Что делает мячик? (после показа действия с мячом задаю вопрос)

1) Называет 2 и более слова (катать, бросать, прятать)

2) Называет 2 слова (катать, бросать)

3) Называет 1 слово (играть)

3. Какой мяч? (дать мяч в руки ребёнка)

1) Называет два признака и более (красный, большой)

2) Называет одно слово (большой)

3) Не называет качеств, говорит другое слово (играть)

Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает 3 балла; если ответы соответствуют № 2 – 2 балла; если ответы соответствуют № 3 – 1 балл.

Высокий уровень оценивается в 3 балла – ребенок активен в общении, запас словаря достаточный.

Средний уровень оценивается в 2 балла – ребенок умеет понимать и слушать речь, участвует в общении, отличается не высоким запасом словаря.

Низкий уровень оценивается в 1 балл – ребенок малоактивен и малоразговорчив, словарь ребенка скуден.

В результате проведения 1 задания: «Игра с куклой» выявляли развитие словаря у детей, было отмечено следующее:

- 4 девочки и 1 мальчик (Элина, Соня, Катя, Лера, Егор) называли ответы под номером 1, были активны, запас словаря достаточный, они набрали наибольшее количество баллов (3 балла), что соответствует высокому уровню.

- 2 девочки и 2 мальчика (Алина, Виолетта, Глеб, Влад) называли ответы под номером 2, умеют понимать и слушать речь, участвует в общении, отличаются не высоким запасом словаря, они набрали среднее количество баллов (2 балла), что соответствует среднему уровню.

- 1 мальчик (Семён) называл ответы под номером 3, малоактивен и малоразговорчив, словарь ребенка скуден, он набрал наименьшее количество баллов (1балл), что соответствует низкому уровню.

В результате проведения 2 задания: «Игра с мячом» выявляли развитие словаря у детей, было отмечено следующее:

- 3 девочки и 1 мальчик (Элина, Соня, Катя, Егор) называли ответы под номером 1, были активны, запас словаря достаточный, они набрали наибольшее количество баллов (3 балла), что соответствует высокому уровню.

- 3 девочки (Алина, Лера, Виолетта), называли ответы под номером 2, умеют понимать и слушать речь, участвует в общении, отличаются не высоким запасом словаря, они набрали среднее количество баллов (2 балла), что соответствует среднему уровню.

- 3 мальчика (Глеб, Влад, Семен) называли ответы под номером 3, малоактивены и малоразговорчивы, словарь ребенка скуден, они набрали наименьшее количество баллов (1балл), что соответствует низкому уровню.

На основе второй диагностики, 2-х заданий был получен следующий результат: он отражен в таблице 2 (качественный анализ).

Таблица 2- уровень развития словаря детей третьего года жизни на этапе констатирующего эксперимента

№ п/п Имя ребёнка Игра с куклой Игра с мячом Общее количество баллов Уровни
задание задание задание задание задание задание
н с в н с в н с в н с в н с в н с в    
Алина                         средний
Семён                         низкий
Элина                         высокий
Егор                         высокий
Катя                         высокий
Соня                         высокий
Лера                         средний
Глеб                         низкий
Виолетта                         средний
Влад                         низкий

Примечание:

Н - низкий;

С - средний;

В – высокий.

В процентном отношении уровень развития словаря детей представлен на диаграмме: рис. 2

Что делает мячик? (после показа действия с мячом задаю вопрос) - student2.ru

Рис. 2. Уровень развития словаря детей третьего года жизни на этапе констатирующего эксперимента

Исходя, из диаграммы можно проследить количественные показатели.

Высокий уровень – 40% (у 4 детей, Элина, Егор, Катя и Соня) – дети активны в общении, запас словаря достаточный.

Средний уровень – 30% (у 3 детей, Алина, Лера, Виолетта) – дети умеют понимать и слушать речь, участвуют в общении, отличаются не высоким запасом словаря.

Низкий уровень – 30% (у 3 мальчиков Глеба, Влада, Семёна) - дети малоактивены и малоразговорчивы, словарь скуден.

По общему анализу двух диагностик (активной речи и развития словаря) на этапе констатирующего эксперимента получили следующие уровни:

- у 1 девочки (Элина) активность выражается во всех пробах, вне зависимости от поведения взрослого. Это проявляется в интересе к вещам, в стремлении привлечь внимание к игрушкам или предметам, находящимися в комнате, в желании разделить со взрослым удовольствие от игры, получить его одобрение или помощь. У ребенка с высоким уровнем высокие показатели инициативности. Она охотно и с удовольствием принимает предложение поиграть вместе, средства общения богаты и разнообразны: привлекает внимание взрослого к игрушкам, просит о помощи, приглашает к совместной игре, сама сообщает о том, что знает, спрашивает, комментирует, предлагает, отвечает на вопросы, очень активна в общении, запас словаря достаточный, что соответствует высокому уровню.

- у 5 девочек и 1 мальчика (Алина, Соня, Катя, Виолетта, Лера, Егора), характеризуются средними значениями показателей всех параметров, дети используют слова в общении, необходима помощь взрослого, чем активнее взрослый, тем инициативнее дети, умеют понимать и слушать речь, участвуют в общении, отличаются не высоким запасом словаря, что соответствует среднему уровню.

- 3 мальчика (Семен, Влад, Глеб), характеризуются слабой степенью выраженности всех параметров, малоинициативны по отношению к взрослому, практически не разговаривают сами, но могут повторить слова за взрослым, дети малоактивны и малоразговорчивы, словарь детей скуден, что соответствуют низкому уровню.

Для более точного результата сравним 2 диагностики, результаты которые представлены в таблице 3.

Таблица 3. Общий анализ двух диагностик (активной речи и развития словаря) на этапе констатирующего эксперимента

№ п/п Имя ребенка Названия диагностик Уровни
1 – ая диагностика активной речи 2- ая диагностика развития словаря
Уровни Уровни
Алина средний средний средний
Семён низкий низкий низкий
Элина высокий высокий высокий
Егор средний высокий средний
Катя средний высокий средний
Соня средний высокий средний
Лера средний средний средний
Глеб низкий низкий низкий
Виолетта средний средний средний
Влад низкий низкий низкий

В основном результаты совпали, расхождения получились только у 2 девочек и 1 мальчика (Соня, Катя, Егор), потому что они используют слова в общении, но необходима помощь взрослого, чем активнее взрослый, тем инициативнее дети, но запас словаря достаточный.

В процентном отношении общий уровень диагностик представлен на диаграмме рис. 3

Что делает мячик? (после показа действия с мячом задаю вопрос) - student2.ru

Рис. 3. общий уровень диагностик на этапе констатирующего эксперимента

Таким образом, итоговые результаты констатирующего эксперимента следующие:

Высокий уровень – 10% (Элина) активность выражается во всех пробах, вне зависимости от поведения взрослого. Это проявляется в интересе к вещам, в стремлении привлечь внимание к игрушкам или предметам, находящимися в комнате, в желании разделить со взрослым удовольствие от игры, получить его одобрение или помощь. У ребенка с высоким уровнем высокие показатели инициативности. Она охотно и с удовольствием принимает предложение поиграть вместе, средства общения богаты и разнообразны: привлекает внимание взрослого к игрушкам, просит о помощи, приглашает к совместной игре, сама сообщает о том, что знает, спрашивает, комментирует, предлагает, отвечает на вопросы, очень активна в общении, запас словаря достаточный, таким образом у ребенка развита и активная речь и словарь.

Средний уровень – 60% (Алина, Егор, Лера, Виолетта, Соня, Катя) дети используют слова в общении, необходима помощь взрослого, чем активнее взрослый, тем инициативнее дети, умеют понимать и слушать речь, участвуют в общении, отличаются не высоким запасом словаря, у таких детей не совсем развита активная речь и словарь.

Низкий уровень – 30% (Семён, Глеб, Влад) такие дети малоинициативны по отношению к взрослому, практически не разговаривают сами, но могут повторить слова за взрослым, дети малоактивны и малоразговорчивы, словарь детей скуден у таких людей не развита активная речь и словарь.

ВЫВОДЫ по ГЛАВЕ 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

«Каков ребенок в игре, таков во многом

он будет в работе, когда вырастет.

Поэтому воспитание будущего деятеля

происходит, прежде всего, в игре.

И вся история отдельного человека

как деятеля и работника может

быть представлена в развитии игры

и постепенном переходе в работу...»

А.С.МАКАРЕНКО

«Кто разбудил медведя?» (игры с ходьбой)

Дети сидят на стульчиках полукругом, а один ребенок с медвежонком на руках сидит спиной к детям. Кто – нибудь из детей громко кричит «ку – ка – ре – ку!» Ребенок обращаясь к медведю со словами «Пойдем поищем петушка», обходит всех детей и, остановившись перед тем, кто кукарекал, говорит: «Ты разбудил медведя». Если он отгадал, то они меняются местами, и игра повторяется.

Наши рекомендации