V. Творческая практическая деятельность учащихся

- А хотелось ли вам иметь драгоценный камень?

- Каким вы себе его представляете?

- Я предлагаю вам его нарисовать. Раскрасьте его, используя гуашь или акварель.

ü Содержание творческого задания, обозначенного на с. 22, раскрываю личным показом. В технике по-сырому изображаю малахитовые переливы цвета, получает тёплые, а затем холодные оттенки зелёного. Получившиеся ещё влажные изображения посыпаю каменной солью, соль собирает вокруг себя краску и создаёт своеобразные изображения цветов. Дети выполняют упражнения, нанося краску в технике по-сырому сначала на одну, а затем и на другую бумажную заготовку вазы и экспериментируют с солью.

VI.Итог урока. Рефлексия

1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.

- Посмотрите, сколько красивых драгоценных камней вы нарисо­вали! Какое настроение возникает у вас, когда смотрите на рисунки?

- Как вы украшали свои вазы?

- Расскажите, какие подбирали краски.

2. Обобщение.

- Что нового вы узнали на уроке? (Узнали о драгоценных камнях.)

- Чему мы учились сегодня на уроке? (Рисовать новым способом по - сырому.)

3. Уборка рабочего места.

ВСД:выполнить декоративную вазу, используя стеклянную или пластмассовую баночку и пластилин.

Тема: Бусы из ягод и гирлянды цветов.

Цели: Вычленять своеобразие образного языка декоративно-прикладного искусства (стилизация, ритм, симметрия, цветовая гармония).

Задачи:

-учить различать тёплые и холодные цвета;

-создавать ритмично организованную композицию;

-оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников;

-отличать предметы, созданные художником-ювелиром, от произведений живописи и графики.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

Чтоб урок начать быстрее,

Нужно всем стоять ровнее.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формули­рование учебной задачи.

- Ребята, обратите внимание на окружающий вас мир. Как прекрасно всё вокруг! Разносочные цветы, зелёные деревья, голубое небо, белоснежные облака. Даже цвета машин на улицах разные. Основу всего этого богатства красок объединяют три основных цвета: красный, синий и жёлтый. Соединяя эти три цвета мы получаем остальные цвета. Например, если смешать красный и жёлтый, то получится тёмно-красный цвет, если соединить синий и красный – фиолетовый, соединение жёлтого и синего даёт нам зелёный цвет.

У радуги можно увидеть различные полосы цветов. Из них три – это основные цвета, а остальные четыре цвета появились от соединения этих красок.

-Как вы понимаете фразу «холодные» цвета?

-Как вы понимаете фразу «тёплые» цвета?

III. Введение в тему урока.

- Давайте рассмотрим ваши поделки, которые вы изготовили дома.

* Поощряю детей (похвалой или вручаю ученикам медальки: разноцветные бумажные или картонные квадраты или круги, которые дети сделали сами или которые они вырезали в процессе задания №1 Творческой папки.

- Обратите внимание на цветное многообразие свои медалей. Откройте учебник с.29, рассмотрите и используя 12 оттенков цвета медалей выложите на столе двенадцати ступенчатый цветовой круг.

Мультимедийная презентация.

- А теперь рассмотрите с.25. Покажите тот цвет, который максимально близкий к цвету крыжовника (жёлто-зелёный), потом смородине (красно – оранжевый).

-Собирали ли вы ягоды, делали ли из них бусы, нанизывая на нитку или травинку, плели ли венки из земляники и цветов?

- Обращает внимание на репродукции на 26 и 27 страницах учебника.

- Цветы, плоды и ягоды с древних времён в разных странах мира олицетворяли богатство земли-прародительницы. Многие праздники: день рождение, день свадьбы, весенние, летние и осенние праздники сопровождают букеты, венки или гирлянды из цветов, трав или ягод. В Индии есть традиция надевать гирлянду из цветов на шею почётному гостю. В некоторых африканских племенах цветные обручи, сделанные из разноцветных семян и плодов, являются украшением и оберегом. Оберег – это то, что охраняет человека от несчастья и болезней. Поэтому, когда человеку дарили декоративное украшение в виде венка, гирлянд, колец, браслетов или бус, то предполагалось, что это украшение будет выполнять функцию охраны, оберега.

Художники, которые делают декоративные украшения, называются ювелирами. Вместо ягод и цветов они используют драгоценные и полудрагоценные камни, металлы, цветное стекло, пластмассу и др.

Физминутка

ü «Портрет неизвестной в русском костюме», созданный Иваном Аргуновым. Красивая женщина в русском костюме смотрит куда-то вдаль. Обращают на cебя внимание серьги, похожие на грозди белой смородины, разузоренный золотыми цветами и листьями головной убор – кокошник, красный сарафан расшит растительными орнаментами, простая белая рубаха, словно белый туман обволакивает её тело, и скромные красно-ягодные бусы, украшающие её шею: всё это составляет образ русской женщины, которая готова к праздничным гуляниям.

Красные бусы являются частью общей композиции: одна бусинка идет за другой. Если убрать хотя бы одну бусинку, то нарушится порядок всей картины – её композиция.

Бусы – традиционное женское украшение. Их простота и скромное цветовое убранство органично дополняет образ народного праздничного костюма, указывает на органичную связь женщины с природой.

-Рассмотрите ряды бус, которые размещены на странице 28, обратите внимание на то, что ритмическое соединение бусин (чередование бусин) может быть разнообразным, например, одна маленькая, за ней большая и опять – маленькая. Или три маленькие, затем одна большая, и опять – три маленькие. Бусины могут быть разными по форме и величине.

- Рассмотрите приёмы изготовления бус из пластилина (или цветного пластика), которые показаны на 28-29 странице.

* Предлагаю детям сочинить свои бусы для мамы (сестры, бабушки или подруги), используя холодную, тёплую или смешанную (контрастную теплую и холодную) гамму цветов. Важным этапом в изготовлении бус является замысел, выраженный в названии. Прощу ребят придумать задуманному образу название, например, «Холодные краски утра», «Горячие солнечные цветы», «Цветовой круг радости», «Мамина улыбка», «Солнечный день» и т.п.

* Раздаю прямоугольные или круглые белые, серые, черные или цветные картонки (размером приблизительно ½ альбомного листа) и дети начинают на низ лепку.

Наши рекомендации