Автоматизация звука [л] в слогах и словах
ЦЕЛИ
• Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [л].
• Упражнять в правильном произнесении звука [л] в слогах
и словах.
• Закрепить навык выделения звука [л] из ряда слов.
• Продолжать учить образовывать относительные прилагательные и приставочные глаголы.
• Упражнять в образовании форм именительного падежа множественного числа существительных.
• Развивать внимание, память, мелкую моторику.
ОБОРУДОВАНИЕ
Книжка с иллюстрациями «Репка»; тарелочка с горохом; набор парных картинок (семь пар); косточки для Жучки; предметные картинки (платок, ручка, конфета, подушка, коврик, ложка); набор картинок «Найди такую же мышку».
1. Организационный момент.
Логопед. Сегодня мы с тобой вновь встретимся со сказкой.
Только это не сказка о Веселом Язычке. Сегодня Язычок сам хочет послушать сказку.
2. Он с нетерпением к этому готовится, весело улыбается.
Подвинул поближе свой любимый диванчик (упражнение «Лопата» ). Тянется к полке за любимой книжкой (упражнение
«Качели» ). Перелистывает странички в книжке (упражнение
«Индюк»). Сдувает пылинки с книжки (упражнение «Бочки»). Итак, начинаем. Сказка называется «Репка».
3. Посадил дед репку. (Открывает соответствующую ил
люстрацию.) Он ее поливал утром и вечером: л-л-л. (Обращает внимание ребенка на положение языка во время произнесения звука [л].)
Вокруг репки траву полол: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лы-лы-лы, лэ-лэ-лэ, лу-лу-лу. Землю рыхлил: ал-ол-ул, ол-ул-ыл, ул-ыл-эл, ыл-эл-ал.
А когда репка выросла, стал ее тянуть: пла-плы-плэ, кло-клу-клы, слэ-сла-слу.
Но вытянуть не может.
Ребенок повторяет за логопедом слоговые цепочки.
4. Позвал дед ... бабку. (Переворачивает страницу.) Бе
жит бабка, из кармана горошинки рассыпает, а из слов звук
[л] теряет. Подбери горошинку и скажи слово правильно:
..ампа пи..а сто..
..ожка мы..о пена..
..ыжи па..ас журна..
Ребенок перекладывает горох со стола в тарелочку и произносит слова.
Тянут они репку, а вытянуть не могут.
5. Позвали ... внучку. (Переворачивает страницу.) А внучка
перед зеркалом сидит, прихорашивается да у зеркала спрашивает: «Я милая?» А зеркало ей отвечает: «Милая». — «Я
славная? Я веселая? Я послушная? Я смелая? Я ласковая?»
Что внучке ответило зеркало?
Ребенок отвечает с утвердительной интонацией.
Побежала внучка в огород, но по дороге на нее комары налетели. Хлопает она руками, ловит комаров, а когда услышит в слове-комарике звук [л], радостно кричит: «Поймала!» Помоги внучке, слушай внимательно слова: лодка—ложка—кошка, палка—банка—балка, будка—булка—бурка, стол—стул— стук.
Прибежала внучка в огород. Тянут репку, а вытянуть не могут.
6. Позвали они ... Жучку. (Переворачивает страницу.)
А Жучка в это время пытается найти спрятанные косточки.
Задание: если найдешь две одинаковые картинки, это значит, что Жучка нашла косточку. (Картинки разложены перед ребенком изображениями вниз в два ряда, причем картинки второго ряда дублируют картинки первого, но в другой последовательности.) Тебе нужно взять по одной картинке с верхнего и нижнего ряда. Если картинки одинаковые, Жучка получает косточку. Если картинки разные, одну из них кладешь на место и берешь следующую. Постарайся запомнить картинки, которые возвращаешь на место.
Ребенок поочередно берет картинки и называет. Составленные пары откладывает в сторону (например, лодки, лампы, столы), а Жучке предлагает косточки по количеству пар.
Прибежала Жучка, но репку вытянуть не получается.
7. Позвали они тогда ... кошку. (Переворачивает страницу.) А кошка в это время в доме хозяйничает, смотрит, что
плохо лежит. Нашла платок из шелка. (Выкладывает соответствующую картинку.) Какой платок она нашла? (Шелковый.) Нашла коврик из соломы, конфету из шоколада, ложку
из олова, ручку из пластмассы, подушку из поролона.
Ребенок образует прилагательные.
Услыхала кошка, что ее зовут, из дома выбежала, по дорожке ... побежала. Через мостик речку ... перебежала, к огороду ... прибежала, в калитку ... забежала, к деду близко ... подбежала. Тянут репку, вытянуть не могут.
Прибежала мышка в огород, потянули все вместе и вытянули репку! |
8. Позвали мышку. А мышка бегает в подполье, ищет похожую
на себя мышку. Помоги ей найти такую же мышку (рис. 12).
9. Итог занятия.
Логопед. Вот и закончилась сказка. Кому мы ее рассказывали?
Ребенок. Язычку рассказывали.
Логопед. Язычок сказку внимательно слушал?
Ребенок. Слушал внимательно.
Логопед. Сказку красиво рассказать получилось?
Ребенок. Получилось красиво.
Логопед. Звук [л] тебе сказку рассказывать помогал?
Ребенок. Помогал.