Обучение говорению на иностранном языке

Говорение– вид речевой деятельности, посредством которой, осуществляется вербальное общение.

Говорение может обладать различной сложностью. Переход от слова и фразы к целому высказыванию.

Кайнц выделяет следующие виды высказываний:

 инициативная или спонтанная речь;

 ответная, реактивная речь;

 имитативная речь;

 автоматическая речь;

 ассоциативная речь.

Выделяют 3 этапа говорения как вида речевой деятельности

- побудительно-мотивационный;

- аналитико-синтетический;

- исполнительский.

При говорении участвуют следующие анализаторы:

- рече-двигательный

- слуховой;

- зрительный

Выделяютдва уровня речи:

Подготовленную(предварительное обеспечение языковым материалом со стороны обучающего или со стороны самого ученика)

Неподготовленную (без всякой подготовки во времени и без опор извне).

Выделяют два вида устной речи: монологическую и диалогическую.

Монологическая речь –связное непрерывное изложение мыслей одним лицом, обращенное к одному или нескольким лицам с целью воздействовать на слушателя.

Коммуникативные функции монологической речи:

• информативная (сообщение новой информации, описание событий, действий, состояний);

• воздейственная(убеждение, побуждение или предотвращение действия);

• эмоционально-оценочная (высказывание собственной оценки).

В зависимости от передаваемой информации (коммуникативной цели) выделяют: монолог-сообщение;монолог-описание; монолог-повествование; монолог-рассуждение; монолог-убеждение.

Путь сверху- на основе текста и путь снизу на основе высказывания.

Путь сверху- Речь идет о формировании монологических умений на основе различных этапов работы с текстом. Данный путь имеет целый ряд преимуществ.

Проходит в 3 этапа:

а) максимальное присвоение содержания текста, (текст читался дома, сначала они делают задание по содержанию текста)

б) разнообразные пересказы исходного текста– близко к тексту, от имени разных действующих лиц, от имени учащегося, по цепочке, сжатый, полный, выборочный, творческий.

в) изменение ситуативных условий (исходный текст перерабатывается и создается другой по аналогии; например представте что вы экскурсовод, какие места в Лондоне вы бы посетили в первую очередь).

Путь снизу- (в основе обучения – предложение, отражающее элементарное высказывание) Предполагает развертывание высказывания от элементарной единицы-предложения к законченному монологу.

Проходит также в 3 этапа:

а) задания стимулирующие короткие высказывания в связи с темой (ситуацией); ( я люблю спрот……, Кате можешь ты поделиться с нами своим мнением?)

б) конкретизация и уточнение сказанного.Задания направлены, следовательно, на стимулирование более развернутого высказывания; (выполнение упражнений для поле лучшего понимания этой темы.)

в) самостоятельное развернутое высказывание(в речь учащихся включаются элементы аргументации, оценки, характеризуются причинно-следственные отношения).составление высказывания о любимом спорте по модели.

Диалогическая речь – процесс речевого взаимодействия двух или более участников коммуникации.

Психологические особенности диалогической речи:

Носит двусторонний характер

Спонтанность

Инициативность

Контактность общающихся

5) коммуникативная мотивированность (наличие цели, любая реплика – коммуникативно-обусловлена);

6) ситуативность (понять содержание можно только из ситуации).

Коммуникативные функции диалогической речи:

запрос информации; выражение отношения к ней; согласие; несогласие; сообщение новой информации; приветствие; прощание; благодарность …

Диалоги бывают свободные и стандартные.

Первоэлементами диалога являются реплики различной протяженности — от одной до нескольких фраз. Наиболее типична однофразовая реплика. Соединение реплик, характеризующихся структурной, интонационной и семантической законченностью, принято называть диалогическим единством. Этот главный компонент диалога должен служить и исходной единицей обучения диалогической речи. Тесную логико-смысловую зависимость нескольких диалогических единств с учетом их синтаксической и коммуникативной завершенности принято называть структурой диалога.

Главной особенностью общения является его эвристичность, т.е. незапланированность, нестандартность.

Они представляют собой названия речевых задач, расположенных в необходимой последовательности.

Существует 3 пути обучения диалогической речи:

Пошаговый путь. Предполагает, что у учащихся по какой-либо причине нет исходного диалога-образца.

Этапы работы:

1. овладение учащимися отдельными репликами за счет фонетических и имитационных упражнений. (например тема визит в кафе, тренировка вопросов про меню)

Наши рекомендации