VI. Творческая практическая деятельность учащихся.

Индивидуальный рисунок не тему «Царство деревьев», «Дуб-

великан», «Семья деревьев», «Деревья-долгожители» или др.

(см. лист 7 Творческой папки).

- Приготовьте акварельные краски или гуашь. Изобразите сказочный лес, где деревья похожи на разные по форме листья. Какие цвета вы подберете для своего леса? Почему?

- Вспомните стихи об осени, репродукции осенних пейзажей. Это вам поможет при выборе цветовой гаммы.

ü Дети изображают любой утолок леса, в котором растут разные по харак-

теру и внешнему облику деревья, придумывают к своим работам названия.

ü Это задание ученики могут выполнять на цветных листах бумаги, используя цветной фон в качестве эмоционально-образного фона (дерево на закате, дерево под дождём, дерево и тучи, семья деревьев радуется и т. п.).

По мере завершения работы рисунки оформляются на классной доске.

VI. Итоги урока. Рефлексия

1.Выставка работ учащихся.

- Посмотрите, какие замечательные работы у вас получились! Они все не похожи друг на друга. Каждая интересна по-своему.

2.Обсуждение цветовой г а м м ы.

3.Обобщение по теме. Рефлексия.

– Какая работа вам больше всего понравилась?

– На каком рисунке изображены деревья – стражи леса? На

каком – слабенькие, хилые?

ВСД

Выполнить наброски деревьев с натуры (см. лист 6 Творческой папки) или нарисовать с натуры комнатные цветы, используя любой графический материал.

Тема: Необычные цветы.

Цели: познакомить с Мастером Украшения и его направлением художественной деятельности; развивать эстетический вкус, творческое воображение.

Задачи:

– учить оценивать выразительность необычных природных форм;

– использовать сравнение как средство выражения образного смысла сказок о маленьких человечках;

– выполнять иллюстрацию, используя выразительные возможности художественных материалов;

– передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов;

– оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности

и сверстников

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

Есть волшебные слова,

Скажешь - сразу тишина.

Будь внимательней, дружок,

Начинается урок.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формули­рование учебной задачи

- Сегодня на уроке вы познакомитесь еще с одним мастером. А вот как его зовут, вы узнаете позже.

III. «Мир полон украшений». Введение в тему урока

1. Эвристическая беседа.

- Тема нашего занятия - «Мир полон украшений». Что такое украшения, как вы думаете? Приходилось ли вам когда-нибудь что- то украшать? (Ответы детей.)

- Украшения всюду вокруг нас - украшена орнаментами одеж­да, игрушки, дома, комнаты, посуда и другие различные предметы.

Делать предметы неповторимыми, красивыми нам помогает Мас­тер Украшения. Он веселый, добрый волшебник, искренне желаю­щий сделать мир краше.

Слово «украсить» означает придать чему-нибудь или кому- нибудь красивый вид, сделать наряднее.

2.Работа по учебнику.

- Откройте с. 16-17 учебника. Что вы видите на картинке? (Цветы.)

- Цветы удивительно красивы, и они тоже украшены. Как? (Необычные узорчатые лепестки, резные листочки, тычинки.)

- Какие цветы вам нравятся? (Ответы детей.)

- Цветок является украшением земли. Послушайте песню Ю. Чичкова о волшебном цветке на слова М. Пляцковского и полюбуйтесь изображениями цветов на фотографиях и рисунках.

Есть на свете цветок алый, алый,

Яркий, пламенный, будто заря,

Самый солнечный и небывалый,

Он мечтою зовется не зря.

Может, там, за седьмым перевалом,

Вспыхнет свежий, как ветра глоток,

Самый сказочный и небывалый,

Самый волшебный цветок.

В жизни хочется всем нам, пожалуй,

Как бы путь ни был крут и далек,

Отыскать на земле небывалый,

Самый-самый красивый цветок.

Вспоминая о радостном чуде,

Вдаль шагая по звонкой росе,

Тот цветок ищут многие люди,

Но, конечно, находят не все.

- О чем эта песня? О каком цветке идет речь? (О волшебном.)

- Какой он, этот волшебный цветок? Каким вы себе его пред­ставляете?

Физминутка

IV. Педагогический рисунок

- Прежде чем мы начнем рисовать, давайте посмотрим на мно­гообразие цветов в природе.

Мультимедийная презентация.


Предлагаю представить, что они благодаря машине времени оказались в доисторических временах.

- Возможно, именно тогда на нашей планете появились цветы-гиганты, которые больше человеческого роста. Необычные цветы громадных размеров и сегодня можно встретить в Индонезии, на острове Суматра. Глядя на фотографию цветка на с. 16 учебника, вместе с детьми читаем информацию о «тёплом цветке» на с. 16–17. Сравнивает его с ещё одним гигантом – цветком, который называют «красной чашей» (с. 17 учебника). Затем, обращаю внимание учеников на детские рисунки, помещённые на с. 18.

– В каких сказках человек меньше ростом, чем растения и цветы?

Обращаю внимание на выставку детских книг (Ханса Кристиана Андерсена «Дюймовочка», Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес», Шарля Перро «Мальчик-с-пальчик» или другие), оформленных разными художниками, или рассматриваем с детьми иллюстрации в Творческой папке (см. лист 9 Творческой папки). По мере того как дети называют известное им произведение, показываю обложку книжки и некоторые иллюстрации, отражающие содержание книги. Обращаю внимание на принцип сравнения, который используют художники, изображая человека маленьким, а цветы и окружающий человека растительный мир – большими. Перед практической работой показываю на доске приёмы изображения человека способом «от одежды». Сначала рисуется голова, шея, затем – кофта, брюки или юбка, завершает рисунок изображение кистей рук и ступней ног. Во время работы у доски учитель напоминает, что голова человека укладывается в фигуре человека 6–7 раз.

Наши рекомендации