Что делает мячик? (после показа действия с мячом задаю вопрос)
1) Называет 2 и более слова (катать, бросать, прятать)
2) Называет 2 слова (катать, бросать)
3) Называет 1 слово (играть)
3. Какой мяч? (дать мяч в руки ребёнка)
1) Называет два признака и более (красный, большой)
2) Называет одно слово (большой)
3) Не называет качеств, говорит другое слово (играть)
Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает 3 балла; если ответы соответствуют № 2 – 2 балла; если ответы соответствуют № 3 – 1 балл.
Высокий уровень оценивается в 3 балла – ребенок активен в общении, запас словаря достаточный.
Средний уровень оценивается в 2 балла – ребенок умеет понимать и слушать речь, участвует в общении, отличается не высоким запасом словаря.
Низкий уровень оценивается в 1 балл – ребенок малоактивен и малоразговорчив, словарь ребенка скуден.
В результате проведения 1 задания: «Игра с куклой» выявляли развитие словаря у детей, было отмечено следующее:
- 4 девочки и 1 мальчик (Элина, Соня, Катя, Лера, Егор) называли ответы под номером 1, были активны, запас словаря достаточный, они набрали наибольшее количество баллов (3 балла), что соответствует высокому уровню.
- 2 девочки и 2 мальчика (Алина, Виолетта, Глеб, Влад) называли ответы под номером 2, умеют понимать и слушать речь, участвует в общении, отличаются не высоким запасом словаря, они набрали среднее количество баллов (2 балла), что соответствует среднему уровню.
- 1 мальчик (Семён) называл ответы под номером 3, малоактивен и малоразговорчив, словарь ребенка скуден, он набрал наименьшее количество баллов (1балл), что соответствует низкому уровню.
В результате проведения 2 задания: «Игра с мячом» выявляли развитие словаря у детей, было отмечено следующее:
- 3 девочки и 1 мальчик (Элина, Соня, Катя, Егор) называли ответы под номером 1, были активны, запас словаря достаточный, они набрали наибольшее количество баллов (3 балла), что соответствует высокому уровню.
- 3 девочки (Алина, Лера, Виолетта), называли ответы под номером 2, умеют понимать и слушать речь, участвует в общении, отличаются не высоким запасом словаря, они набрали среднее количество баллов (2 балла), что соответствует среднему уровню.
- 3 мальчика (Глеб, Влад, Семен) называли ответы под номером 3, малоактивены и малоразговорчивы, словарь ребенка скуден, они набрали наименьшее количество баллов (1балл), что соответствует низкому уровню.
На основе второй диагностики, 2-х заданий был получен следующий результат: он отражен в таблице 2 (качественный анализ).
Таблица 2- уровень развития словаря детей третьего года жизни на этапе констатирующего эксперимента
№ п/п | Имя ребёнка | Игра с куклой | Игра с мячом | Общее количество баллов | Уровни | ||||||||||||||||
задание | задание | задание | задание | задание | задание | ||||||||||||||||
н | с | в | н | с | в | н | с | в | н | с | в | н | с | в | н | с | в | ||||
Алина | средний | ||||||||||||||||||||
Семён | низкий | ||||||||||||||||||||
Элина | высокий | ||||||||||||||||||||
Егор | высокий | ||||||||||||||||||||
Катя | высокий | ||||||||||||||||||||
Соня | высокий | ||||||||||||||||||||
Лера | средний | ||||||||||||||||||||
Глеб | низкий | ||||||||||||||||||||
Виолетта | средний | ||||||||||||||||||||
Влад | низкий |
Примечание:
Н - низкий;
С - средний;
В – высокий.
В процентном отношении уровень развития словаря детей представлен на диаграмме: рис. 2
Рис. 2. Уровень развития словаря детей третьего года жизни на этапе констатирующего эксперимента
Исходя, из диаграммы можно проследить количественные показатели.
Высокий уровень – 40% (у 4 детей, Элина, Егор, Катя и Соня) – дети активны в общении, запас словаря достаточный.
Средний уровень – 30% (у 3 детей, Алина, Лера, Виолетта) – дети умеют понимать и слушать речь, участвуют в общении, отличаются не высоким запасом словаря.
Низкий уровень – 30% (у 3 мальчиков Глеба, Влада, Семёна) - дети малоактивены и малоразговорчивы, словарь скуден.
По общему анализу двух диагностик (активной речи и развития словаря) на этапе констатирующего эксперимента получили следующие уровни:
- у 1 девочки (Элина) активность выражается во всех пробах, вне зависимости от поведения взрослого. Это проявляется в интересе к вещам, в стремлении привлечь внимание к игрушкам или предметам, находящимися в комнате, в желании разделить со взрослым удовольствие от игры, получить его одобрение или помощь. У ребенка с высоким уровнем высокие показатели инициативности. Она охотно и с удовольствием принимает предложение поиграть вместе, средства общения богаты и разнообразны: привлекает внимание взрослого к игрушкам, просит о помощи, приглашает к совместной игре, сама сообщает о том, что знает, спрашивает, комментирует, предлагает, отвечает на вопросы, очень активна в общении, запас словаря достаточный, что соответствует высокому уровню.
- у 5 девочек и 1 мальчика (Алина, Соня, Катя, Виолетта, Лера, Егора), характеризуются средними значениями показателей всех параметров, дети используют слова в общении, необходима помощь взрослого, чем активнее взрослый, тем инициативнее дети, умеют понимать и слушать речь, участвуют в общении, отличаются не высоким запасом словаря, что соответствует среднему уровню.
- 3 мальчика (Семен, Влад, Глеб), характеризуются слабой степенью выраженности всех параметров, малоинициативны по отношению к взрослому, практически не разговаривают сами, но могут повторить слова за взрослым, дети малоактивны и малоразговорчивы, словарь детей скуден, что соответствуют низкому уровню.
Для более точного результата сравним 2 диагностики, результаты которые представлены в таблице 3.
Таблица 3. Общий анализ двух диагностик (активной речи и развития словаря) на этапе констатирующего эксперимента
№ п/п | Имя ребенка | Названия диагностик | Уровни | |
1 – ая диагностика активной речи | 2- ая диагностика развития словаря | |||
Уровни | Уровни | |||
Алина | средний | средний | средний | |
Семён | низкий | низкий | низкий | |
Элина | высокий | высокий | высокий | |
Егор | средний | высокий | средний | |
Катя | средний | высокий | средний | |
Соня | средний | высокий | средний | |
Лера | средний | средний | средний | |
Глеб | низкий | низкий | низкий | |
Виолетта | средний | средний | средний | |
Влад | низкий | низкий | низкий |
В основном результаты совпали, расхождения получились только у 2 девочек и 1 мальчика (Соня, Катя, Егор), потому что они используют слова в общении, но необходима помощь взрослого, чем активнее взрослый, тем инициативнее дети, но запас словаря достаточный.
В процентном отношении общий уровень диагностик представлен на диаграмме рис. 3
Рис. 3. общий уровень диагностик на этапе констатирующего эксперимента
Таким образом, итоговые результаты констатирующего эксперимента следующие:
Высокий уровень – 10% (Элина) активность выражается во всех пробах, вне зависимости от поведения взрослого. Это проявляется в интересе к вещам, в стремлении привлечь внимание к игрушкам или предметам, находящимися в комнате, в желании разделить со взрослым удовольствие от игры, получить его одобрение или помощь. У ребенка с высоким уровнем высокие показатели инициативности. Она охотно и с удовольствием принимает предложение поиграть вместе, средства общения богаты и разнообразны: привлекает внимание взрослого к игрушкам, просит о помощи, приглашает к совместной игре, сама сообщает о том, что знает, спрашивает, комментирует, предлагает, отвечает на вопросы, очень активна в общении, запас словаря достаточный, таким образом у ребенка развита и активная речь и словарь.
Средний уровень – 60% (Алина, Егор, Лера, Виолетта, Соня, Катя) дети используют слова в общении, необходима помощь взрослого, чем активнее взрослый, тем инициативнее дети, умеют понимать и слушать речь, участвуют в общении, отличаются не высоким запасом словаря, у таких детей не совсем развита активная речь и словарь.
Низкий уровень – 30% (Семён, Глеб, Влад) такие дети малоинициативны по отношению к взрослому, практически не разговаривают сами, но могут повторить слова за взрослым, дети малоактивны и малоразговорчивы, словарь детей скуден у таких людей не развита активная речь и словарь.
ВЫВОДЫ по ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
«Каков ребенок в игре, таков во многом
он будет в работе, когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля
происходит, прежде всего, в игре.
И вся история отдельного человека
как деятеля и работника может
быть представлена в развитии игры
и постепенном переходе в работу...»
А.С.МАКАРЕНКО
«Кто разбудил медведя?» (игры с ходьбой)
Дети сидят на стульчиках полукругом, а один ребенок с медвежонком на руках сидит спиной к детям. Кто – нибудь из детей громко кричит «ку – ка – ре – ку!» Ребенок обращаясь к медведю со словами «Пойдем поищем петушка», обходит всех детей и, остановившись перед тем, кто кукарекал, говорит: «Ты разбудил медведя». Если он отгадал, то они меняются местами, и игра повторяется.