Творческая деятельность учащихся на уроке музыки.
Развитие творческих способностей младших школьников на уроке музыки было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания. У младших школьников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче интонаций, подражании, легко воспринимают образное содержание сказок, историй, песен, музыкальных пьес.
Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Развитие творческих способностей учащихся начальных классов предполагает развитие:•познавательного интереса учащихся;•речевой деятельности;•мышления;
•памяти;• воображения.
У каждого школьника есть способности и таланты. Творчество – норма детского развития. Реализация творческих способностей учащегося делает более богатой и содержательной его жизнь. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения активности, способности принимать быстрое решение и мыслить аналитически. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще ни кем не было сделано, или то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше.
Урок музыки является основным способом развития творческих способностей учащихся.
Музыкально-творческое развитие позволяет выявить способность к творчеству, т.е. такое качество личности, которое характеризуется способностью к самовыражению, саморазвитию. Л.В. Школяр предлагает оценивать уровень музыкально-творческого развития в ходе выполнения творческих заданий по воплощению художественного образа в слове, звуке, движении.
Концепция преподавания музыки начала исследоваться еще в 20-х годах прошлого столетия в трудах Б.В. Асафьева Н.Я. Брюсовой, В.Г. Каратыгина и др. Б.Л. Яворский и Б.В. Асафьев доказали не только возможность, но и необходимость использования в учебной практике таких активных форм музыкально-творческой деятельности, как импровизация и сочинение музыки.
Реальное воплощение данный подход нашел лишь в 70-е годы XX в. в педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, а затем и в работах Л.В. Горюновой, Л.В. Школяр, В.О. Усачевой и др.
Творчество ребят связано с самостоятельными действиями. Детское творчество на уроках музыки представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику. Творчество учащихся ценно тем, что они сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыки.
Учитель должен уделять большое внимание творческому развитию учащихся в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, игре на детских музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях, импровизации, инсценировании.
Творчество младшего школьника — это "создание им оригинального продукта, изделия (а также решение задачи, написание сочинения и т. д.), в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению (выполнению) задачи".
Выделяются следующие компоненты творческих способностей, стимулирование которых повышает результативность творческой деятельности младших школьников.
1. Мотивационно-творческая активность, любознательность, стремление к лидерству, стремление к успеху.2. Интеллектуально-логические способности (способность анализировать, сравнивать; способность выделять главное; способность доказывать свои суждения).3. Интеллектуально-эвристические способности (способность новых идей; независимость суждений; критичность мышления; способность к фантазии).4. Способности к самоорганизации (способность видеть цель; способность к волевым усилиям в случаях временных неудач; способность к самооценке).
5. Коммуникативные способности (способность творчески использовать положительный опыт других, способность к сотрудничеству, способность отстаивать свою точку зрения).
Учителю необходимо использовать разнообразный учебный материал. Проектирование уроков творчества начинается с определения конечной цели и конкретизации результата.
Принципы организации уроков творчества у младших школьников:
1. Знания — фундамент творчества. К творчеству ребенка подводят постепенно, основываясь на полученных знаниях, выработанных на практике и закрепленных умениях.
2. Строгий отбор учебного материала. Строго отобранные учителем сведения, определения, усвоенные учеником, призваны способствовать решению конкретной задачи.
3. Многократность повторения по-разному организованного изучаемого материала.
4. Разностороннее развитие ученика.5. Формирование устойчивого интереса к учению
6. Обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого. Творчеством младший школьник овладевает с помощью взрослого.7. Постоянный контроль учителя за работой ученика. Контроль учителя позволяет сохранить у ребенка приобретенный навык.
8. Индивидуальный подход. Проектирование процесса обучения осуществляется на основе учета интересов и особенностей младших школьников.
Эффективно усваивают младшие школьники самостоятельные и творческие задания на уроках музыки. Целесообразно предлагать школьнику такие практические задания, которые наиболее полно использовали бы имеющиеся у него знания. Творчеству в начальный период целесообразно учить постепенно, т. е. выполнять работу с элементами творчества. Творческая деятельность школьника тесно взаимосвязана с самостоятельной деятельностью.На уроках творчества развиваются качества личности. Особенность творческой игры состоит в том, что она не подчинена готовым правилам. Действуя в воображаемой ситуации, ребенок максимально проявляет импровизацию. Творческая игра дает детям 7-10 лет эмоциональный заряд. В основе занятий творческого типа лежат два взаимообусловленных фактора: эстетическое восприятие как процесс и художественное творчество на основе развитой способности к эстетическому переживанию.
Так, различные виды музыкальной деятельности (прослушивание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения) стимулируют проявление творческих способностей младших школьников и прежде всего развитие музыкально-образного видения мира. Например, музыкальное творчество детей младшего школьного возраста реализуется в пении простых мотивов, сочинении мелодий на предложенный текст, сочинении ритмического сопровождения, вступления, в оценочных суждениях об услышанной музыке и т. д. Подготовка младших школьников к музыкальному творчеству предполагает овладение способом творческих действий (учитель показывает технику создания музыкального образа, знакомит с комбинацией элементов мелодии и т. д.). На уроках музыки им предлагаются творческие задания в форме игры. Причем впоследствии дети сами ведут игру.
Также, активизирующим творческим потенциалом младших школьников, является импровизация: интерпретация песни, музыкального отрывка и т. д.
Методы и приемы, способствующие развитию музыкальности
№ п/п Задачи развития музыкальных способностей Методы обучения
1 Развитие эмоционального отклика на музыку Выразительное исполнение произведений различного жанра и тематики; сопоставление музыкальных произведений с произведениями литературы и изобразительного искусства; образные характеристики музыкальных произведений
2 Развитие музыкально-сенсорных способностей Объяснение и иллюстрация сенсорных свойств музыки (звуковысотных, ритмических, тембровых и динамических), их графическое изображение; упражнения в различении этих свойств; применение сведений в процессе практических упражнений; самостоятельное использование музыкально-дидактических игр с сенсорными заданиями
3 Развитие ладо-мелодического слуха, чувства мелодических интонаций
Упражнения в определении двух различных по высоте музыкальных звуков, движения мелодии (вверх-вниз); ознакомление с графическим изображением мелодической линии; систематическое исполнение певческих упражнений; пение без сопровождения после настройки в данной тональности
4 Развитие чувства ритма
Упражнения в исполнении метроритмических заданий в процессе движения (игры, пляски); упражнения в определении различных ритмических рисунков; ознакомление с графическим изображением ритма (четверти и восьмые)
5 Развитие музыкальной памяти
Упражнения в последовательном чередовании пения вслух и про себя; упражнения в определении названий произведений по их фрагментам; упражнения в самостоятельном исполнении по слуху простейших мелодий на детских музыкальных инструментах
6 Развитие музыкального творчества Упражнения по приобретению навыков самостоятельных действий в пении, игре на детских инструментах движении; упражнения в самостоятельном придумывании вариантов игр, хороводов, танцев; обучение детей поисковым действиям в упражнениях по развитию сенсорных способностей; творческие задания как метод развития песенного, музыкально-игрового, танцевального творчества
Активным средством развития музыкально-творческих способностей младших школьников являются творческие задания: в форме игр. Выполнению заданий способствуют рассказанные им правила и сюжетная подсказка. Если вначале музыкальную игру ведет учитель, то позже - сами учащиеся. Иногда они придумывают свои игры или «переводят» обычные игры в музыкальные (например, «Испорченный телефон», «Угадай-ка», «Эхо», «Узнай меня»).
Все творческие задания выполняются в определенной последовательности. Например, чтобы найти выразительные движения, соответствующие характеру музыки, дети сначала слушают произведение, выявляют его характер, средства музыкальной выразительности, форму. Затем они планируют возможные варианты тех или иных движений. Замысел обсуждается коллективно или обдумывается индивидуально и дополняется. Итогом творческого решения является выразительное исполнение сочинения. Для развития чувства лада предлагаются следующие творческие задания:
- Сочинить музыкальные загадки типа «что я слышал в лесу?». Образцом выполнения таких заданий могут служить пьесы Кабалевского, Тиличеевой «Кукушка и дятел», «Эхо».
- Сочинить музыкальные иллюстрации к сказке, предложенной учителем. Например, по ходу содержания сказки «О музыкальной принцессе», которую рассказывает учитель, учащиеся сочиняют мелодию звона колоколов, извещающих о приближении ночи, колыбельную песенку, веселый танец польку.В условиях музыкальной игры «Сказка», «Музыкальная история» дети сочиняют музыкальные иллюстрации с помощью сюжетной подсказки. Этот прием способствует созданию на уроке атмосферы непринужденности.
- Импровизировать окончания музыкальных фраз. Подготовкой для импровизации мелодий может служить песня – игра Тиличеевой Е. «Наш дом», «Лифт».
Для развития ритмического чувства используются следующие музыкально-творческие задания:- Передать на ударных инструментах (ксилофон, металлофон и др.) ритмический мотив приветственного диалога учителя и детей: «Дети, здравствуйте!», «Здравствуйте!». Перед тем как начать урок, педагог здоровается с детьми. На первых занятиях приветствие и ответ на него сопровождаются выразительной игрой ритмического мотива на детских музыкальных инструментах. В дальнейшем это может быть ритмический диалог без произнесения слов. По мере музыкального развития школьников ритмический приветственный диалог преобразуется в вокальное приветствие.
- Передать ритмический мотив загадки на ударных инструментах и сочинить к ней ответ. Загадка: «Кто в лесу стучит тук - тук?» Ответ: «Дятел, дятел». Первый раз ответ передается в форме ритмического мотива, второй - словесно, с ритмическим сопровождением.
Таким образом, творчество на уроке музыки было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания
Различные виды музыкальной деятельности (прослушивание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения) стимулируют проявление творческих способностей младших школьников
- пьеса «Клоуны», Д.Б. Кабалевский (почему она так называется, нарисуйте картинку к этой пьесе).
Задание.Предложить ребенку передать свои впечатления о музыке каким-либо рисунком.
Задание1.Предложить украсить песню, сопроводив каждый из куплетов звучанием музыкального инструмента, подходящего по характеру к содержанию куплета.
Песенное творчество• Попросить ребенка петь, самостоятельно находя то высокие интонации (мяукает котенок), то более низкие (мяукает кошка).• Играть на металлофонах самим придуманные сочетания интонаций и ритмов и попытаться воспроизвести их в пении.• Петь свое имя на двух звуках, передавая разнообразные интонации.• Певческая перекличка.• Закончить мелодию.
• Сочинить песню.
Таким образом, музыкально-творческая деятельность – это деятельность школьника в области искусства, направленная на создание новых духовных ценностей, материализованных в художественных произведениях.
Творческий потенциал – это чувство нового художественного ценного, связанное с высокой степенью развития мышления и способностью быстро действовать в новой ситуации.
Урок музыки является основным способом развития творческих способностей учащихся и одной из актуальных задач музыкального воспитания. Проблемой развития творческих способностей занимался Д.Б. Кабалевский, первый создатель программы “Музыка” для общеобразовательной школы. Развитие творческих способностей у младших учащихся на уроках музыки станет возможным, если:
• повысить творческую активность и творческий потенциал младших учащихся.