Изучение самооценки школьника

Самооценкой называется отношение человека к самому себе, оценка своих способностей, возможностей, качеств личности, внешнего облика и др. Самооценка формируется в процессе по­стоянного общения с окружающими, в ходе которого ученик получает от других людей оценку своих возможностей, успехов в учебе и т. д. Эти оценки постепенно усваиваются ребенком и превращаются в его самооценку.

Самооценка может быть реальной (адекватной), когда мне­ние человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, и менее реальной (неадекватной), когда человек чересчур завышает или занижает собственные успехи и возможности.

Педагогу необходимо знать и учитывать в работе самооцен­ку школьника, так как она определяет его отношение ко всем его жизненным задачам, и прежде всего к учению, а также вли­яет на становление личности. Детям с адекватной самооценкой свойственны, как правило, оптимизм, активность, общитель­ность, бодрость, чувство юмора. Школьникам с завышенной самооценкой часто присущи высокомерие, бестактность, занос­чивость и эгоизм. Детям с пониженной самооценкой свойствен-

СХЕМА ПОЛЯРНЫХ ПРОФИЛЕЙ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА

Наименование качества   Выраженность качества (в баллах)   Выраженность полярного качества (в баллах)   Наименование полярного качества  
сильно   средне   слабо   слабо   средне   сильно  
           
Настойчивый Самостоятельный Сосредоточенный Аккуратный Организованный Сдержанный Серьезный Ответствен ны и Дисциплинированный Требовательный к себе Принципиальный Скромный Правдивый Спокойный Тихий                           Ненастойчивый Несамостоятельный Рассеянный Небрежный Неорганизованный Несдержанный Легкомысленный Безответственный Недисциплинированный Нетребовательный к себе Беспринципный Развязный Лицемерный Беспокойный Шумливый  

ны пассивность, замкнутость, повышенная ранимость, неверие в собственные силы и возможности.

Изучение самооценки можно начинать, как считаетB. C.Иваш­кин, сметода наблюдения.Наблюдение позволяет зафиксиро­вать такие поведенческие проявления самооценки, как прямые и косвенные оценки себя и других, реакции на оценочные суж­дения, в том числе на школьные оценки, со стороны окружаю­щих, уровень притязаний школьника в различных видах дея­тельности,

Изучение самооценки школьниковметодом обобщения не­зависимых характеристик проводится с привлечением в каче­стве экспертов учителей, непосредственно работающих с уча­щимся. Характеристики, даваемые экспертами, полнее и содер­жательнее, если в задании эксперту подробно перечисляются те параметры самооценки, которые требуется отразить в харак­теристике: система ценностей, выраженность основных част­ных самооценок, адекватность, устойчивость, действенность самооценки и др.

Качества   Выраженность в баллах  
                   
Способности                                          
Воля                                          
Память                                          
Трудолюбие                                          
Интерес к учебе                                          
Успехи в учебе                                          
Физическое развитие                                          

Ценные сведения о самооценке школьника может датьи ме­тод беседы, если она ведется в обстановке доверительности и ох­ватывает приведенные выше параметры самооценки.

Для уточнения данных, полученных перечисленными мето­дами, используются экспериментальные методы изучения са­мооценки.

Метод субъективного шкалирования частных самооценок

В зависимости от цели исследования и особенностей учащих­ся составляется список из 5-10 качеств личности. Среди них могут быть устойчивые, такие, как память, способности, и ла­бильные — успехи в учебе, физическое развитие и т. д. Качества заносятся в специальную таблицу (см. стр. 264).

Инструкция

Оцените, в какой мере вам свойственно каждое из приве­денных в списке качеств, пользуясь десятибалльной шкалой, в которой 1 означает отсутствие, а 10 — высший уровень раз­вития качества. Баллы между 1 и 10 соответствуют промежу­точным уровням развития качеств».

Интерпретация результатов

1. Определяется тип самооценки:

а) равномерно высокая;

б) равномерно низкая;

в) низкая по одним и высокая по другим качествам. 2. В ряде последовательных исследований определяются ди­намика и устойчивость самооценки в целом и по отдельным ка­чествам.

Наши рекомендации