Изучение мотивации учебной деятельности

В качестве показателей мотивации учения могут выступать прежде всего различные признаки активности на уроках.

Вопросы ученика, обращенные к учителю, более всего от­ражают познавательный интерес. Другим показателем моти­вации учения является стремление учащихся по собственно­му побуждению участвовать в деятельности, в обсуждении поднятых на уроке вопросов, в желании высказать свою точ­ку зрения.

В целом для изучения мотивации учебной деятельности бо­лее целесообразен косвенный путь. Он возможен как в виде дей­ствия, так и в виде речевого высказывания.

В первом случае имеется в виду использование различных вариантов естественного эксперимента. Например, можно при­бегнуть к специально подобранным ситуациям, в которых школьнику необходимо сделать какой-то реальный выбор, при­чем действительная цель задачи, возникающей перед учеником, может быть замаскирована. Приведем примеры таких ситуа­ций, предлагаемых А. К. Марковой.

«Методика с конвертами».Школьнику предлагается выб­рать среди других конверт, на котором указано название само­го интересного для него учебного предмета, а затем открыть и найти из лежащих там карточек ту, на которой написано наи­более интересное для него задание.

Методика «Составь расписание на неделю».Учащимся предлагается включить в расписание любое число уроков по различным учебным предметам, предусмотренным и непредус­мотренным школьной программой, а также вычеркнуть из него не интересные для них уроки.

Во втором случае мотивы выявляются из речевых высказы­ваний в процессе беседы, анкетирования, опроса.

ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Одна из важнейших задач школы — помочь школьникам сознательно выбрать профессию с учетом их желаний и возмож­ностей. Работа по профессиональной ориентации невозможна без изучения профессиональной направленности учащихся.

Для изучения профессиональных интересов школьников можно использовать методы беседы и анкетирования, а также сочинения на темы «Мои планы на будущее», «Мой рабочий день через 10 лет», методики, разработанные Е. А. Климовым.

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА ШКОЛЬНИКА

Темпераментом называют совокупность природных качеств, определяющих динамические и эмоциональные особенности психики человека: скорость, темп и ритм реакций, эмоциональ­ную возбудимость и чувствительность. Наиболее приемлемым методом диагностики темперамента в педагогической деятель­ности является наблюдение.

Для определения особенностей темперамента также можно использовать различные психологические методики. Одним из самых популярных является детский вариант опросника Айзенка.

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ХАРАКТЕРА ШКОЛЬНИКА

Характером называют индивидуальное сочетание устойчи­вых свойств личности, обусловливающих типичные для нее спо­собы поведения в определенных жизненных обстоятельствах. Знание особенностей характера ребенка позволяет с большой вероятностью предвидеть его поведение и тем самым корректи­ровать ожидаемые действия и поступки. Своеобразие характе­ра человека проявляется в системе его отношений к действи­тельности: к другим людям (общительность — замкнутость, правдивость — лживость, тактичность — грубость); к делу (от­ветственность — недобросовестность, трудолюбие — лень); ксе-

бе (скромность — хвастовство, гордость — униженность);

к имуществу (щедрость — жадность, бережливость — расточи­тельность).

Наиболее ценную информацию о чертах характера ученика педагог может получить, наблюдая за их поведением в сложных проблемных ситуациях, возникающих в процессе выполнения какой-либо деятельности. Для этой цели педагог может исполь­зовать следующую схему анализа поведения учащегося (пред­ложенную Н. И. Курочкиным).

Отношение к делу

5 баллов — работает с увлечением, старательно, с хорошим настроением, добросовестно выполняет трудовые операции. Соревнуется с товарищами, следит за качеством выполнения задания, доводит дело до конца, проявляет заинтересованность в результатах своей работы. Умеет преодолевать трудности.

4-3 балла — работает без особого увлечения, теряет много времени на разговоры, «на раскачку», не обнаруживает особо­го старания, если его не контролируют; темп работы медленный, качество почти не интересует, жалуется на усталость. Прояв­ляет упорство лишь в конце работы, когда необходимо отчитать­ся за результаты труда.

2 балла — работает вяло, без интереса и желания, с нетер­пением ждет окончания работы. Безразличен к плохой оценке результатов своего труда. Если выполнил работу плохо, пере­делывать не хочет. Старается сократить объем задания.

Отношение к людям

5 баллов — при наличии высокой степени сформированнос-ти перечисленных ниже положительных качеств; 4-3 — при на­личии средней степени; 2 балла — при плохой сформированно-сти указанных положительных качеств и при заметной выра­женности отрицательных качеств:

а) наличие общественных, коллективистских устремлений и направленности поведения; внимание к товарищам, умение уважать их мнение, терпимость, умение согласовывать свои действия с действиями других; забота о людях, отзывчивость, сострадательность, доброта, стремление прийти на помощь;

мягкость чуткость; уважительное отношение к старшим;

грубость, нетерпимость, неуважительность; любитссоры, склонен находить у всех недостатки, в споре никогда не усту-

пает, подозрителен; бессердечный, жестокий, злопамятный, завистливый, злорадный, насмешливый; презрительно отно­сится к окружающим, проявляет едкость, язвительность, дер­зость;

б) общительность; любит командовать, вносить изменения в деятельность коллектива; склонен к подражанию; проявляет самостоятельность в поведении; способен влиять на других; под­дается влияниям, пассивен в коллективе; готов слепо подчи­няться и безоговорочно слушаться; критичен; оценивает поведение других людей с точки зрения своих моральных пред­ставлений; избегает высказывать свое мнение о поступках то­варищей; в оценке ориентируется на других;

проявляет дружелюбие по отношению ко многим в коллек­тиве или только к некоторым; избегает общения с товарищами, боится товарищей, видит в них оврагов»;

в) готов помочь товарищам в ущерб себе; оказывает помощь только избранным; оказывает помощь, если очень попросятили заставят; никогда не приходит на помощь, избегает этого;

сочувствует или злорадствует по поводу неудач других уча­щихся; радуется или завидует успехам других;

г) при конфликте не боится выступать против сильного; под­держивает только сильных; поддерживает только тех, с кем дру­жит, кому симпатизирует; в конфликтах уходит в сторону;

д) выслушивает и учитывает чужие мнения и желания; уме­ет уступить. К товарищам относится доброжелательно, внима­тельно, с тактом. Уступает только сильным, авторитетным; к то­варищам равнодушен.

3. Отношениек самому себе

а) бескорыстен, великодушен, склонен к самопожертвова­нию; заботится только о своей выгоде; эгоистичен, жаден, ко­рыстолюбив;

б) самолюбив, стремится отличиться, превзойти своих това­рищей, быть первым, заслужить похвалу, поощрение; равно­душен к мнению окружающих, похвалам и порицаниям; дер­жится <' в тени»; скромен, обидчив; любит хвастать, рисоваться.

тщеславен;

в) сильно развито чувство собственного достоинства; уверен­ность в себе, в своих делах и способностях; самомнение, само­надеянность, самодовольство; склонен к смущению, замеша­тельству, боится браться за новое дело, стремится избежать нового; готов к раскаянию, смирению, самоунижению.

Диагностика волевых качеств

Особое место в структуре характера школьника занимает воля. Она лежит в основе многих черт: целеустремленности, решительности, настойчивости, самостоятельности и др. Объек­тивная диагностика развития волевых черт характера может быть осуществлена следующим способом (см. Схему полярных профилей черт характера).

Оценку по методу полярных профилей проводят следую­щим образом. Берут первую пару полярных качеств: настой­чивый — ненастойчивый. Вначале следует определить, какое из полярных качеств присуще испытуемому, затем нужно вы­яснить степень его выраженности. По черте «настойчивый — ненастойчивый в анкете необходимо поставить отметку в со­ответствующей графе анкеты. Точно так же нужно оценить и остальные качества. Затем составляется сводная таблица оценок. В нее по каждой черте заносятся баллы каждого уча­щегося, суммируют их и определяют среднее арифметическое. Далее производится сравнение индивидуальных результатов со средним по группе.

Наши рекомендации