Программа рассчитана на 7 лет обучения.
Раздел I
Пояснительная записка
“Музыкальное воспитание- это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека”
В. А. Сухомлинский
Среди других видов искусств музыка занимает особое место, так как особенно сильно воздействует на внутренний мир человека. Проблема духовности в современном обществе стоит очень остро и требует решения. Одним из вариантов такого решения является духовное развитие человека в самом начале его жизненного пути – в детстве.
Одной из самых тревожных тенденций последнего времени в детском художественном образовании является падение интереса у детей и их родителей к обучению игре на фортепиано, позволяющем (как никакой другой) наиболее полно и широко «объять» в своём оригинальном репертуаре и в переложениях бесконечный мир музыки!
Анализируя контингент учащихся — пианистов, нельзя не отметить его исключительную неоднородность по составу. Подавляющее большинство составляют дети, обладающие рядом проблем:
- ограниченность музыкальных способностей или кажущаяся ограниченность музыкальных способностей из-за их неразвитости;
- нарушение психофизического и двигательно-моторного характера (плохая координация, вялость мышечного тонуса и др.);
- загруженность в общеобразовательных школах, не позволяющая учащимся проводить за инструментом достаточное количество времени, обеспечивающего быстрое и качественное формирование и поддержание в форме необходимых игровых навыков;
- отсутствие должного контроля и помощи со стороны родителей в силу различного ряда обстоятельств.
Вопрос обновления программы является назревшим и весьма актуальным.
В МОУ ДОД «ДШИ пос. Костино» каждому ребенку предоставлена возможность проявить свои дарования, расширить свои знания в области музыкальной культуры, научиться играть на различных инструментах.
Всестороннее развитие духовного мира воспитанника через восприятие лучших образцов народных, классических и популярных музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов является основной целью деятельности педагога.Одна из главных воспитательных задач – пробудить заложенное в каждом учащемся творческое начало, научить ребенка трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в музыке.
Конечно, пути к постижению музыкальной культуры разнообразны и очень индивидуальны. Так, юный человек, никогда не занимавшийся музыкой, при ее восприятии внезапно может проявить интерес к какому-либо музыкальному произведению. Пьеса или участвующий в ее исполнении инструмент начинают нравиться, постепенно становятся любимыми, и у ребенка появляется желание обучаться игре на музыкальном инструменте, что приводит его в самодеятельные коллективы или в музыкальную школу. Это и становится отправной точкой развития музыкально-художественного восприятия. Иногда встречаются дети, явно отстающие по всем школьным предметам до тех пор, пока они не приобретут хотя бы скромных навыков музицирования, которые помогают проявлению их скрытых прежде эмоций. В результате многие из этих школьников начинают заметно лучше учиться по всем предметам. Открыв воспитанникам доступ к пониманию музыки, мы тем самым стимулируем развитие всех их способностей. Педагогическая деятельность в системе дополнительного образования как раз и направлена на выявление, усиление, поддержку и развитие того уникального творческого потенциала, которым, как утверждают ученые, одарен каждый ребенок.
Данная программа предназначена для проведения предмета «Специальный инструмент фортепиано» в детской музыкальной школе и направлена на воспитание любви к музыке посредством обучения игре на фортепиано. Возраст обучающихся – 7-15 лет.
Приемные экзамены дети не сдают; на собеседовании проверяются лишь их музыкальные данные (мелодический и гармонический слух, чувство ритма, музыкальная память) с тем, чтобы определить наличие музыкальных способностей и выявить общий уровень музыкальной культуры ребенка.
Программа рассчитана на 7 лет обучения.
Основной формой учебной и воспитательной работы в классе фортепиано является урок,проводимый в форме индивидуального занятия педагога два раза в неделю.
1-2 класс — 1,5 часа в неделю;
Класс — 2 часа в неделю.
Данная программа предусматривает требования к занятиям не только по предмету «Специальный инструмент фортепиано», но и по предмету «Фортепианный
ансамбль» (0,5 часа в неделю).
Цель программы: развитие и воспитание разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал.
Задачи:формирование музыкальных способностей и интересов детей:
- свободно читать с листа музыкальные произведения различной стилистической направленности (классические, джазовые, эстрадные),
- подбирать по слуху понравившуюся мелодию с аккомпанементом;
- любить и понимать музыку, иметь хороший музыкальный вкус;
- уметь рассказать своим друзьям о музыке и композиторе, поддержать беседу на музыкальные темы;
- расширить эмоционально- чувственное восприятие и развить образное мышление;
- общаться с инструментом как со своим вторым «я», получая от этого общения эмоциональную разрядку, положительные эмоции.
К числу специфических задач относятся:
- Информационно-обучающая — овладение необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями.
- Развивающая — реализация творческих возможностей учащихся с хорошими данными, развитие мышления, эстетического вкуса, чувства стиля.
- Воспитательная — воспитание духовно-нравственной личности, способной давать духовно- нравственную оценку всему происходящему вне и внутри себя; действовать в соответствии с собственной системой духовно- нравственных ценностей; оказывать влияние на окружающий мир и на других людей, исходя из своих ценностно-смысловых и нравственных установок. Решения этих задач взаимосвязаны и решаются в комплексе.
Новизна программы:
- базируясь на лучших достижениях программ, развивая и закрепляя их академическую направленность, предлагает более широкое и демократичное понимание учебно-воспитательных целей предмета;
- в новых подходах к учебным требованиям и распределению учебного материала по классам;
- в отсутствии жёстких регламентаций по уровню трудности произведений, поэтому предлагаются не репертуарные списки, а сборники, вышедшие в различных издательствах за последние годы;
- в использовании разных форм промежуточной аттестации для разных категорий учащихся с целью создания наиболее благоприятных условий для выявления качества и объёма их знаний, умений и навыков в том или ином виде деятельности.
После окончания семилетнего этапа обучения и успешной сдачи экзамена, учащиеся (с помощью родителей) могут выбрать несколько вариантов:
- закончить обучение в детской школе искусств, сосредоточившись на целенаправленной подготовке к любому другому виду профессиональной деятельности;
- реализовать в ДШИ другую образовательную программу (например, начать обучение на другом инструменте);
- продолжить обучение игре на фортепиано в рамках повышенного уровня «Музыкальное исполнительство» (8 класс).