание и сообщение;
§ научить пересказывать текст по плану, "структурному скелету" и другим опорам, используя оценочные суждения;
§ научить давать характеристику;
§ научить кратко пересказывать текст.
VIII. Обучение аудированию.
Некоторые цели:
§ научить понимать на слух речь учителя по ведению урока;
§ научить понимать связный текст в произнесении учителя или диктора, расчленяя поток иноязычной речи и опознавая знакомые языковые средства (слова, целые фразы);
§ научить догадываться о значении отдельных незнакомых слов по их созвучию с русским языком, по знакомым компонентам, по контексту;
§ научить оперативно реагировать на помехи;
§ научить осуществлять поиск содержательной информации (кто, где, зачем);
§ научить снимать неопределенность текста с опорой на догадку (по общности слова с русским, по словообразовательным компонентам, по контексту);
§ научить осуществлять смысловой поиск, т.е. определять, что значимо и что нет;
§ научить выражать кратко свое отношение к услышанному;
§ учить использовать переспрос для снятия помех;
§ учить игнорировать несущественные помехи, не мешающие понять основное содержание (при установке на понимание основного содержания);
§ учить выделять существенную и опускать несущественную информацию.
IX. Обучение чтению.
См. "Обучение технике чтения вслух"
Некоторые цели:
§ научить "выразительно" читать вслух, соблюдая основные правила произношения (в частности, интонирования) связный текст, построенный на полностью знакомом материале, приближаясь к скорости чтения на родном языке;
§ учить читать и понимать текст, содержащий и некоторые незнакомые элементы (интернациональные слова, знакомый корень слова в сочетании с незнакомым суффиксом и т.п.);
§ научить осуществлять работу над текстом в целях запечатления его основного содержания, формирования отношения к нему: делить текст на смысловые части, находить нужную информацию в тексте, оценивать ее: правильно/неправильно, нравится/не нравится и т.п.;
§ читать и понимать текст, не уделяя специального внимания его озвучиванию в громкой речи;
§ учить концентрировать внимание на выявлении смысла текста с дальнейшим использованием полученной информации в работе с другими видами РД;
§ научить отвечать на вопросы по тексту, самостоятельно задавать вопросы по его содержанию;
§ научить подбирать подходящий по смыслу заголовок;
§ учить выбирать из данных предложений подходящие по содержанию к тексту;
§ научить осуществлять поиск содержательной информации, т.е. определять, кто, где, зачем;
§ учить снимать неопределённость текста с опорой на догадку (по общности слова с русским, по словообразовательным компонентам, по контексту), учить пользоваться сносками и словарём, если догадка и сноски не помогают;
§ учить определять, что значимо и что нет, т.е. осуществлять смысловой поиск;
§ научить выражать кратко свое отношение к прочитанному;
§ совершенствовать в технике чтения про себя;
§ научить осознавать, что ново, что было ранее (аккумуляция знаний);
§ научить давать собственную оценку прочитанному (осознавать, что хорошо/плохо, полезно/вредно);
§ научиться использовать чтение вслух как чтение для других;
§ научить игнорировать незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание.
X. Обучение письму.
См. "Обучение технике письма".
Некоторые цели:
§ научить писать (письменно фиксировать) знакомые слова, предложения, не опираясь непосредственно на образец;
§ научить списывать связный текст, а также текст с пропусками;
§ научить письменно составлять вопросы, отвечать на них, фиксировать свое краткое высказывание в виде подписей к картинкам;
§ научиться письменно составлять план сообщения;
§ научиться выписывать цитаты из текста к данному или самостоятельно составленному плану;
§ учить письменно фиксировать придуманные реплики для замены данных в диалоге;
§ научить письменно составлять микродиалог по данному образцу;
§ научить кратко письменно передавать содержание текста;
§ научить составлять описания (природы, города, деревни и др.) по аналогии с данными в учебнике;
§ учить составлять рассказы к серии картинок с разворачивающимся сюжетом;
§ научить составлять письмо, используя принятые нормы оформления;
§ учить написать поздравление, используя речевые клише;
§ учить заполнить анкету, формуляр.
XI. Образовательная цель обучения:
§ научить опираться на свой опыт в родном языке, на определенные лингвистические знания при овладении средствами иностранного языка и речевыми умениями;
§ сформировать умение самостоятельно планировать речевое поведение;
§ сформировать умение осуществлять выбор языковых средств, воздействовать на партнера общения, используя речевой этикет, мимику, жесты и т.д.;
§ совершенствовать культуру общения:
а) при непосредственном устно-речевом общении уметь начать разговор, поддерживать его, проявляя внимание, заинтересованность, завершить разговор;
б) при опосредованном общении уметь ориентироваться в тексте, осуществлять поиск информации, понять замысел (смысл), проникнуть в подтекст;
§ учить использовать ИЯ как средство, открывающее школьникам непосредственный доступ к ценностям мировой культуры, культурным ценностям страны изучаемого языка (история, география, литература, наука, искусство);
XII. Воспитательная цель обучения:
§ воспитывать толерантное отношение к иноязычной культуре;
§ воспитывать уважение, любовь и преданность своей Родине;
§ воспитывать трудолюбие, целеустремленность, усидчивость, коммуникабельность, уважение к людям труда;
§ воспитывать активность, инициативность, любознательность, стремление к самообразованию;
§ учить осуществлять взаимодействие с окружающими по общепринятым нормам этикета, проявляя внимание, уважение, понятливость, догадку и другие качества;
§ учить использовать разносторонние знания, чтобы быть интересным собеседником;
§ формировать умение ориентироваться в ситуации, соблюдать правила поведения, правильно выбирать языковые и речевые средства, а также речевые и языковые стратегии, чтобы преподнести информацию, выявляя самое существенное с помощью интонации, мимики, жестов и т.д.
XIII. Развивающая цель обучения:
§ развитие лингвистических способностей (фонематический и интонационный слух, имитация, догадка, выявление сочетаний лексических единиц, восприятие грамматических явлений в речи, логическое изложение и т.д.)
§ развитие психических функций учащихся (мышление, память, воображение, восприятие);
§ развитие мотивации к овладению ИЯ;
§ развивать приемы умственного труда: работа со специальной учебной литературой, словарями, справочниками (грамматическим, лингвострановедческим, фонетическим и т.д.), учебниками и учебными пособиями и др.;
§ научить выходить из ситуации при нехватке языковых средств, используя имеющийся в запасе языковой материал;
§ совершенствование слуховых, зрительных, моторных ощущений;
§ научить осуществлять самоконтроль, самокоррекцию и самооценку.