Мы наиболее достойны того, чтобы получать знание
Пророк (мир ему и благословение!) сказал: «Знание — это то, чего ищут истинно верующие. Поэтому, где бы они его ни нашли, они наиболее достойны того, чтобы его получить» (передал Ат-Тирмизи).
Следуя этому досточтимому наставлению Пророка, мы должны пить от источников знания. Где бы мы ни нашли
знание, и какую бы форму оно ни приняло, мы, мусульмане,
наиболее достойны его.
Предметом нашего обсуждения является устройство домашней библиотеки и то, как развить привычку к чтению в
детях. Существует много хороших примеров для того, чтобы
обдумать это и действовать в этом направлении.
Например, во Франции для исследования и получения новой информации была создана организация под названием
«Удовольствие, получаемое от книг». Она направлена на
активное развитие взаимоотношений между детьми и книгами и проводит собрания, конференции и периодически повторяющиеся практические занятия, дает ответы на вопросы, присланные по факсу. Кроме того, каждые два месяца она выпускает журнал с критическими статьями и серии буклетов с обзором деятельности библиотек.
Германия устраивает ежегодные национальные соревнования по чтению. Дети, участвующие в этих
соревнованиях, выбирают тексты для чтения вслух на 3-5
минут. Эти соревнования длятся в течение недели, и победивший ребенок получает в подарок книгу.
В Японии также существует негосударственное движение
под названием «Литературный запас». Это словосочетание употребляется японцами в отношении устройства маленьких
библиотек для детей. Согласно этому движению, кто-нибудь
(как правило, кормилец семьи) еженедельно, обычно по воскресеньям днем, приглашает в свой дом соседских детей и
предоставляет в их распоряжение свое собрание детских книг.
Дети могут брать эти книги к себе домой, чтобы читать их самостоятельно или давать читать их другим. Такой библиотекой руководит один человек, и она называется
«Семейная библиотека». Так делать лучше, нежели давать книги только своим друзьям, с которыми человек желает поделиться удовольствием от чтения книг.
Одновременно с этим движением в Японии устраивается кампания под девизом «Книга — в каждый дом». Японцы заметили, что главная причина, по которой деревенские
жители, в особенности дети, не интересуются чтением, состоит в том, что они не могут позволить себе покупку книг. Вот почему некоторые школы и библиотеки в сельской
местности организовали кампанию под девизом «Книга — в каждый дом».
Известно, что доктор Мухаммад аль-Вахаби, писатель и
детский врач, рассказывал: «Однажды, когда я возвращался поездом из Нидерландов в Бельгию, я сидел рядом с одной голландкой, которая ехала с маленьким ребенком. Неожиданно ребенок расплакался. Тогда мать открыла свою сумку, достала из нее книгу и дала ее своему ребенку, который увлекся чтением и сразу же прекратил плакать. Я подивился этой ситуации. Когда женщина открыла свою сумку, я подумал, что она достанет оттуда каких- нибудь конфет для ребенка, но вместо этого она дала ему нечто интеллектуальное. Интеллектуальное развитие — это именно то, что необходимо нашим детям».
Другой пример в этом отношении являет для нас Турция.
Шейх Наджиб Халид аль-Амир, обсуждая данную тему,
сказал: «Я поехал в Турцию летом 1408 года после хиджры. Я помню, как мы посетили одно место, где был потрясающий вид, показывающий величие Творца (да будет Он превознесен!). Окружавший нас пейзаж со всей растительностью походил на гигантский зеленый ковер. Огромные деревья покачивались от легкого ветерка.
Мы остановились и вышли из машины. Я заметил одного мальчика, примерно 13-ти лет, который сидел в машине и был
полностью погружен в чтение книги, невзирая на то что все остальные люди вышли и наслаждались завораживающим видом и приятным ветерком. Мы провели почти час, любуясь этим пейзажем, а затем вернулись в машину. К моему удивлению, мальчик продолжал читать!»
Чтение — это ключ к созданию великих цивилизаций. Пос-
редством чтения мусульмане могут приобретать знание своей религии. Тот, кто не читает, является врагом самому себе, по- скольку он стоит на месте, в то время как другие движутся вперед. Мы живем в эпоху знания. Поэтому нам не стоит оп- равдываться такими нелепыми словами как: «У нас не хватает времени на чтение; мы слишком заняты». При наличии стольких экономящих наш труд изобретений, таких как стиральные машины, автомобили и прочих, наше время — в наших руках, и книги нам доступны. Итак, нам необходимо развивать в себе интерес к чтению, чтобы мы могли совершенствоваться.